Трансовых состояний

Постепенно, шаг за шагом человек должен войти в состояние транса с помощью разума, подкрепленного убежденностью, и таким образом ум его должен сосредоточиться на душе и ни на чем другом.

Бхагавадгита

Медитация - это в отличие от гипноза всегда воле­вой акт со стороны медитирующего, и ее практика неиз­бежно ведет к увеличению способности к волевому са-


моуправлению личности. В основе волевого самоуправ­ления, как и, можно сказать, в основе самой медитации, лежит способность к управлению вниманием. Наиболее очевидная цель любого вида медитации - развитие этой способности. В медитации внимание может быть либо сосредоточено, либо рассеяно, если телу и нервной сис­теме необходимо дать отдых. Медитация может восста­навливать силы человека даже больше, чем сон, так как если в бодрствующем состоянии психика находится в напряженном состоянии, то напряжение не оставляет человека даже в неконтролируемом сновидении.

Обобщая вышесказанное, можно определить меди­тацию как метод саморегулирования, основанный на уп­равлении вниманием для изменения психических про­цессов с конечной целью улучшения самочувствия и здо­ровья, расширения возможностей по управлению созна­нием, направленный на разностороннее развитие и са­мосовершенствование личности.

Управление вниманием - жизненно необходимый на­вык, от степени его развития зависит эффективность как интеллектуального, так и физического функционирова­ния. Поэтому современный большой спорт немыслим без психического совершенствования спортсмена, основу ко­торого составляет медитация. Первостепенное внимание медитативной практике издавна уделялось в восточных единоборствах, где само искусство рукопашного боя счи­талось своеобразной медитацией, неотделимой частью общего духовного развития человека

И сегодня медитация является неотъемлемой частью подготовки в каратэ-до, айкидо, ушу и других видах единоборств. В реальной схватке, лицом к лицу с про­тивником постоянно необходимо быть бдительным, ре­шительным и готовым к действию. Ослабить внимание хотя бы на мгновение - означает поражение.

При занятиях спортом, особенно в тех случаях, ког­да необходима мобилизация сил на протяжении длитель-


ного времени, концентрация мысли на достижении по­ставленной цели, претворяет в действие основной прин­цип медитации.

Медитация — это магистраль с двусторонним движе­нием, связывающая сознание и мышцы. Это означает, что, концентрируясь на работе мышц, можно добиться изменения концентрации сознания и, наоборот, опреде­ленные состояния сознания могут сильно повышать эф­фективность мышечной деятельности, что позволяет ус­танавливать рекорды.

Шведский психолог Ларс-Эрик Унесталь, обследо­вавший спортсменов сборных команд своей страны, при­водит вот такие отчеты участников о выступлениях на соревнованиях:

«Предельно сконцентрировался на том, что делаю. Все окружающее перестало для меня существовать» (пловец).

«Ничего не существует, кроме игры. Я - единое це­лое с мячом и не думаю ни о результатах, ни об очках» (теннисист).

«Тело работало само, без усилия и какого-либо чув­ства утомления и боли» (лыжник).

Японский тренер Кийоски Накамура объясняет ус­пехи своего ученика, одного из сильнейших марафонцев мира, Тошихоко Секо так: «Посмотрите, как свободно он бежит. Обратите внимание на беспристрастное выра­жение его лица. Здесь разгадка его необычайной вынос­ливости. Это дзен. Главное заключается в том, чтобы освободить ум от всего и позволить ему работать есте­ственно, без помех в виде мыслей. Этого не понимает большинство американцев и европейцев».

Но Кийоски Накамура не вполне прав: тренеры и психологи ряда стран, преодолевшие косность мышле­ния, охотно берут на вооружение основывающиеся на медитации психотехники, методику восточных боевых искусств. Боксеры Кубы, добившиеся в начале 70-х го­дов больших успехов и потеснившие нашу сборную, гото-


225 вились под руководством не только специалистов по бок­су, но и тренера по каратэ.

Приобретая в ходе медитации способность к отключе­нию негативных, снижающих работоспособность мыслей и переживаний, спортсмен на длинной дистанции бега, пла­вания или велогонки избегает излишних рефлекторных мышечных напряжений, что повышает его возможность переносить длительные интенсивные нагрузки.

Такова роль медитации в циклических видах спорта, где почти все зависит от выносливости и умения тер­петь. Но и в спортивных играх, где необходима быстрая реакция на действия противника, опыт медитации ока­зывается весьма полезным. Американский тренер по тен­нису Т. Голлуэй предлагает своим ученикам усвоить ме­дитационный принцип «стараться не стараясь». По его мнению, большинство ошибок, совершаемых во время соревнований, происходит от того, что игроки слишком много раздумывают в ситуациях, требующих мгновен­ного реагирования. Избежать этого позволяет пассивная фокусировка внимания, лежащая в основе медитации. Следует, однако, иметь в виду, что такой подход годит­ся лишь для спортсменов, уже достаточно хорошо вла­деющих техникой и тактикой своего вида спорта, но не для новичков, лишь начинающих осваивать элементар­ные приемы.

И еще об одном свойстве медитации необходимо ска­зать, завершая разговор о ее месте в спорте. Она - пре­красное восстановительное средство после физических нагрузок. Наглядным примером проделанной физичес­кой работы служит, как известно, концентрация лакта­тов (солей молочной кислоты) в крови тренирующего­ся, а по уменьшению этой концентрации судят о ходе процесса восстановления. Г. Рикерт (ФРГ) установил, что в первые 10 минут трансцендентальной медитации содержание лактатов в крови уменьшается почти в четы­ре раза быстрее, чем у человека, отдыхающего в поло­жении лежа.


Медитация в большем или меньшем своем методи­ческом разнообразии является неотъемлемой частью всех духовных и религиозных традиций. Например, в хрис­тианстве - это только молитва, в некоторых восточных религиях - молитвы, чтение мантр, созерцание...

Состояние медитации - это прежде всего состояние глубокой сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в виде определенной последо­вательности психофизиологических актов, составляющих единый целостный непрерывный процесс самосовершен­ствования. Общей целью практически всех видов меди­тативной практики выступает результирующий ее эффект, о котором говорят как о просветлении, прозрении, оза­рении, экстазе. Такое состояние необходимо прежде все­го для понимания и познания высших философских ис­тин, большинство из которых можно реально постичь и применить к себе только через медитацию.

Некоторые последователи религиозно-мистических учений заявляют, что истинная медитация невозможна вне определенных религиозных воззрений. Или что ме­дитация может быть использована только как путь к Богу, иначе она совершенно бессмысленна. В большинстве сво­ем концепции различных таких учений противоречат друг другу, каждое из которых претендует на истинность. Последователи учений выбирают свой путь веры не на основе знаний, а по воле случая.




 




Интересно, что довольно часто современным людям различные пособия предлагают экзотические виды ме­дитации с использованием различных мандал или же использующие сложную визуализацию, например: «...во­образи, что ты - это Божественная Посвященная Вадж­ра-Йогини красного цвета; такая же лучезарная, как сияние рубина, имеющая одно лицо, две руки, три гла­за; правой рукой держащая блестящий светящийся изо­гнутый нож и размахивающая им высоко над головой, отсекая полностью все ментально мешающие мыслепро­цессы; левой рукой держащая против ее груди челове­ческий череп, наполненный кровью; выражающая удов­летворение ее неисчерпаемым блаженством, с Тиарой из пяти высушенных черепов на ее голове; носящая нашей­ное ожерелье из пяти кровоточащих человеческих го­лов...».

Возможно, таинственность древних верований и за­гадочность связанных с ними символов способны впе­чатлить некоторых людей до такой степени, чтобы уве­личить внушаемость и облегчить вхождение в транс. Но это случается довольно редко, сила первого впечатления поддерживает повышенную внушаемость недолго. Обыч­но сложные символы, вырванные из контекста каких-либо древних традиций, только осложняют медитацию. Возможно, в той социальной среде, где зарождались эти атрибуты медитации, они имели глубинный смысл для


сознания и даже подсознания воспитанных в этой среде людей. Культуры, порождавшие эти медитативные тех­ники в той среде и в то время, имели группы сплочен­ных приверженцев. Поэтому сосредоточение на симво­лах «живого» культа помогало медитирующему подклю­читься к соответствующему эгрегору. Но сейчас «старые Боги мертвы».

Даже если медитирующий подробно изучит и про­никнется всем, что связано с символом, и ему удастся войти в связанное с ним энерго-информационное поле эг­регора, то вполне вероятно, что это не принесет челове­ку никакой пользы, а возможно, даже нанесет вред пси­хике, так как эгрегоры древних религий и учений по своему ценностному и эмоциональному наполнению чуж­до современному человеку.

Однако иногда древние религиозные и мифологичес­кие персонажи и символы спонтанно самопроизвольно возникают в пространстве ИСС. В таких случаях нужно быть предельно осторожным. Но полностью игнориро­вать их также не стоит. Это может свидетельствовать о какой-либо особой предрасположенности или привязан­ности к особым энерго-информационным структурам. И что бы это ни было, оно требует внимания, проработки, ведущей к расшифровке его значения и интеграции или утилизации того, что кроется за этим психологическим феноменом.

Все медитативные техники делятся на статические и динамические. В динамической медитации вхождению в ИСС помогает концентрация внимания на движении.

Медитация может ставить перед собой прагматичес­кие и общеразвивающие цели. Жизнь должна быть со­вершенствованием, иначе она теряет остатки всякого смысла. Медитация - совершенствование самого глав­ного, чем мы обладаем как разумные существа. - созна­ния и его внимания. Таким образом, вся жизнь должна быть заполнена медитацией.


Медитация в повседневной жизни заключается во внимательном отношении ко всему, чем вы занимаетесь, будь то работа, свободное время, общение. Вы должны полностью осознавать, что вы делаете в каждый момент времени. Иными словами, человек должен пребывать в «здесь и сейчас» в каждый момент времени, иначе жизнь его будет затуманена блужданием в образах прошлого и иллюзиях мыслей о будущем. Лишь пребывание созна­ния в настоящем приносит ощущения наполненности жизни и удовлетворенности своей деятельностью, в про­тивном случае создается лишь видимость деятельности. В ходе занятий медитацией приобретается навык в определенное время концентрировать внимание на од­ном предмете или процессе. Это важно для улучшения самоорганизации, повышения внутренней собранности. По мере того, как навык концентрации внимания будет распространяться на другие области жизни, человек об­наруживает, что становится способным распознавать те привычные схемы восприятия, чувства, стремления, ко­торые прежде оказывали громадное влияние на жизнь, оставаясь в то же время вне пределов досягаемости со­знания. Осознавая, может вмешиваться, вмешиваясь -изменяет. Таким образом человек получает возможность принимать более сознательное участие в своей жизни. Процесс медитации включает три стадии:

• расслабление;

• сосредоточение;

• собственно медитативное состояние, глубина кото­рого может быть различной и зависит, в частности, от опыта занимающегося и продолжительности се­анса;

• выход из медитации.

Кстати, здесь стоит упомянуть, что, занимаясь ме­дитацией, уходя в себя, вы можете самостоятельно из­менять ее продолжительность. У нашего подсознания, которое в этом состоянии более активно, отлично разви-


то чувство времени. В среднем его ошибка у разных людей в отсчете времени может составлять полсекунды в минуту. Входя в транс, просто подумайте, как долго вы хотели бы в нем оставаться, и подсознание в нужный момент вернет вас к нормальному состоянию.

Рассмотрим названные стадии по порядку. Расслаб­ление. Устранение чрезмерного нервно-мышечного на­пряжения (релаксация) является непременным услови­ем начала медитации. Но развиваясь и переходя в сосре­доточение, процесс медитации способствует дальнейше­му расслаблению, здесь действует механизм положитель­ной обратной связи. Чтобы облегчить расслабление и сосредоточение, медитировать следует в спокойном мес­те, обеспечивающем изоляцию от шума, яркого света и прочих внешних раздражителей. Это требование обяза­тельно для начинающих, но когда человек овладеет ис­кусством медитации, оно становится менее категоричным. Мы еще вернемся к этому вопросу позже, после обсуж­дения поз для медитации.

Сосредоточение. Оказавшись в спокойном месте и приняв удобное, расслабленное положение, мы сократи­ли число нервных импульсов, идущих к центральной не­рвной системе от внешнего мира и мышечного аппарата организма. Однако в таких условиях левое полушарие головного мозга продолжает активно функционировать, и в начале каждого сеанса медитации в голову сами со­бой приходят различные мысли. Для успеха медитации следует, однако, эту активность прекратить или свести к минимуму.

Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания. Таким фокусом может стать дыхание медитирующего, вновь и вновь повторяе­мые им слова или сочетания звуков, концентрация на предмете, рисунке.

Концентрация на выбранном объекте - дело для на­чинающего непростое: внимание неизбежно будет от-


влекаться, появятся блуждающие мысли. Не следует бо­роться с ними, гнать их прочь. Важный принцип меди­тации - пассивность отношения, «пусть это произойдет само собой». Пусть мысли приходят и уходят, не ста­райтесь активно отделаться от них, не пытайтесь не ду­мать о розовых слонах, у вас все равно это не получит­ся, просто оставьте их в покое - они идут сами. Мягко вернитесь к объекту внимания, не заботясь о том, сколь­ко раз приходится направлять сознание к выбранному объекту фиксации.

Как мы уже говорили, существуют другие способы медитации, например концентрация внимания на движе­нии. Медитирующий может, например, последователь­но касаться большими пальцами рук всех остальных паль­цев, полностью концентрируясь на этой процедуре.

В Ридзай-дзэне основным методом медитации явля­ется решение иррациональной загадки, размышление над алогичным вопросом (коан). Пример коана: «Мы знаем звук хлопка двумя ладонями, но как звучит хлопок од­ной?». В тщетных попытках найти ответ левое полуша­рие терпит неудачу и, образно говоря, капитулирует. Происходит то же, что и при полной концентрации вни­мания: доминантность левого полушария снижается.

Собственно медитативное состояние. Правое полу­шарие головного мозга, прежде подавлявшееся своим со­седом, создает теперь свою целостную картину бытия. Психологи указывают, что человек обычно отсекает часть доступной ему информации, воспринимает ее выбороч­но, на происходящее отвечает заученными реакциями. Это не позволяет индивиду полностью осознать свое су­ществование, мешает развитию. В такой перспективе медитация представляется попыткой на какое-то время выключить концептуальную систему, временно прекра­тить процессы обработки входящей информации.

В дзене перед медитирующим ставится задача: пол­ностью сохраняя сознание, оставить всю умозрительную деятельность.


Говоря другими словами, процесс медитации можно в определенной степени сравнить с отпуском. Возвраща­ясь к внешнему миру после кратковременной «отлуч­ки», мы находим его «новым», «другим». Наше созна­ние избавляется от автоматизмов, становится более эф­фективным в своей деятельности.

В традиции йоги считается, что цель медитации -достижение «самадхи», особого состояния интеграции всех элементов личности, в котором в человеке пробуж­дается вдруг способность видеть и принимать явления, обычно недоступные сознанию. В этой связи описыва­ются многочисленные случаи , которые могут быть отне­сены к разряду парапсихологических.

В дзене о медитации говорят как о пути к «сатори», пробуждению. Вышеприведенные метафоры эзотеричес­ких учений могут быть переведены на язык современной психологии как описывающие ограниченность, специфи­ческую направленность нашего сознания, нашу привер­женность стереотипам мышления, пребывание в плену категориальных систем. В результате медитации прихо­дит понимание того, что наши представления бывают условны и если не искажают действительность, то соот­ветствуют ей лишь очень приблизительно. Освободив­шись от цензуры логики в результате практики медита­ции, мы освобождаем путь интуиции и иногда вдруг мгно­венно получаем ответ на самые трудные вопросы. Мы пробиваемся к сокровенной глубине своего существова­ния, открываем свое подлинное скрытое «я». Сознание проясняется, а ведь это и есть пробуждение.

Выход из медитации. Возвращаться к НСС нужно очень постепенно, особенно, если сеанс был продолжи­тельным. Резкое воздействие на находящегося в состоя­нии глубокого погружения человека может вызвать ис­пуг или другие неблагоприятные состояния. По этой причине не следует для обозначения конца сеанса ис­пользовать будильник. Его звонок скорее всего будет


неприятен занимающемуся, как неприятно бывает, ког­да вас грубо и резко будят от сна.

Закончив медитацию, следует еще некоторое время находиться в той же позе, прекратив, однако сосредото­чение и концентрацию внимания на объекте медитации. Не следует также резко открывать глаза, держите их полузакрытыми. Затем проделайте медленные движения головой, несколько раз закройте и откройте глаза, ра­зомните слегка плечевые суставы.

Важнейший вопрос медитативной практики - выбор позы. Почему рекомендуется медитировать в определен­ных позах? Потому что принятие определенной позы поможет вам провести границу между нашей обычной повседневной деятельностью и медитацией и тем самым облегчить концентрацию.

Вовсе не безразлично, в какой позе медитировать. Давно известно, что каждой позе соответствует опреде­ленное внутреннее состояние. Не случайно в армии ис­пользуется стойка по команде «смирно»: грудь вперед, живот втянут, руки по швам, стой и не шевелись. Имен­но такая поза создает готовность к восприятию команд и последующему беспрекословному их выполнению.

В медитации поза должна быть удобной, но в то же время оказывать на упражняющегося определенный мо­билизующий эффект. Почти все восточные школы меди­тации придают большое значение прямому держанию туловища. Только в трансцендентальной медитации та­кого требования нет, здесь считается, что можно зани­маться, сидя в мягком кресле. Но каждый, кто медити­рует, рано или поздно приходит к выводу, что успех медитации во многом зависит от позы. Если человек внеш­не держится прямо, то и внутренне он скорее будет со­бранным, внимательным, в то время как небрежная поза предрасполагает к внутренней лености, вялости. Мягкие кресла не позволяют полностью выпрямить позвоноч­ник и располагают к сонливости. Лучше всего медитиро-


вать, сидя на полу, положив коврик или одеяло. Но

можно также медитировать сидя на стуле или табурете.

В любом случае колени не должны располагаться выше тазобедренных суставов. Поэтому если стул слиш­ком низкий, то следует скрестить ноги, тогда колени опу­стятся. Если же высота стула или табурета нормальная (для большинства занимающихся - 45 см), то ноги нуж­но держать слегка разведенными, а стопы параллельны­ми, опираясь на пол всей подошвой. Садиться лучше ближе к переднему краю сиденья, особенно если оно, как это иногда бывает, имеет наклон к спинке.

Из-за слабости мышц спины удерживать туловище прямым большинству занимающихся будет поначалу трудно. Со временем мышцы окрепнут, и осанка уже не будет вызывать трудностей. Дело, впрочем, не только в силе мышц, но и в умении поддерживать равновесие тела, тогда понадобятся минимальные мышечные усилия. Но сначала необходимо развить чувство равновесия, научить­ся принимать оптимальное положение, что достигается практикой.

В первый период занятий в начале каждого сеанса, приняв позу, в которой вы собираетесь медитировать, медленно раскачивайте туловище вперед, назад и в сторо­ны, а также делайте им круговые движения, стараясь уловить наиболее устойчивое положение.

Голова также держится прямо. Подбородок следует слегка взять на себя, но так, чтобы это не повлекло за собой наклона туловища.

Поза будет оптимальной тогда, когда спина остается прямой, удерживаемая позвоночником, а все остальные мышцы полностью расслаблены. Вышеприведенное тре­бование полнее всего выполняется в трех классических позах для медитации, принимаемых на полу:

1) со скрещенными ногами (сидя «по-турецки»),

2) сидя на пятках,

3) «лотос».


Преимущество классических поз заключается также в следующем. У медитирующего, сидящего на стуле или табурете, может возникнуть беспокойство или даже страх перед падением в состоянии погружения, что мешает процессу медитации. Пол же дает чувство безопасности.

Для большинства начинающих скорее всего подой­дет поза сидя на полу со скрещенными ногами. Иногда это положение называют «удобной позой». Сидеть так и впрямь приятно, а в некоторых восточных странах эта поза широко распространена в повседневной жизни. Со­бираясь медитировать в этой позе, следите за тем, чтобы ваша голова, шея, позвоночник составляли прямую ли­нию

Как держать руки? Возможны два варианта. Пер­вый заключается в том, что ладони держат на коленях. С него и следует начать. Во втором варианте, к которо­му можно перейти, приобретя некоторый опыт медита­ции, ладони надо сложить подобно двум чашам, вло­женным друг в друга. В индийской традиции правая (ак­тивная) рука располагается снизу, левая сверху. У лев­шей - наоборот. Открытость ладоней указывает на то, что в данный момент вы не заняты какой-либо деятель­ностью, а готовитесь нечто предпринять. Большие паль­цы слегка соприкасаются, как бы замыкая электричес­кую цепь.

Учителя дзена обращают большое внимание на по­ложение ладоней своих учеников и на основании того, как они держат большие пальцы, определяют внутрен­нее состояние человека, его готовность или неготовность к началу медитации.

Если большие пальцы сильно прижаты друг к дру­гу, так что направлены вверх, то это признак чрезмер­ного напряжения, которое будет мешать медитации. Опу­щенные большие пальцы, отсутствие контакта между ними свидетельствуют о вялости, что также не способ­ствует успеху в предстоящем занятии. Большие пальцы


не должны образовывать «гору» или «овраг», им надле­жит располагаться строго горизонтально.

Руки опираются на бедра, свободно свешиваться они не должны, так как в этом случае расслабления не полу­чится. Ладони держатся близко к животу, но не давят на него. Желательно легкое прикосновение к животу, по крайней мере во время вдоха.

Вторая классическая поза для медитации - сидя на пятках. Чтобы принять ее, нужно стать на сведенные вместе колени, держа носки вместе, а пятки слегка раз­веденными. Затем опуститься на пятки. Голова, шея и туловище составляют прямую линию.

Эта поза широко распространена в Японии. Здесь в ней не только медитируют, но и читают, пишут, едят, выполняют различную работу. В отличие от японцев, привыкших к этой позе с детства, многим из нас, осо­бенно людям с сильно развитыми мышцами бедер, она на первых порах покажется неудобной. Возможно не­приятное напряжение в бедрах, боль в коленях. Боле­вые ощущения можно смягчить, подложив между пятка­ми и седалищем подушку, под колени подушку и одеяло под голеностопные суставы; но лучше всего осваивать эту позу не торопясь, постепенно, возвращаясь при по­явлении неприятных ощущений в мышцах и связках на некоторое время к уже освоенной позе со скрещенными ногами.

При позе сидя на коленях блокируются крупные кровеносные сосуды бедер, что может оказать небла­гоприятное воздействие на людей, склонных к расшире­нию вен. Им следует отдать предпочтение позе со скре­щенными ногами или позе лотоса.

Поза лотоса — одна из основных поз йоги - хорошо подходит для медитации. При опоре на таз и колени поддержание тела в вертикальном положении требует лишь минимальных усилий. Сидеть в позе лотоса легко и удобно, нет ни малейшего мышечного напряжения, мешающего полной концентрации.


237 Большинству занимающихся, однако, освоить «ло­тос» бывает непросто. Но при последовательной и целе­устремленной работе это удается и в возрасте старше 50 лет. Однако следует подчеркнуть, что овладение позой лотоса не должно становиться самоцелью. Если у вас возникают трудности с ее освоением, не расстраивайтесь. Успешно можно медитировать и в других позах.

Тем же, кто решил научиться «лотосу», следует за­пастись терпением и регулярно, ежедневно, а по воз­можности и два раза в день проводить следующие под­готовительные упражнения.

1. Сесть на пол и как можно больше развести ноги в
стороны. Затем согнуть правую ногу в колене и притя­
нуть к себе правую стопу, чтобы она оказалась на левом
бедре у паха.

Туловище при этом следует держать выпрямленным, а колено должно держаться пола. Зафиксировать поло­жение до появления дискомфорта, а затем проделать то же самое с левой ногой. Чтобы облегчить выполнение, можно сидеть на небольшой подушке.

2. Сидеть следует на одеяле, сложенном толщиной в
ладонь. Сначала выполняем упражнение 1: при прямой
левой ноге сгибаем в колене правую и прижимаем ее
стопой к левому бедру. Вслед за тем сгибаем также ле­
вую ногу и располагаем стопу на правом бедре так, что­
бы пальцы были обращены вверх. Важно помнить о том,
чтобы туловище было выпрямленным, а оба колена ка­
сались пола.

В дополнение к трем основным рассмотрим две до­полнительные позы для медитации.

Лежа на спине можно хорошо расслабиться, но эта поза располагает ко сну. Но только именно эта поза под­ходит для погружения в глубокий транс. Использовать эту позу можно только тем, кто уже имеет некоторый медитативный опыт и довольно хорошо владеет своим вниманием.


Лежать следует без подушки. Ноги и руки чуть-чуть разведены в стороны. Медитировать можно также в по­ложении стоя. При этом стопы параллельны, на некото­ром расстоянии друг от друга, ноги слегка согнуты в коленях, руки висят полностью расслабленные. В этом положении можно медитировать, концентрируясь на ман­тре или на дыхании. Медитативное состояние делает сто­яние неутомительным. Медитация стоя хорошо подхо­дит людям сидячих профессий. Для тех, кто долго вы­полняет медитацию сидя, она может оказаться полез­ным переключением.

Общую методику расслабления мы уже рассматри­вали выше, а теперь обратим внимание на некоторые особенности расслабления в позах для медитации.

Успешной медитация может быть только тогда, ког­да в принятой позе человек максимально расслаблен. При медитации в сидячем положении у многих очень часто, у некоторых почти всегда бывают напряжены мышцы пле­чевого пояса. Любой стресс или неприятности почти не­избежно ведут к напряжению, зажатости этих мышц. Плечи непроизвольно поднимаются, голова втягивается в них, как бы защищаясь от предстоящего удара. В кон­це концов в этой области возникает хроническое напря­жение мышц, причиняющее много неприятностей. Изба­виться от скованности плеч, приступая к медитации, можно следующим образом. Поднимите плечи, ощущая при этом неприятное напряжение, а затем «бросьте» их. Зафиксируйте возникшее ощущение и постарайтесь со­хранить его в памяти.

Дополните расслабление активным воображением. Например, можно использовать такой образ. При рас­слаблении плеч представьте длинные ветви дерева, сги­бающиеся под тяжестью обрушившегося на них снега. Ветви медленно все больше и больше сгибаются, и, на­конец, снег соскальзывает с них, освобождая дерево от своего гнета. «Бросая» плечи, давая им «упасть», мы


обрасываем с себя все, что нас тяготит, освобождаемся от бремени забот.

Особое внимание в сидячих позах следует обратить напоясницу. Не должно быть никакого лишнего напря­жения.

Теперь, после того как мы обсудили все предвари­тельные моменты, перейдем к непосредственному рас­смотрению медитативных техник.

Работу по самосовершенствованию и коррекции сво­ей психики лучше всего осуществлять в состоянии глу­бокого транса. Но для этого сначала необходимо, как уже говорилось, научиться в достаточной мере владеть вниманием. Поэтому совершенствование в этом плане дол­жно быть поэтапным.


Первый этап. Совершенствование внимания сознания

Куда бы ни убегал ум.

изменчивый и неустойчивый по природе,

нужно неизменно возвращать его назад.

под контроль своего «я».