Около трети жизни мы проводим в состоянии сна. Подавляющее большинство людей считает, что сон - это не более чем отдых, бездеятельная, а потому бесполезная часть жизни. Некоторые, сознавая, что сны - прибой неведомого, пытаются извлечь из них хоть какую-то пользу для дневной жизни, занимаясь толкованием того, что оставляет в памяти неуправляемый хаос ночных иллюзий. Впрочем, пользы от этого не больше, чем от добывания жемчуга просеиванием песка. Обычное воспитание делает человека беспомощным в мире снов, поэтому не зря во многих культурах сон считается «братом смерти».
Но возможен и другой подход. Сон и бодрствование - два полюса нашего бытия. Они взаимозависимы, их влияние друг на друга равнозначно. Реальность бодрствования зависит от реальностей снов так же, как события дня находят свое отражение во снах. При бодрствовании реальность воспринимается всеми одинаково - поэтому она считается объективной, реальности снов со всеми их законами столь непостоянны, что считаются субъективными иллюзиями. Субъективное подвержено непосредственному влиянию воли и мысли, поэтому бесспорно относится к миру идеального.
В сновидениях возможно все. В объективном мире наша свобода и наши возможности ограничены. Но где проходит граница между нашими возможностями в субъективном и объективном мирах? Меньшее не может заключать в себе большее, ограниченное не может целиком охватывать бесконечное во всех отношениях. Поэтому не случайно много раз на протяжении истории человечества высказывалась мысль о том, что реальность бодрствования является лишь частным случаем реальности сна.
Сознание - это связующее звено между ними. Через него возможно их взаимное влияние друг на друга. Реальность бодрствования - это база, колыбель нашего сознания. И, возможно, она должна являться лишь отправной точкой для него на пути дальнейшего совершенствования. Но большинство людей никогда в жизни даже не пытаются сделать шаг за пределы этой колыбели. Может быть, поэтому практически невозможно найти человека, действительно удовлетворенного жизнью.
Далеко не каждому известно, что сознание может быть для человека во сне такой же организующей силой, как и в дневной жизни. Все зависит лишь от привычки и навыков. Навык сознательного управления сновидениями вырабатывается точно так же, как и любой другой в бодрствующей жизни, все начинается с волево-
гo усилия. Мы уже обсуждали выше термин «второе внимание». Он как нельзя лучше подходит для обозначения действующего инструмента сознания в мире снов. Второе внимание не является чем-то обособленным от обычного внимания, но есть его более развитая и дополненная форма.
Контроль сновидении придает новое качество жизни, делает ее более наполненной. Человеку, ни разу не погружавшемуся в сновидение при полном сохранении ясности сознания, невозможно объяснить это утверждение. Сохранение осознанности во сне вызывает ничем необъяснимый и неописуемый восторг, превосходящий все ожидания. И я готов поклясться, что не спекулирую в этом интересом читателей, не переживавших никогда ничего подобного
Мы уже говорили о том. что в ИСС время может течь иначе, чем в нормальном состоянии. В сновидении оно зачастую идет медленнее обычного. Интересные исследования на этот счет были проведены в Институте экспериментальной медицины АМН СССР им. Бехтерева «...Запись биопотенциалов мозга велась всю ночь. Когда на энцефалограмме появлялись признаки того, что испытуемый видит сон (об этом, в частности, свидетельствуют движения глаз), его будили и просили рассказать, что он видел во сне. Кроме того, он должен был определить, сколько прошло времени исходя из длительности и числа совершившихся во сне событий. Поскольку по записи энцефалограммы мы могли точно определить длительность сновидения, сравнение с оценкой испытуемого позволяло судить, текло ли время в сновидении так же. как в бодрствовании, или его масштаб изменился - время как бы растягивалось, и человек «проживал» в два - три. а иногда в десять - сто раз больше того, что реально можно прожить за подобный промежуток времени». Принимая во внимание этот факт, можно смело утверждать, что человек опрометчиво отдает
бессознательному большую (насколько большую — трудно
даже вообразить) часть своей жизни.