Г. Ибсен

Основной составляющей личности является созна­ние. Его важнейшая задача - сведение воедино всех функций психики. Сознание неразрывно связано с пред­ставлением человека о себе, то есть с собственным «я». Фактически для людей сознанием является знание, ко­торое может быть передано другим. Таким образом, наше представление о своем «я» неразрывно связано с речью. Но речь является сравнительно недавним приобретени­ем человека как биологического вида. Поэтому в нашем мозге существует множество систем, которые не связа­ны с ней.

Каждый знает, что далеко не все мыслительные про­цессы могут быть выражены словесно, а следовательно, и переданы другим. Такое мышление мы называем инту­итивным. Оно с трудом поддается осознанию и управле­нию, хотя, возможно, является наиболее продуктивным, ведь именно благодаря ему людей иногда посещает вдох­новение, которое редко приходит по заказу. Даже при таком поверхностном анализе можно сделать вывод, что сознание - очень сложный феномен и вовсе не является чем-то неразрывным. Поэтому прежде, чем говорить о ИСС и пытаться объяснить, каким образом они могут оказать на человека положительное влияние, необходи­мо подробнее разобраться в механизме работы мозга и таких специфических продуктах его деятельности, как восприятие, мышление, сознание.



Спящие силы

Человек — это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой.

Т. Манн

Во введении было сказано, что огромные резервы человеческой психики вовсе не случайны, а являются закономерным фактом. Нас продолжают удивлять де­монстрируемые иногда людьми необычные возможнос­ти, такие как экстрасенсорное восприятие, телепатия, телекинез, левитация и другое. Чаще всего такие спо­собности возникают спонтанно и впоследствии редко могут быть воспроизведены. И это оправдывает скепти­ков, которые ставят вполне справедливый вопрос: «Если такие возможности принципиально возможны и желае­мы каждым человеком, то почему за многие тысячеле­тия своего существования человечество так и не накопи­ло опыт, необходимый для надежного их использования?».

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего необ­ходимо вспомнить, что подобные знания очень сложны, требуют необычайной широты подхода и смелости мыс­ли, а человеку свойствен консерватизм и нежелание пре­давать огласке то, что можно использовать единолично. Поэтому для возникновения и распространения слож­ных знаний необходима определенная социальная ситу­ация, некий общественный запрос, который возникает лишь на определенном этапе развития общественного самосознания.

Возьмем, к примеру, ситуацию с боевыми искусст­вами. Максимума своего развития они достигли в Ки­тае, Японии и некоторых других восточных странах. В


Европе эти системы развивались слабо и до наших дней не сохранились.

Сейчас никто не ставит под сомнение эффективность иглотерапии, но как она возникла, почему кроме Китая нигде на Земле не было создано ничего подобного - до сих пор остается загадкой.

Следующий пример. Во все времена люди пытались покорить небо. Но первый в истории полет наполненно­го теплым воздухом шара состоялся немногим более 200 лет назад. Хотя технически этот проект можно было осу­ществить гораздо раньше. Не хватало лишь смелости и идеи.

По представлениям практически каждого современ­ного человека, все должно развиваться от простого к сложному. Это же правило, по идее, должно распрост­раняться и на историческое формирование любых спо­собностей человека. Также постепенно должен был раз­виваться человеческий мозг с его способностью к мыш­лению.

Но, по-видимому, природе тоже свойственно чувство юмора. По последним данным нейрофизиологов, сред­ний человек за свою жизнь использует едва ли 1% воз­можностей своего мозга. Сомнительно, чтобы наши пред­ки смогли накопить такую массу мозга одними лишь ин­теллектуальными упражнениями. К тому же, несмотря на прогресс цивилизации, его объем и масса постепенно сокращались. Так, у кроманьонцев объем мозга дости­гал 1880 куб. см, а у современного среднего европейца лишь 1446.

Бальзамированные египетские мумии помогли уста­новить, что за 2 - 3 тыс. лет от царствования первых фараонов до восемнадцатой династии емкость черепа со­кратилась с 1414 до 1379 куб. см, то есть на 1 куб. см в 100 лет.

На этот вопрос можно ответить и с других позиций. Известно, что взрослому человеку свойственно множе-


ство детских признаков человекообразных обезьян. Од­ними из основных таких признаков являются размеры и пропорции черепа. У детенышей всех зверей и человека голова по отношению к телу имеет пропорционально большие размеры, чем у взрослых. Это явление — сохра­нение у взрослых особей детских признаков - называет­ся неотенией и встречается у некоторых других живот­ных. Такое изменение, по эволюционным меркам, мо­жет возникать очень быстро. Таким образом, огромный мозг с его способностью к мышлению, вероятно, достал­ся человеку не как эволюционное завоевание, а как по­дарок природы. Вполне возможно, что многие его спо­собности при подобном относительном увеличении крат­но возросли. И поэтому людям еще только предстоит по-настояшему освоить предоставленные природой воз­можности.

Проявление этих возможностей вплоть до настояще­го времени является практически случайным процессом. Подтверждением этому может служить проведенное в прош­лом году исследование украинских медиков. В 1995 г. в Украине было зарегистрировано 2000 экстрасенсов-це­лителей. Из их числа для обследования случайным об­разом были выбраны 100 человек (средний возраст 49 лет). Выяснилось, что у большинства целителей экстра­сенсорные способности обнаружились после черепно-мозговых травм, на фоне развития различных психосо­матических заболеваний или органических поражений мозга. Можно предположить, что в подобных случаях вместо пораженных участков активировались какие-либо новые области мозга, несущие необычные свойства. Но, естественно, такие случаи редки, и механизмы подоб­ных явлений детально не изучены, поэтому смоделиро­вать их невозможно. К тому же органические пораже­ния мозга ничего хорошего, как правило, не приносят...



Многоликое «Я»»

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, -

На самом деле, то что именуют мной.

Не я один.

Нас много.

Я — живой.