Свами Вивеканда

В 1977г. впервые в истории науки была защищена докторская диссертация С. Лабержа о практике осоз­нанных сновидений.

В своей работе он обобщал весь известный предше­ствующий опыт изучения этого явления. В основном это опыт синоев, индийской и тибетской йоги, буддизма, даосизма, тантризма и различных других восточных мистических учений. В европейской культуре опыт изу­чения мира осознанных сновидений чрезвычайно мал. Ортодоксальная христианская религия не поддержива­ла и даже осуждала экспериментирования в мире снов. Развитие способности управлять снами приравнивалось к колдовству. В сущности так оно и было, в Европе прак­тикой осознанных сновидений занимались в основном мистики и колдуны. Материалистов сновидения интере­совали мало, так как, по их мнению, эта область - че­ресчур плодородная почва для возникновения разного рода предрассудков.

Как на Востоке, так и на Западе сновидческие прак­тики неразрывно связывалась с эзотерикой. Поэтому они


обрастали предрассудками и без всякой необходимости усложнялись. Для использования современным челове­ком все ранее накопленные о сновидческой практике знания должны быть заново пересмотрены.

Наиболее сложный и спорный вопрос сновидческой практики - это путешествие тела сновидения (энерго-информационного двойника, или, как его еще называ­ют, астрального тела) в мире дневной реальности. Ис­пользование двойника для различных прагматических целей в этой реальности больше всего интересовало кол­дунов и магов. Об этом же мечтают очень многие люди, приступающие к практике осознанных снов. Вторгаясь в сон. сознание стабилизирует все воспринимаемые в нем объекты.

Намерение позволяет создавать во сне любые иллю­зии, то есть в рамках сновидческой реальности человек может получать все, что только способен себе предста­вить. Уже в первом же осознанном сновидении вы мо­жете запросто слетать, допустим, в банк и притащить оттуда несколько золотых слитков, перенестись в буду­щее, чтобы узнать выигрышный номер лотереи, но, про­снувшись утром, вы убедитесь, что реальность сна это одно, а реальность бодрствования - это совсем другое.

Хотя бывают, конечно же, исключения, о некото­рых из них мы уже говорили. Известно, что в человеке заложены огромные неиспользованные резервы. Извес­тно, что иногда человек лишь силою намерения спосо­бен управлять самой реальностью и временем. Извест­но, что существуют великие кудесники, провидцы. Но самый больший парадокс в том, что чудес в мире ровно столько, чтобы здравомыслящему человеку всегда при­ходилось выбирать между верой и убежденностью в их действительном существовании. Целители чуть ли не вос­крешают пациентов из мертвых, но часто сами страдают от тривиального насморка. Провидцы открывают про­шлое и предсказывают будущее тысячам людей, но. как


ни странно, не могут уберечь от несчастий своих близ­ких родственников, не предупреждают человечество о серьезных катастрофах, вызывающих разрушение целых городов и десятки тысяч жертв.

Кто-то верит во всесильность черной магии и зла, irro-то в непобедимость добра и света, но мир далек от торжества одной из этих сил. нельзя даже сказать что-либо определенное о том. находятся ли они в состоянии равновесия. Приступая к сновидческой практике, откры­вая себе доступ к иным реальностям и делая их более устойчивыми в своем восприятии, человек должен иметь более или менее четкое представление о природе реаль­ности. Не случайно об этом упоминается именно сейчас, так как сновидение - наиболее мощная из представлен­ных в книге техник.

Мы уже говорили, что реальность бодрствования есть некоторое общественное соглашение, наиболее выгодное для существования общества в целом. Общечеловечес­кое намерение, поддерживающее это соглашение, дей­ствует как своего рода буфер, смягчая любые произво­димые на нее воздействия, препятствуя значительным ее отклонениям от установленной нормы. Цивилизация раз­вивается, накапливает знания, меняются взгляды на мир, и вместе с этим изменяется общечеловеческое намерение и обновляется сама реальность, которую все мы разде­ляем в состоянии бодрствования.

Возможно, когда-нибудь человечество создаст новую реальность, где каждый человек будет иметь больше воз­можностей и свободы для самореализации и развития. Но это не значит, что любые попытки с познавательны­ми или прагматическими целями выйти за пределы ре­альности или пытаться на нее воздействовать своим на­мерением заранее обречены на провал и оборачиваются лишь рождением иллюзий. Чтобы не тормозить свое раз­витие, следует принять за правило не привязывать жес­тко свой опыт» приобретенный в ИСС. к обычной жиз-


ни. В этом отношении необходимо быть гибким. Помни­те, что каких бы успехов вы ни добились в реальности сновидения, социализированная реальность не допустит того, чтобы вносимые в нее сновидцем изменения силь­но пошатнули устои ее восприятия большим количеством людей. Это одно из основных условий существования реальности.

Общечеловеческое соглашение о ее природе направ­лено на то, чтобы к любым изменениям было готово как можно большее количество людей, и эти изменения дол­жны способствовать процветанию человечества как вида. Если бы мистические способности при современном уров­не развития самосознания общества стали доступны ши­роким массам, то это, несомненно, привело бы к распа­ду цивилизации. Думаю, что в этом вряд ли кто-нибудь со мной не согласится. Именно поэтому на уровне под­сознания всего человечества заложены запреты на раз­витие некоторых способностей, которые всех манят, но редко кому даются.

И все-таки познание - это не грех. Поэтому что бы там ни было заложено в психике масс, каждая личность в меру своих сил и способностей должна стремиться к саморазвитию и самореализации.

Критерии развития могут быть очень разнообразны­ми. И они изменяются в зависимости от точки зрения на природу реальности и воззрений на смысл жизни. Боль­шинство эзотерических учений прагматической ориента­ции делили все сновидения на просто сны, в которых к нам приходят лишь иллюзии, и сны с отделением аст­рального тела, благодаря которым люди попадают то ли в некие астральные миры, то ли в мир дневной реально­сти. Астральные проекции могут возникать как в состо­янии сна, так и при бодрствовании. При астральной про­екции на некоторых этапах этого процесса возникает ощущение раздвоенности.

По исследованиям Ассоциации американских пси­хологов, 14,5% людей хоть раз в жизни испытали ощу-


шение выхода двойника в состоянии бодрствования и 46% - в состоянии сна. Описание типичных примеров возникающих при этом ощущении, мы можем найти в работах многих известных оккультистов, «...внезапно я подверглась очень странному явлению. Мною овладело чувство глубокого угнетения и мрачного предчувствия, совсем не похожее на то, которое приписывают обморо­ку. Я боролась против него, но безуспешно. Непреодо­лимая угнетенность не проходила, и вскоре на меня ста­ло находить оцепенение, до тех пор, пока каждый мус­кул не оказался парализованным. В этом состоянии я оставалась некоторое время. Мой ум, однако, продол­жал работать так же ясно, как обычно Сначала я отчет­ливо слышала музыку (внизу), однако звуки постепен­но стали удаляться, пока, наконец, все стало пусто, и мое сознание отключилось. Как долго это состояние про­должалось, я не знаю. Что произошло в это время, я также не могу рассказать. Затем я осознала себя сто­ящей на полу около своей кровати и глядящей внима­тельно на свое физическое тело, лежащее на ней... Я узнала каждую черточку этого знакомого лица, бледно­го и неподвижного, словно при смерти, с плотно закры­тыми глазами и полуоткрытым ртом. Руки и кисти без­жизненно лежали вдоль тела... Я повернулась и медлен­но пошла к двери, прошла через нее в коридор, который вел в ванную... По привычке я сделала движение, чтобы зажечь свет, хотя я, конечно, не включила его на самом деле, ибо нужды в освещении не было, так как мое тело и лицо испускали сильный беловатый свет, который ярко освещал комнату...» Каролина Д. Ларсон «Мои путеше­ствия в духовном мире»

«...Глаза мои ослепил свет, в ушах звенело и на мгно­вение я, казалось, потерял сознание. Когда я вышел из этого состояния, я как будто бы ходил по воздуху. Не­возможно описать словами то состояние радости и сво­боды, которое я испытывал. Никогда в жизни мои ум не


был столь ясен и столь свободен... Я понял, что нахо­жусь в комнате и смотрю сверху вниз на тело на крова­ти, в котором узнал свое собственное. Невозможно рас­сказать, какие странные чувства овладели мной. Это тело действительно казалось мертвым. В нем не было при­знаков жизни, и. тем не менее, я находился здесь вне тела, а мой ум был исключительно ясен и жив, и я со­знавал другое тело, которому материя любого рода не оказывала сопротивления. Посмотрев на тело минуту или две, я начал испытывать его и очень скоро все чувства отделились от физического тела и я стал осознавать толь­ко направленное усилие, чтобы им воспользоваться. Спустя, казалось, долгое время, я смог двигаться, встал с кровати, оделся и направился к завтраку...». И. К. Фран­ком «Психическая загадка».

Там же приводится случай доктора Уилтса: «...с интересом, свойственным врачу, я взирал на чудеса сво­ей анатомии, с которой тесно был связан, я, живая душа этого мертвого тела... Я наблюдал интересный процесс отделения души от тела. В результате действия какой-то силы, по-видимому, не моей, мое «я» раскачивалось из стороны в сторону, в результате чего связь с тканями тела была прервана. Спустя некоторое время это движе­ние прекратилось и вдоль подошв ног. начиная с паль­цев и быстро подходя к пяткам, я чувствовал и слышал как бы треск бесчисленных маленьких шнуров. Когда это прекратилось, я начал медленно отступать от ног к голове, как сокращается резиновый шнур... Выделив­шись из головы, я стал летать то вверх то вниз, как мыльный пузырь, выходящий из чубука трубки, пока, наконец, я не оторвался от тела и легко упал на пол, где я медленно поднялся и увеличился до облика нормаль­ного человека. Я казался прозрачным, голубоватого от­тенка и абсолютно обнаженным... Я направил взгляд на постель и увидел свое собственное мертвое тело. Оно лежало точно так. как я старался положить его, а имен-


но, на правом боку, со сжатыми плотно ногами, и рука­ми, скрещенными на груди. Я был удивлен бледностью этого лица... Я повернулся и вышел через открытую дверь...» Далее автор замечает «Я знаю, что многие люди склонны думать, что эти записанные случаи являются результатом активного воображения или, возможно, сном. Однако они ни то, ни другое... Если бы весь мир перевернулся вверх дном, это бы нисколько меня не зат­ронуло, так как я абсолютно уверен, что я как был, так всегда и буду свободен от своего физического тела и что моя жизнь вне его была прекраснее, чем в нем...».

«В следующий раз, когда я во сне увидел себя спя­щим... я долгое время оставался неотрывно привязан­ным к месту, откуда я смотрел. Без волнения и отчаяния я наблюдал детали своего сна. Тут я заметил, что спал в постели, одетый в белую футболку, которая была ра­зорвана на плече. Я попытался подойти ближе и рас­смотреть прореху, но движение оказалось для меня не­возможным. Фактически я представлял собой воплощен­ный вес. Не зная, что делать дальше, я сразу же сильно смутился. Я попытался изменить сон, но какая-то незна­комая сила продолжала удерживать меня всматриваю­щимся в свое спящее тело... Я еще никогда так живо и ужасно не переживал свою неспособность двигаться. Однако я не сдался этому страху. Я исследовал его и понял, что это был не психологический страх, а физи­ческое ощущение беспомощности, отчаяния и раздраже­ния. Меня больше всего беспокоило то, что я был не способен двинуться с места. Мое раздражение возраста­ло по мере того, как я убеждался, что нечто внутри дер­жало меня. Усилия, которые я прилагал, чтобы пошеве­лить ногами и руками, были такими громадными, что я вдруг действительно увидел, что одна из моих ног на кровати дернулась как при ударе.

После этого мое сознание оказалось втянутым в мое вялое спящее тело, и я проснулся так внезапно, что про­шло более получаса, прежде чем я успокоился».


«Эмоциональный срыв приближался с каждой се­кундой. Начало подташнивать, и зрение мое стало тун­нельным: я смотрел сквозь туннель, который вел прямо к Хенаро на ту сторону площади. А затем огромное лю­бопытство, а может быть, огромный страх - в тот мо­мент они казались одним и тем же чувством - потянули меня туда, где он стоял. Пролетев по воздуху, я оказал­ся рядом с ним. Хенаро заставил меня обернуться и ука­зал на троих, сидевших на скамейке в неподвижных по­зах, словно время для них остановилось.

Я ощутил ужасное неудобство, внутренний зуд, слов­но все мои органы горели в огне, и снова оказался на скамейке». К. Кастанеда «Искусство сновидения», «Огонь изнутри».

Подобные ощущения возникают на первой стадии клинической смерти, о чем писал Р. Моуди.

Известный гипнолог и исследователь спиритизма Г. Дюрвиль в начале века ставил множество экспери­ментов с «астральными двойниками», о чем поведал миру в своей знаменитой книге «Призрак живых». Используя гипноз для наведения транса, этот экспериментатор про­изводил «раздвоение» испытуемых и наблюдал вполне «материальные» эффекты присутствия двойника. Если верить его отчетам, «призрак» был способен открывать и закрывать дверь стенного шкафа, нажимать кнопку электрического звонка, выводить из равновесия весы. Правда, эта книга сразу же вызвала огромный поток критики в свой адрес со стороны скептиков, и проблема так и не подверглась дальнейшим более углубленным научным исследованиям.

Астральная проекция может осуществляться произ­вольно и непроизвольно. Непроизвольная проекция час­то осуществляется под действием стрессовых факторов. Такая ситуация может послужить толчком для выработ­ки навыка сознательного отделения астрального тела в состоянии транса или сна. С. Мульдон, который всю


жизнь был увлечен осознанными астральными путеше­ствиями, в своей книге «Проекция астрального тела» описывает случай, когда он впервые почувствовал, что его сознание находится вне тела: «Дорога и тротуар были очень мокрыми. Я протянул руку к проводу, чтобы уб­рать его с пути. И это все. что я помню, меня ударил ток высокого напряжения, и я немедленно потерял созна­ние... Вскоре я очнулся вне физического тела. Я чув­ствовал, как электрический ток пронизывает меня, хотя я находился в нескольких фунтах от тела, находящегося в контакте с проводом».

Как правило, сны с отделением астрального тела от­носят к осознанным. Осознанность делает сон удивитель­но четким. Обычно такие сны более поверхностны, чем обычные, поэтому в них может сохраняться ощущение тела. Но во сне двигательный центр коры головного мозга заторможен, мускулатура расслаблена — это состояние сонной каталепсии. В таком состоянии человек может делать сознательные попытки совершать движения те­лом, но оно, естественно, на это никак не реагирует. В результате возникает ощущение отделенности, отстранен­ности от тела. Свободная фантазия на этой основе дела­ет далеко идущие иллюзорные построения, провоцируя сны, где сновидец со стороны смотрит на свое спящее тело. Хотя возможны и другие интерпретации.

На этом фоне перед пробуждением у людей часто возникают кошмарные видения, будто бы кто-то навали­вается на спящего своим огромным весом, не давая по­шевелиться. Поверье говорит, что это наказывает домо­вой. Наиболее типичная реакция на сонную каталеп­сию - страх. Есть люди, которые по каким-либо физио­логическим причинам чувствуют каталепсию очень час­то. Зачастую им приходится обращаться к психологам, психиатрам и невропатологам, чтобы избавиться от кош­маров: Такое лечение далеко не всегда имеет успех.

В одно время медики даже предлагали использовать для борьбы с кошмарами специальные препараты,


уменьшающие время ФБС. К сожалению, эти препара­ты приносили больше вреда, чем пользы, еще более ос­лабляя и расшатывая психику человека. Хотя в этом случае зачастую нет никакой надобности в медицинском вмешательстве.

Страх при сонной каталепсии может возникнуть толь­ко лишь в том случае, если человек теряет во сне непре­рывность памяти, и. ощущая неспособность двигаться. не может понять, где он и что с ним происходит. Ката­лепсия всегда проходит сама собой через несколько се­кунд или иногда даже минут после пробуждения. Двига­тельные участки коры мозга постепенно растормажива­ются, и сознание вновь обретает контроль над телом Если человек в сонной каталепсии может оценить свое состояние, то он, лежа спокойно, не нагнетая в себе па­ники, выйдет из него быстрее (или снова погрузившись в сон, или окончательно перейдя к бодрствованию) и без всяких кошмаров, чем если бы для этого прилага­лись значительные усилия. Так как чрезмерное возбуж­дение (страх, паника) уже бодрствующего участка коры, ответственного за осознавание, приводит к развитию охранительного торможения, а следовательно, препят­ствует растормаживанию остальных зон спящего мозга

При углублении в сон тело теряет остатки чувстви­тельности. При этом засыпающий чувствует освобожде­ние от него. Из-за стереотипов мышления обычно лю­дям легче представить такое освобождение через разде­ление с физическим телом, чем если бы оно испарилось или растворилось в окружающей среде. Поэтому все, кто смог отследить момент засыпания или углубления сна, чувствуют, что сознание покидает тело вместе со свободным и невесомым «эфирным» или «астральным» телом, которое имеет сходство с телом физическим только в силу привычки.

Если подробно ознакомиться с литературой на тему практики астральных путешествий, то становится понят-


яым, что подавляющее большинство «астральных про­екторов» не очень искусные сновидцы. Они довольно редко видят осознанные сны и практически всегда назы­вает их путешествиями астрального тела, считая все воспринимаемое при этом в принципе более близким к реальности, чем обычные сны. не выходящие за преде­лы иллюзорного. Эти люди не могут часто отслеживать момент перехода в сон. Иначе бы они заметили, что ощущение выхода связано только с потерей чувствитель­ности тела при таком переходе и особенностями воспри­ятия при незаторможенности сознания во сне.

Чем реже человеку удается совершать «астральные выходы», тем больше у него предрассудков на этот счет. Некоторые очень «сильные» теоретики, но, видимо, до­вольно посредственные практики утверждают, что для совершения «истинной проекции» необходимо накопле­ние особого рода энергии, которую забирает путешествие в астральных планах. И поэтому выходы в астрал необ­ходимо совершать через определенные промежутки вре­мени. Например, в одном из учебников по парапсихоло­гии рекомендуется делать это не чаше одного раза в ме­сяц. Но длительный опыт изучения осознанных снови­дений, которые вряд ли чем-то отличаются от загадоч­ных «астральных проекций», свидетельствует, что они не более вредны и утомительны, чем обычные сны.

Существуют сновидцы, которые превращают каждый свой сон в осознанный и могут принимать сознательное участие даже в снах, возникающих в ФМС. Есть сведе­ния, что некоторые мастера медитации в состоянии со­хранять неразрывность сознания даже под глубоким нар­козом. Сохранять неразрывность сознания при любых обстоятельствах и состояниях - это сверхзадача всех пси­хоэнергетических практик, базирующихся на учении о реинкарнации. Считается, что укрепляя сновидческой практикой тело сновидения и воспитывая второе внима­ние, человек приобретает возможность совершить осоз-


нанное вхождение духа в мир смерти. Душа и тело сно­видения суть энерго-информационный двойник, то есть одно и то же. Таким образом, человек, имея развитое тело сновидения, пребывая за порогом смерти, может самостоятельно осознанно выбирать форму своего даль­нейшего существования. В Тибетском тантризме суще­ствует специальная доктрина посмертного состояния -БАРДО-ТХОДОЛ - «освобождение путем слушания во время пребывания в плане после смерти», изложенная в «Тибетской книге мертвых». Это свод знаний, необхо­димых душе в ее посмертных скитаниях. Естественно, такие знания могут пригодиться лишь тем, кто достиг некоторого уровня развития тела сновидения.

Люди, достигшие мастерства в сновидческой прак­тике, в состоянии заметить, что каждое погружение в сон сопровождается ощущением выхода тонкого тела из физического. Следовательно, само по себе ощущение выхода «астрального тела» не может служить критери­ем большей или меньшей достоверности или иллюзорно­сти сновидения. При погружении сознания в царство снов дневная реальность со всеми ее законами становится лишь воспоминанием. Реальности снов открывают перед чело­веком неограниченные возможности, и поэтому то, вос­приятие скольких тел при этом может охватывать своим вниманием сознание, не имеет никакого принципиально­го значения. Таким образом, понятие «тело сновидения» абстрактно по смыслу. Поэтому, чтобы в дальнейшем не путаться в терминах, мы будем подразумевать, что сно­видческая астральная проекция и простой или осознан­ный сон по сути являются одним и тем же.



Первые шаги сновидческого «я»

Кто способен видеть, что всякая деятельность совершается телом, сотворенной материальной природой, и кто понимает, что истинное «я» бездействует.

тот воистину видит. Бгахават- гита

Для тех, кто никогда не видел осознанных снов, сле­дует рассказать о том, чем же они отличаются от снов обычных. Мне часто приходилось спрашивать множе­ство людей, знают ли они во сне о том, что спят. Многие из них, почти не задумываясь, отвечали, что, конечно же. знают. У таких людей я сразу же спрашивал, как они изменяют сны в соответствии со своими желаниями, могут ли они в следующем сне попасть в выбранное за­ранее место, встретиться с теми людьми, которых они хотели бы видеть и поговорить с ними на интересующие темы, отработать какое-либо предстоящее действие, по­вторить во сне урок, решить задачу, закрепить недавно полученный навык и тому подобное. Обычно такие воп­росы вызывают у них недоумение.

Редко кому даже из тех людей, которые считают, что могут отличить сон от яви, приходит в голову вме­шиваться в ход сновидений. И дело не только в том, что у них нет желания и не хватает фантазии. Здесь имеет место непроизвольный самообман. Вспоминая яркие, хорошо запоминающиеся, но далекие от дневной жизни сны. человеку трудно представить, что, видя сон, он не


знал, что спит. Привыкая действовать во сне неосознан­но, люди начинают считать, что так и надо, не представ­ляя себе иного поведения в этом состоянии. Но это дале­ко не так. Ситуация и обстановка осознанного сновиде­ния могут с легкостью произвольно изменяться сновид­цем. Во сне человек может выполнить все, что заранее наметил в нем сделать в бодрствующем состоянии. То есть сохраняется непрерывность памяти.

Приступая к практике осознанных сновидений, че­ловек, прежде всего, должен преодолеть барьер памяти. Память подсознания сохраняет непрерывность между сном и бодрствованием, память сознания не имеет пря­мой связи между этими состояниями.