Некоторым людям, не являющимся кинестетиками, очень трудно сразу сосредотачивать внимание только на кинестетических ощущениях. Поэтому им для вхождения в транс предпочтительнее пользоваться концентрацией на элементах зрительной или аудиальной системы представлений. Причем сосредотачиваться можно как на восприятии реального, так и иллюзорного или воображаемого
1. Подобной технике самонаведения транса много внимания уделяла Бетти Эриксон в своих многочисленных семинарах по самогипнозу. Бетти — жена Милтона Эриксона - достигла необычайных успехов, занимаясь самонаведением различных измененных состояний. Большую
часть своей жизни она посвятила проблеме самогипноза, разрабатывала техники самопогружения, изучала возможности их практического применения. Ее излюбленные техники основаны на перекрывании в восприятии элементов различных систем представлений.
Для погружения она садилась в глубокое удобное кресло и находила перед собой предмет, на который было бы можно смотреть, не напрягаясь. Желательно, чтобы на него было приятно смотреть. Хорошо использовать кристаллы, стеклянные (например, люстра), металлические и любые другие блестящие предметы, еще лучше, если на них отмечается игра света (это можно искусственно устроить). - все это облегчает погружение, вызывая утомление зрения. Затем необходимо, сосредотачиваясь на отдельных ощущениях, непрерывно перемещать внимание с одного из них на другое.
Вначале по каждому каналу восприятия вы выделяете несколько ощущений или аспектов воспринимаемого, а затем сужаете круг внимания, углубляя сосредоточение и вместе с этим все глубже погружаясь в транс.
1) Я вижу перед собой блестящий шарик. Я вижу стол, на котором он стоит. Я вижу падающий из окна луч света. Я вижу... Я слышу шум машин на улице за окном. Я слышу человеческие голоса. Я слышу шум ветра. Я слышу... Я чувствую, как удобно моему телу. Я чувствую, как мои мышцы расслабляются и отдыхают. Я чувствую, как мои ноги прикасаются к прохладному полу. Я чувствую... И так далее, (не более 5 — 9 ощущений по каждому каналу).
2) Я вижу блестящий шарик. Я вижу падающий свет. Я вижу... Я слышу шум машин. Я слышу звуки голосов. Я слышу... Я чувствую свинцовую тяжесть тела. Я чувствую, как оно давит на кресло. Я чувствую... (Не более 3-5 ощущений по каждому каналу.)
3) Я вижу блестящий шарик. Я вижу свет. Я слышу шум машин. Я слышу звуки голосов. Я чувствую нарастающую тяжесть тела. Мне трудно удерживать голову.
4) Я вижу блеск шара. Я слышу шум ветра вдалеке. Я чувствую тяжесть век. Восприятие в процессе погружения может быстро меняться. Не напрягайтесь и не препятствуйте этому процессу, если он действительно пошел. Приведенные выше предложения-мысли должны после первого этапа возникать как бы самопроизвольно. На завершающем этапе углубления транса зрение становится туннельным, источники звуков как бы удаляются, телесные ощущения приходят как бы издалека.
2. Сосредотачиваться при погружении можно как на внешних реальных источниках ощущений, так и на внутренних воображаемых. Чаше всего транс используют для внутренней работы. Следовательно, для этого лучше использовать приемы, направленные на изоляцию внимания от внешних раздражителей.
Однако следует сказать, что этот прием не всем сразу удается, особенно в не очень спокойной обстановке. Поэтому возможен комбинированный вариант: начинать погружение через сосредоточение на внешнем восприятии, а после вхождения в легкий транс продолжать его углубление, сосредотачиваясь на переходе на элементах внутренней реальности.
При самонаведении транса через сосредоточение на внутреннем мире мы можем значительно облегчить погружение, активно привлекая к этому процессу уже имеющийся опыт. Для этого вспомните случаи, когда вы уже погружались в транс самостоятельно или с посторонней помощью.
Перед началом погружения постарайтесь, насколько это возможно, расслабиться. Расположитесь так, чтобы вам было удобно. Несколько минут просто отдохните, позволяя мыслям течь самопроизвольно. После чего приступайте к построению нужной картины во внутренней реальности, каждая деталь которой - элемент универсального языка символов понятного и сознанию, и подсознанию. Чем более сложную и отчетливую картину вы
построите, тем больше внимания будет захвачено и отвлечено от внешнего и тем глубже вы будете погружаться в транс. Задействуйте при этом все системы представлений.
Погружаясь в транс, вы можете производить разнообразные манипуляции с внутренним восприятием. При этом вы можете создать слишком сложную обстановку во внутренней реальности, поэтому для решения каких-либо конкретных задач, требующих более полного на себе сосредоточения, применяйте подход первого метода - постепенно сужайте зону рассеяния внимания. Всю ту сложную картину из разнообразных ощущений, которую вы развернули перед внутренним взором, сверните до одного единственного всеобъемлющего символа, равного ей по значению.
Видения транса практически ничем не отличаются от сновидений. Самостоятельно погружаясь в транс, важно не утратить осознанность, иначе это состояние будет не намного более полезным, чем обычный сон. Следует сказать, что перед обычным засыпанием мы привычно на короткий срок входим в состояние, близкое к трансовому, со всеми присущими ему феноменами. Поэтому перед засыпанием можно самостоятельно внушать себе необходимые установки. Но внушение в состоянии легкого транса - лишь вершина айсберга возможного практического аспекта использования трансовых состояний.
Самостоятельная работа в состоянии глубокого транса сходна с практикой осознанных сновидений. Эта практика является истинным шагом за порог нашей реальности в невероятный мир безграничных возможностей. Освоение навыков преднамеренного вхождения в транс и сохранения осознанности в этом состоянии дает возможность войти в тот мир во всей полноте своего личного «я». О том, что ждет нас за этой чертой, поговорим в следующей главе.
ГЛАВА 3 состояние сна
Жизнь в реальностях снов
Каждый человек
должен быть высшим повелителем
и господином своих собственных сновидений,
или духовной вселенной.