В сновидение

Сновидящий способен

использовать свои сны

как выход из ловушки

или как щель в бесконечность.

К. Кастанеда

Кроме превращения снов в осознанные путем при­поминания целевой установки, созданной в бодрствую­щем состоянии, существует возможность прямого пере­хода в сон безо всякого перерыва в сознании. При по­гружении в сон первые несколько минут, обычно не боль­ше 3 - 5, он подобен ФБС. Но сновидения, возникаю­щие при этом, легче поддаются сознательному контро­лю, чем те, которые обычно возникают в периодах быс­трого сна. Поэтому прямой переход в сон при сохране­нии всей полноты сознания в начале ночи годится толь­ко для закрепления целевой установки и закрепления навыка отслеживания такого перехода. Но в предутрен­ние часы такой переход очень эффективен, так как в этот период, войдя в ФБС, в ней можно удержаться от 20 минут до часа.

Основной принцип такого перехода - это сосредото­чение внимания сознания на деятельности, не обязатель­но сложной, но требующей высокой степени концентра­ции и значительного волевого усилия с его стороны. Поэтому при переходе в сон зона коры головного мозга, отвечающая за функционирование сознания, не затор­маживается в отличие от других участков мозга, каче­ственно меняющих форму своей деятельности в этом


состоянии. Возможен и иной подход — переход из бодр­ствования в сон осуществляется без перерыва сознатель­ной деятельности, если до этого психика уже находи­лась в области ИСС.

На этих закономерностях основан ряд предлагаемых ниже техник, благодаря которым сновидящий перехо­дит в осознанное сновидение непосредственно из состоя­ния бодрствования.

1. Этот метод лучше всего использовать, когда вы
довольно сильно утомлены, и у вас не будет никаких
проблем с засыпанием.

Приготовьтесь ко сну, максимально расслабьте тело. Приподнимите предплечье над кроватью. Если вы спите крепко, то руку необходимо держать над лицом. При погружении в сон падение руки будет вас будить. Так вы лучше запомните ощущение перехода в состояние сна Вместе с тем после нескольких неудачных попыток за­сыпания вы уснете, почувствовав падение руки, которое напомнит сознанию о переходе в сон. Далее остается только не потерять эту осознанность.

2. Многие, наверное, замечали, что если по какой-
либо причине сон прерывается через 1 — 2 минуты после
засыпания, то в памяти остаются осколки ярких виде­
ний, которые отличаются большой живостью и непосто­
янством. Такие видения, возникающие в состоянии по­
лусна, называют гипнагогическими.

Выдающийся русский философ П. Д. Успенский был сильно увлечен созерцанием и исследованием этих виде­ний. Вот как он описывает один из своих опытов.

«Я засыпаю. Передо мной возникают и исчезают зо­лотые точки, искры и звездочки. Эти искры и звездочки постепенно погружаются в золотую сеть с диагональны­ми ячейками, которые медленно движутся в такт ударам моего сердца. Я слышу их совершенно отчетливо. В сле­дующее мгновение золотая сеть превращается в медные шлемы римских солдат, строем марширующих внизу. Я


слышу их мерную поступь и наблюдаю из окна высоко­го дома в Галате, в Константинополе, как они шагают по узкой улице, выходящей на старую верфь и Золотой Рог, с его парусниками и пароходами; за ним видны минаре­ты Стамбула. Римские солдаты тесными рядами продол­жают маршировать перед моим взором. Я слышу их тя­желые мерные шаги, вижу сияние солнца на их шлемах. Внезапно я отрываюсь от подоконника, на котором лежу, и в том же склоненном положении медленно пролетаю над улицей, над домами, над Золотым Рогом, в направ­лении Стамбула. Я чувствую запах моря, ощущаю ве­тер, теплое солнце. Этот полет мне невероятно нравит­ся, я не могу удержаться - и открываю глаза».

Состояния полусна Успенского явились результатом привычки созерцать содержимое своего ума при вхож­дении в сон и в полусонном состоянии после пробужде­ния. Он отмечает, что делать это значительно легче ут­ром после пробуждения, чем вечером перед сном, и что «без определенных усилий такие состояния вообще не возникают». Доктор Натан Раппорт, американский пси­хиатр, выработал метод вхождения в осознанное снови­дение, очень близкий методу Успенского: «Находясь в постели, перед сном экспериментатор каждые несколько минут прерывает поток мыслей и вспоминает их содер­жание, которое стремится исчезнуть перед каждым втор­жением навязчивого внимания». Эта привычка перено­сится в сон и приводит к результатам, подобным следу­ющим.

«Вспыхнул ослепительный свет, и мириады бликов брызнули от ослепительной хрустальной люстры. Мно­жество оригинально выполненных статуэток на камне напротив дальней стены, обшитой панелями в стиле ро­коко, привлекли к себе внимание, как и все экстраваган­тное. Справа веселая группа нарядных дам с кавалера­ми в самых элегантных нарядах викторианской эпохи любезничали друг с другом. Какое-то время я бессозна-


тельно наблюдал эти сцены, пока, наконец, не понял, что это не реальность, а игра моего ума. Мгновенно кар­тина стала сказочно красивой. С величайшей осторож­ностью мой полупроснувшийся ум стал ее рассматри­вать: я знал, что это замечательное видение можно раз­рушить грубым вторжением.

«Действительно, ли эта воображаемая картина непод­вижна?» — подумал я. Как бы в ответ одна из юных леди грациозно провальсировала по комнате. Затем она вернулась к остальным дамам и. обернувшись ко мне через плечо, застыла с ослепительной улыбкой на ми­лом личике. В целом цветовая гамма картины была скром­ной, несмотря на калейдоскопические блики на поверх­ности люстры, изысканные голубые и кремово-розовые тона богатых декораций костюмов. Я почувствовал, что мое внимание перешло на то единственное, что меня ин­тересует в сновидениях. - на краски: изысканные, но в то же время живые, как бы светящиеся изнутри».

Ставя перед собой задачу пристального наблюдения за возникновением видений, вы можете осуществить со­знательный переход в сон. Обычно намеренное наблю­дение за ними вызывает живую заинтересованность со стороны сознания. При этом важно не потерять осознан­ность, чрезмерно увлекаясь их содержанием, и не рассе­ять сон преждевременным в него вмешательством.

Такой способ хорош лишь на начальных стадиях обу­чения, когда вы только начинаете развивать навык от­слеживания различий сна и бодрствования. Пассивное наблюдение является лишь бледным подобием по-насто­ящему осознанных снов. Если вы в достаточной мере владеете способностью расслабления тела, то вместе с началом таких видений при условии полной релаксации вы можете, не боясь, сознательно вмешиваться в их фор­мирование.

Сама по себе вовлеченность сознания в конструиро­вание возникающих перед внутренним взором образов


может способствовать углублению сна. Поэтому для боль­шей успешности сновидческой практики полезно трени­ровать способность к визуализации образов в своем во­ображении. Этим можно заниматься между делом и во время погружения в транс. Выработке такого навыка очень хорошо помогает рисование.

Техника осознанного погружения в сон в принципе ничем не отличается от тех, которые используются при погружении в транс. Вы сосредотачиваетесь на вообра­жаемом и стараетесь сделать его как можно более реаль­ным для своего внутреннего восприятия. Когда почув­ствуете, что оно действительно стало реальностью и вас с ней связывают ощущения, а не воображение, - вы в сновидении.

3. Записывание желательно, но не обязательно. Если вы уверены в своих силах и хорошо запоминаете сны, то после пробуждения старайтесь лежать как можно более неподвижно, раскручивая заново сюжеты только что виденных снов. Таким образом вы сможете заново вой­ти в сновидение. Вернувшись в только что виденный сон с уже знакомым сюжетом, вам нетрудно будет вспом­нить, что вы спите.

4. Из предыдущей главы (впрочем, я надеюсь, что и из своего личного опыта) читатели знают, что для того, чтобы войти в определенное состояние сознания, необ­ходимо как можно более полно воспроизвести хотя бы одно из ощущений, присутствующих в нем. Но жела­тельно, чтобы это ощущение было наиболее характер­ным. В результате благодаря ассоциативной памяти, имея хотя бы одну опорную точку, как бы сама собой восста­навливается полная картина восприятия и ощущений этого состояния, а значит, осуществляется полный пере­ход в него.

Одно из самых необычных ощущений осознанного сновидения - это ощущения движения тела сновиде­ния - ощущение движения чего-то легкого и невесомого


внутри неподвижного физического тела. Эти тела в та­ком состоянии имеют едва уловимую взаимосвязь, и ощущения каждого из них взаимно отражаются друг в друге. Если сон не очень глубок, то кажется, что при движении мнимого тела в физическом улавливается ще­кочущее ощущение. Это очень приятно. И многие сно­видящие намеренно ищут такие ощущения, стремясь не очень углублять сон.

Эти ощущения можно в некоторой степени воспро­извести при помощи силы воображения. В практиках тибетского тантризма существует довольно широко из­вестный метод вхождения в транс или прямого вхожде­ния в осознанное сновидение - метод подсчета шагов. Для его выполнения после максимальной релаксации представляют себе дорожку, ведущую к стене тумана, за которой начинаются сны. Теперь начинайте движение по этой дорожке. Подсчитывая шаги, напоминайте себе о погружении в сон: «Один, я сплю, два, я сплю, три...» Дайте себе установку, что вы войдете в туман только вместе с погружением в сон.

5. Этот метод позволяет совершать осознанный пе­реход в сон с наибольшей степенью вероятности, то есть является самым надежным в отношении достижения желаемого результата. Он удобен тем, что не требует большой степени концентрации на отслеживании самого перехода и при этом не нужно бояться утери осознанно­сти. Осознанный переход благодаря применению этого метода осуществляется как бы сам собой, с предельной четкостью и без всякой затуманенности сознания. Это достигается посредством вхождения в ИСС при помощи гипервентиляции перед засыпанием.

Многие не отдают полного предпочтения этому ме­тоду из-за того, что он требует значительного волевого усилия, так как, во-первых, вместе с глубоким дыхани­ем можно уснуть, только испытывая значительную по­требность во сне, а во-вторых, испытывая сонливость,


трудно заставить себя глубоко дышать. Иногда сонли­вость появляется как следствие самого по себе интенсив­ного дыхания па длительных сеансах холотропного ды­хания, и ее очень трудно преодолеть. Поэтому иногда дышащие засыпают на сеансах, несмотря на громкую музыку. При этом они видят обычно осознанные сны.

Изменение дыхания может быть знаком, указываю­щим на переход в сон и без погружения в ИСС. Но при этом вероятность успешного отслеживания его наступ­ления сильно уменьшается.

При использовании этого метода рассчитывайте, что желательно удерживаться от засыпания около часа пос­ле начала интенсивного дыхания, то есть до тех пор, пока вы гарантированно не войдете в ИСС. Ощутив по­гружение в ИСС, сделайте дыхание медленным, но глу­боким. Сосредотачивайтесь на каждом вдохе, можете для этого их подсчитывать. В определенный момент вам по­кажется, что вы непроизвольно прекратили дыхание. Но на самом деле это не так, вы только уменьшили его ин­тенсивность, погрузившись в сон. Попробуйте открыть глаза и вы убедитесь, что сделать это невозможно. Это и будет признаком перехода в сновидение.

Еще одним достоинством этого метода является то, что из-за вхождения в ИСС перед засыпанием, ФБС может длиться полчаса и более.

6. Быстрый переход в сон без утраты осознанности возможен также при сдавливании сонных артерий, что вызывает кислородное голодание мозга. Этим же спосо­бом пользовались египетские и тибетские жрецы, помо­гая своим умирающим подопечным осуществлять осоз­нанный переход в мир смерти.

Такой способ осознанного перехода в сновидение описан в тибетской тантрической доктрине состояния сна: «Засыпай на правом боку, как это делает лев. Большим и кольцевым (безымянным) пальцами правой руки за­жми пульсацию горловых артерий, заткни ноздри паль-


нами (левой руки) и пусть слюна скапливается в гор­ле». В результате этого приема «Йогин пользуется та­ким же живым (ярким) сознанием в состоянии сна. как и в бодрственном состоянии; и при переходе из одного состояния в другое не испытывает никакого разрыва в целостности памяти».