Л. Н. Толстой


Рассмотрим несколько глубже технику вайвейшн. Как уже упоминалось, это очень динамичная, постоянно об­новляющаяся система, стремящаяся вобрать в себя все


лучшее, что способствует комплексному развитию лич­ности. Вайвейшн имеет следующие составляющие.

1.Диетические и гигиенические рекомендации.

2. Поведенческие и этические установки.

3. Медитативные и релаксационные техники без вхож­дения в гипервентиляционные ИСС.

4. Работа в гипервентиляционных ИСС.

О первом пункте достаточно сказать, что эти реко­мендации взяты в основном из йоги. Знакомясь с ней, дышащий может самостоятельно решить, в каком объе­ме он может их придерживаться.

В холотропе и вайвейшене многие сеансы имеют оп­ределенную тематическую направленность. В этих тех­никах одной из важнейших таких тем является тема смер­ти. Многие люди не способны улучшить качество своей жизни из-за постоянного, навязчивого привязывания своих мыслей к теме смерти. Неумение согласиться с неизбежностью смерти влечет за собой тяжелые мысли и напряженные поиски смысла жизни. Такая направлен­ность мыслительного процесса тесно связана с перина­тальной динамикой. Множество людей постоянно испы­тывают неотступное психологическое влияние второй перинатальной матрицы, и поэтому обычно преувели­ченно тяжело переживают столкновение со смертью, во­обще смертностью и бренностью материального существо­вания. Это сопровождается чувством бессмысленности, абсурдности жизни и отчаянными попытками найти все же ее смысл. Такая привязанность ограничена перина­тальным уровнем сознания и теряет свою значимость при проработке опыта смерти-возрождения и трансценден­ции Эго. Поэтому проработка темы смерти требует осо­бого внимания и даже проведения дополнительных спе­циализированных сеансов. Такие сеансы проводятся уже после детальной проработки психотравмирующего и пе­ринатального опыта. Перед подобным сеансом проводится предварительная подготовка, настройка. Для этого ды-


шашие непосредственно перед сеансом стараются систе­матизировать и свои представления, и воспоминания, связанные со смертью. Результаты этой систематизации желательно кратко записать. Затем в ходе сеанса исполь­зуется соответствующее музыкальное сопровождение, например «Реквием» Моцарта, музыка похоронных об­рядов разных стран мира. После сеанса проводится не­что вроде короткой медитации с сосредоточением на сим­воле, означающем избавление от отягощающих эмоций, связанных с представлениями о смерти. Таким симво­лом служит огонь, в котором сгорают записи, сделанные перед сеансом.

В результате катарсических внутренних преобразо­ваний мысль о смерти становится менее пугающей, что неизбежно приводит к улучшению качественного воспри­ятия жизни. Гуманистическая психология видит в мучи­тельных философских изысканиях смысла жизни не за­кономерную философскую тематику, а «некий симптом, показывающий, что динамический жизненный поток за­мутнен и блокирован».

Опыт изысканий выдающихся гениев философской мысли свидетельствует, что принципиально невозможно оправдать жизнь и найти в ней смысл при помощи ин­теллектуального анализа и чистой логики. С. Гроф счи­тает, что «единственным эффективным решением про­блемы будет не изобретение надуманных целей жизни, а глубокая внутренняя трансформация и сдвиг в созна­нии, восстанавливающий течение жизненной энергии. Человек, активно участвующий в процессе жизни и ис­пытывающий живой и радостный интерес к нему, никог­да не задастся вопросом, есть ли в жизни смысл. В этом состоянии существование воспринимается как драгоцен­ность и чудо, ценность его самоочевидна».

Пневмокатарсис как нельзя лучше способствует раз­рушению привязанности к надуманным целям и смыслу жизни, что позволяет освободиться от свойственного


большинству современных людей симптома чрезмерной интеллектуализации и технократичности. Мы не будем сейчас подробно останавливаться на медитативных прак­тиках, используемых в вайвейшн. Эта система не делает каких-либо особенных предписаний на этот счет. Она лишь утверждает, что использование медитации благо­приятно влияет на ход интеграционного процесса.

Вайвейнш редко вносит в техники специфические до­полнения. Отличие состоит лишь в том, что медитация может проводиться как в НСС, так и после вхождения в ИСС при помощи гипервентиляции.

Практика вайвейшн требует творческого подхода. Новшества могут вводить даже новички. Иногда незна­чительные довольно простые нововведения могут при­носить колоссальный эффект. Например, внешность че­ловека имеет огромное значение как в межличностных отношениях, так и в отношении к себе. Зеркало души это не только глаза, но и в не меньшей степени лицо. Мимика человека - это вторая речь, часто она отражает внутреннее состояние и эмоции более доходчиво и ис­кренне, чем это могут сделать слова. Она больше связа­на с подсознанием, чем с сознанием, ведь нам довольно редко приходиться брать ее под особо пристальный кон­троль. Часто у людей имеет место отчуждение своих представлений о себе от реальной внешности. Это свое­образное противоречие свидетельствует о негативных внутренних психологических тенденциях, а в крайних случаях приводит к расколу личности и также требует детальной проработки. Для этого дышащие в состоянии ИСС созерцают свое отражение в зеркале.

Мы уже говорили, что в результате психологичес­ких травм в коре головного мозга могут образовываться очаги устойчивого возбуждения. Для них характерно такое свойство, как суммация возбуждений. Чтобы их ликвидировать, необходимо привлечь к ним присталь­ное внимание - чрезмерная акцентуация на них способ­ствует их торможению. Такие же самые очаги устойчи-


вого напряжения могут накапливаться и в теле. Мы уже обсуждали механизм образования стереотипных паттер­нов мышечных напряжений. Для их углубленной прора­ботки и устранения в ходе дыхательного процесса, со­средотачиваясь на этих паттернах, дышащие мысленным усилием посылают туда энергию дыхания (прану или ци). Но обнаружить эти места самостоятельно бывает иногда довольно трудно. Для этого существуют специ­альные тесты. Паттерны мышечных напряжений также способны к суммации возбуждения и этим могут себя обнаруживать.

Несколько человек становятся в круг, в центр кото­рого, плотно прижав руки к груди и закрыв глаза, ста­новится тестируемый. Он должен держать тело как можно более ровно, ноги - плотно прижатыми друг к другу. Стоящие в кругу начинают его поочередно толкать, вы­водя из равновесия. В какую бы сторону он ни падал, его подхватывают и направляют в другую, как мячик в волейболе.

В другом варианте тестируемый становится на стул с закрытыми глазами и плотно прижатыми к груди ру­ками и падает спиной вперед. Ассистенты подхватывают его, не давая упасть на пол.

В моменты падения определяются места повышен­ного мышечного напряжения, в них мышцы напрягают­ся первыми и намного сильнее, чем в остальных местах.

Для полной и углубленной проработки всего психо­травмирующего материала омоложения и очищения фи­зического тела от зашлакованности, а также пробужде­ния и очищения энергетического тела человека система вайвейшн рекомендует проводить 1,5 - 2-часовые сеан­сы через день в течение двух лет. Кроме того, время от времени проводятся более длительные сеансы, продол­жительностью 3-6 часов. Вайвейшн, некоторые школы йоги и восточных единоборств рекомендуют проводить 15 - 20-минутную гипервентиляцию по утрам - это спо­собствует скорейшему очищению организма от вредных


веществ, накапливающихся в теле во время сна (70% вредных отходов метаболизма удаляются через легкие с выдыхаемым воздухом), и дает заряд энергии и бодрос­ти на весь день.

В ребефинге, холотропе и вайвейшене после каждо­го группового сеанса дыхания выполняется своеобраз­ный ритуал. Особую важность он имеет при первых по­гружениях. Часто люди после возвращения из ИСС ис­пытывают настоятельную потребность поделиться с кем-нибудь впечатлениями о пережитом, быть понятым и найти поддержку со стороны ближних. Поэтому сразу после процесса дышащие садятся в круг, и каждый, кто имеет такое желание, говорит о пережитом в ИСС. Кро­ме того, это создает определенный настрой сопричастно­сти, единения у членов группы. Добиться этого очень важно, так как между людьми, совместно входящими в ИСС, возможно установление (произвольное или непро­извольное) телепатического контакта. Рожавшие женщи­ны во время сеансов переживают не только собственное рождение, но и заново рожают своих уже рожденных детей. Если на одном сеансе в ИСС совместно входят мать и ребенок, то они переживают все стадии родов синхронно - мать рожает, ребенок рождается.

Такие беседы дают понять и почувствовать начинаю­щим, что удивительные миры и видения ИСС доступны каждому человеку, а раз так, то это нечто вполне нор­мальное.

Я надеюсь, что всего вышесказанного будет доста­точно, чтобы заинтересовать самостоятельными иссле­дованиями ИСС тех, кто привык и умеет ценить азарт самостоятельного познания.

Итак, мне остается лишь пожелать удачных путеше­ствий. И я абсолютно уверен: чтобы вами не двигало, любознательность или прагматические интересы, откры­вая для себя миры ИСС, вы ни в коем случае об этом не пожалеете.


161 ГЛАВА 2

трансовые состояния


Транс и осознающее «я»

Между людьми и богами

лежит великий океан,

один берег которого —

кипучее беспокойство мысли и дерзание,

другой — безмерное могущество и знание.

Путь через него смертельная игра,

и преодолеть его можно лишь в безмолвии транса.