Постижения мира

Медитация одно из величайших искусств в жизни, может, быть, самое великое. Дж. Кришнамурти

Несмотря на большую эффективность гипноза в ре­шении разнообразных частных проблем, он всегда был и будет являться лишь частным, вспомогательным сред­ством в общем развитии личности. Критерием силы и степени самореализации человека является его способ­ность в любых условиях находить наиболее приемлемое для себя решение возникающих проблем, определять общую стратегию своей жизни и реально реализовывать задуманное. При гипнозе целевые установки и сила стрем­ления к их реализации задаются гипнотизером. Такая помощь может быть лишь временной, если она осуще­ствляется на постоянной основе, то это неизбежно при­ведет к ослаблению и деградации личности

Нет сомнений, что каждый человек может самостоя­тельно достичь любой глубины транса и извлечь из это­го максимально возможную выгоду, получая доступ ко всем гипнотическим феноменам. Убеждает в этом мно­говековая практика сознательного самоуправления пси­хикой и соматикой человека

Эта практика, вероятно, не менее древняя, чем гип­ноз (мы обсудили, насколько широко это понятие). Но степень и характер развития методик сознательного са­моконтроля сильно различаются в различных культур­ных средах, у различных народов мира. Обычно эти


системы связывались с религиозно-мистическими пред­ставлениями и верованиями. И лишь сравнительно не­давно, в связи с развитием физиологии высшей нервной деятельности, они были положены на рациональную ос­нову. Но стоит отметить, что в последние годы традици­онная наука подошла к новому переломному рубежу своего развития и в настоящее время в ней появляются новые концепции и парадигмы, которые по устоявшим­ся представлениям трудно назвать рациональными. Об этих тенденциях в развитии современной науки мы упо­минали в начале книги.

Бурное развитие научной мысли в начале нашего века и огромный скачок НТР вызвали эйфорию от успехов, что в свою очередь в умах многих людей породило ил­люзию, что все в мире может быть изучено и понято с точки зрения нормальной (рациональной) человеческой логики. Но дальнейшее развитие науки доказало, что путь познания не так легок. Образно говоря, дойдя до определенных вершин, человечество в своем познании открыло существование новых, еще больших вершин. А это убеждает в бесконечности и непознаваемости всех тайн мироздания.

И тем не менее в сознании подавляющей части чело­вечества существует своеобразная страсть - стремление к самовыражению путем подтверждения силы своего ра­зума через познание мира. Для удовлетворения этой стра­сти человечество стремится создавать обобщенные науч­ные парадигмы, в рамки которых бы укладывались все новые открытия более мелкого масштаба.

В современных передовых научных парадигмах при­менительно к методологии познания рациональная логи­ка занимает лишь промежуточное положение между по­ниманием макро- и микрокосмических законов. Таким образом, сознание принадлежит лишь миру, доступно­му нашему восприятию в НСС, и не способно познать глубинной сущности основ мироздания. Каждый из нас


в своей жизни пользуется как рациональным, так и не­рациональным способом мироощущения.

Рациональность прочно заложена в структуре языка и является основным качеством среднестатистического чело­века. Но далеко не всегда она является положительным качеством, так как устраняет понимание условности на­шего ощущения действительности. Рациональность - не меньшая иллюзия, чем все остальные составляющие че­ловеческого мировосприятия. Непривязанность к этой иллюзии позволяет одной лишь силой мысли манипули­ровать восприятием действительности, психикой, а иногда даже непосредственно воздействовать на саму реальность.

Люди, пусть интуитивно, всегда понимали, что ра­циональность, хоть без нее и не обойтись, необходимо держать в определенных рамках. Иначе она быстро ста­новится обременяющей привычкой и делает человека са­мопоглощенным рабом обстоятельств. Выражаясь в кон­тексте современных представлений, в мозгу всегда су­ществует тенденция к доминированию левого и подавле­ния активности правого полушария.

Необходимо признать, что это хоть и увеличивает наши интеллектуальные способности, но левополушар­ная логика игнорирует все необъяснимое с рациональ­ной точки зрения, ограничивает вмешательство подсоз­нания в психику, отказываясь от важных источников по­лучения информации. В результате безоговорочной при­верженности рационализму человек становится менее эффективен в жизни.

Издавна люди понимали, что необходима практика, направленная на сдерживание поглощенности рациональ­ным, и разрабатывали методы приведения в равновесие рационального и иррационального в своей психике (что соответствует активности левого и правого полушарий соответственно). Методы эти чрезвычайно разнообраз­ны и обозначаются термином «медитация». Он происхо­дит от латинского «meditor», что обозначает «размыш­ляю, обдумываю» или «мысленное созерцание». Мен-


тальное усилие, направленное на уравновешивание дея­тельности полушарий может быть двух видов:

• подавление сверхактивности левого полушария (которое проявляется в виде нескончаемого внутрен­него диалога) намеренным достижением внутренне­го безмолвия (часто волевым усилием или через во­влечение его в решение иррациональной задачи);

• стимуляция образного мышления для увеличения пра­вополушарной активности.

Медитация всегда предполагает вхождение в транс определенной глубины; с одной стороны, это дает отдых всему мозгу или его части, принимающей участие в мыс­лительной деятельности; с другой - трансовая сосредо­точенность помогает углубленному совершенствованию определенных аспектов мышления. Иными словами, практика медитации вырабатывает определенную куль­туру мышления, повышая эффективность его функцио­нирования, и вместе с тем способствует более четкой и слаженной работе психики.


Самостоятельное