Научиться осознавать себя во сне и продлевать осознанное сновидение как можно дольше - это лишь первый этап развития сновидца. Далее, осваивая сновидческие реальности, он учится извлекать практическую пользу для себя от пребывания в них. Некоторые аспекты практического использования осознанных сновидений мы уже упоминали и не будем к этому возвращаться вновь. Исследование подобного рода - личная задача каждого сновидца.
Опыт пребывания в состоянии сна несет в себе еще одну важную особенность. Основной причиной, побуждавшей тибетских индийских йогов добиваться во сне осознанности, был поиск прозрения. Как говорил С. Лаберж: «Как осознанный сон соотносится с обычным, так состояние пробужденности соотносится с бодрствованием».
Пробуждение в мире сна позволяет понять и почувствовать, что обычное бодрствование также может являться не более чем своеобразным сном. Пробужденность приходит через осознание того, что мир есть великая иллюзия - согласно индуизму - Майа. И смысл человеческой жизни, а также истинная реальность находятся вне ее пределов. Для осознания этого разрабатывались специальные системы упражнений. Например, в тибетс-
кой тантрической доктрине состояния сна даются следующие рекомендации и комментарии.
«...Если, например, сон будет занят огнем, думай: «Что страшного может быть от огня, который случается во сне!». Придерживаясь этой мысли, наступи на этот огонь. Подобным образом попирай все, что приснится.
С самого начала, в процессе осознания, что оно есть Майа, отбрось всякое ощущение страха (или боязни)
Если во сне явится огонь, преврати огонь в воду, средство против огня; И если во сне явятся мельчайшие объекты, преврати их в большие объекты; Или если во сне явятся большие объекты, преврати их в малые объекты; Тем самым постигается природа размеров. И если во сне явится единственная вещь, преврати ее во множество вещей; или если во сне явится множество вещей, преврати их в единственную вещь. Тем самым постигается природа множественности и единственности Продолжай подобные упражнения, пока не станешь вполне опытным в них. Путем таких упражнений Йогин учится осознавать, что материя, или форма ее в аспектах размера, большого или маленького, или единственности, является всецело подчиненной собственной воле, когда умственные силы уже эффективно развиты благодаря Йоге.
Другими словами, Йогин учится на фактическом опыте, являющемся результатом психического эксперимента, что характер сна (или сновидения) может быть изменен или превращен благодаря волевому решению, что это будет шаг дальше, и он учит, что форма в состоянии сна и многообразие содержимого сновидений - это только игрушки сознания и, следовательно, так же неустойчивы, как мираж.
Следующий шаг его к знанию, что эта сущностная природа формы и всех вещей, воспринимаемых чувствами в бодрственном состоянии одинаково, настолько же нереальна, насколько нереальны их отображе-
ния в состоянии сна, оба состояния одинаковы, будучи сангсарическими. Последний шаг ведет к Великому Осознанию, что ничто в сангсаре не может быть ни чем иным, как нереальными, аналогичными сновидениями».
Кроме того, сновидение может помочь сновидцу осознать, что его личностная основа, индивидуальное я - не более чем идея, за которой скрывается истинная, глубинная, трудно познаваемая сущность - трансцендентальное «я». Эту мысль детально разрабатывал мистик и философ Карл дю Прель.
Для осознания того, что наше индивидуальное «я», проявляемое в повседневной жизни, всего лишь маска, он рекомендовал использовать «драматическое сновидение» , в котором спящий отождествляет себя с различными персонажами сновидения, перенимая их способности, наклонности, личные черты. В более прагматическом аспекте эта техника может использоваться для того, чтобы перенять у другого человека и перенести в сферу бодрствующей жизни нечто полезное для себя. Это позволяет сновидцу почувствовать, что все подвластное в плане общения другим людям подвластно и ему.
При бодрствовании нам бывает трудно, а иногда мы думаем, что невозможно воспроизводить черты и способности других людей. Кажется, что мышление другого человека постичь невозможно, но сон может обеспечить встречу с кем бы вы ни пожелали, поведение, мысли, выказывания приснившегося будут для него совершенно естественны.
Следовательно, душа другого человека для нас может быть не более непонятной, чем наша собственная. Так что в принципе, если наш ум способен моделировать во сне поведение кого-либо, то наверняка мы можем проявлять эту же привлекательную своей полезностью способность и в бодрствовании.
Благодаря драматическому сновидению сновидец получает возможность испытать себя в любой ситуации без всякого серьезного риска и далеко идущих неблагоприятных последствий, что, впрочем, не уменьшает ценности приобретенного таким образом опыта. Практически во всех шаманских традициях сновидческие испытания были необходимым этапом подготовки будущего шамана.
Кандидат в шаманы пытался разбудить в себе силу, которую называли «могущественным защитником». Эта сила — дух-хранитель человека, который может помогать ему только в самых критических ситуациях. Считается, что если установить с ней связь во сне, то затем ее можно будет призывать по своему желанию и в бодрствующем состоянии.
Без «могущественного защитника деятельность шамана невозможна. «Защитник» помогает ему взаимодействовать с союзниками и бороться с духами, может переносить в верхние и нижние миры, куда иначе не может попасть ни один смертный; придает шаману экстрасенсорные возможности и необычайную выносливость его телу. «Могущественный защитник» — это удача шамана, обладание которой обеспечивает ему везение в любых начинаниях. Связь с защитником требует постоянной поддержки и обновления, шаман в любой момент может ее потерять.
Основным условием непрерывности такой связи является «угодная защитнику» деятельность шамана. Поэтому все его поведение, вплоть до самых незначительных мелочей, строится на основе интуитивного восприятия направленного на него намерения «могущественного защитника». Если шаман перестанет прислушиваться и подчиняться намерению «защитника», то он может лишиться его помощи. Поэтому к шаману всегда относятся насторожено и ему постоянно устраивают проверки. Он должен строить свое поведение так. чтобы у окружаю-
ших не возникало сомнений относительно его связи с «могущественным покровителем».
Такие проверки обычно несут в себе элемент риска. В Казахстане кандидат в шаманы должен ходить по раскаленному железу, лизать его. У бурят шаман должен быть в состоянии усмирить взглядом разъяренного медведя. У народов Крайнего Севера шаман имеет своеобразный экзамен каждую весну. Обычно на попечении одного шамана находятся несколько селений, сообщение между которыми отсутствует во время долгой полярной зимы. Одна из основных функций шамана - провожать и устраивать в загробном мире души умерших.
Весной шаман объезжает подопечные ему селения, чтобы камлать* для умерших во время зимы. При приближении шамана жители селения встречают его на окраине, не говоря ни слова. Он должен рассказать, кто, когда, при каких обстоятельствах умер этой зимой, описать, в чем он тогда был одет. Если шаман сделает ошибку в своем рассказе, то его за это могут жестоко избить или даже убить.
Наиболее распространенный вид испытания для шаманов северных народов — испытание холодом. В своей книге «Избранники духов» советский антрополог В. Н. Басилова описывает один из обрядов камлания, на котором ей доводилось присутствовать. Обряд длился около двух часов на сорокаградусном морозе при довольно сильном ветре. Делая снимки этого обряда, она обморозила себе пальцы. Камлавший шаман был обнажен до пояса и совсем не страдал от холода, по его словам, он был окутан теплом «могущественного защитника».
В 1980 году в Монреале состоялась конференция «Шаманизм и эндорфины», на которой феноменология шаманских практик рассматривалась совместно антропологами и нейрохимиками. Ученые сделали вывод, что состояние блаженства, описываемое шаманами при по-
*Обряд камлания имеет тс же функции, что и православное отпевание.
явлении «могущественного защитника», является результатом аварийного выброса эндорфинов в кровь для предотвращения шока в момент сверхстресса.
Эти вещества, кроме предотвращения шока в массированных дозах, кроме состояния экстаза, действительно способствуют проявлению многих удивительных психофизических феноменов. По данным опроса, проведенного в США и Англии, 30% населения указывали, что хоть раз в жизни испытывали резкий переход от сверхстрессового состояния к блаженству.
Для поиска «могущественного защитника» шаманы в осознанных сновидениях проникают в самые опасные сновидческие реальности, в которых они ищут и находят стресс. В одном сновидении они могут умирать много раз. В конце концов во время одного из умираний приходит «защитник». Он может быть бестелесным, абстрагированным либо воплощенным в каком-либо образе. Впрочем, при его приходе ошибиться практически невозможно, и дополнительные объяснения здесь не нужны. Если вы уверены в силе своей психики, то можете сделать попытку поиска своего «могущественного защитника» .
Уверен, что тем, кому удастся достичь в этом успеха, о результатах жалеть не придется. Но стоит предупредить читателя, что это занятие, как говорится, не для слабонервных.
Риск связан еще и с тем, что в обычном эмоционально насыщенном сновидении кровообращение мозга может быть усилено на 140% по сравнению с нормой, а при поиске во сне сверхстрессовых состояний возможно еще большее его увеличение. Не случайно инсульт или кровоизлияние в мозг происходит только в ФБС. Поэтому людям, страдающим гипертонией, этой техникой лучше не злоупотреблять.
Символическая смерть в сновидении является сигналом для пробуждения резервных сил. которое опосреду-
ется выбросом большого количества эндорфинов и на уровне сознания воспринимается как приход «могущественного защитника».
Для того чтобы чувствовать себя настоящим хозяином сновидений, необходимо в совершенстве освоить навык свободного перемещения в пространстве сновидческих реальностей. Одной из грубейших ошибок начинающих является попытка перемещения в осознанном сновидении таким же способом, как в бодрствующей жизни, то есть прилагая при этом мышечное усилие. Это обычно приводит к быстрому рассеиванию сна из-за постепенного растормаживают двигательной зоны коры головного мозга.
Перемещаться во сне необходимо только при помощи мысли, но при этом необходимо помнить, что резкое изменение картины сна также может привести к пробуждению, поэтому при значительных «прыжках» в сновидческой реальности лучше использовать вращение. Для незначительных перемещений (в пределах зоны видимости) для исключения риска внезапного пробуждения лучше пользоваться следующим приемом. Попробуйте в сновидении без напряжения свести взгляд к переносице. Вы тут же почувствуете на себе тянущее вперед усилие. Чем сильнее вы будете сводить глаза, тем быстрее вы будете перемещаться. Причем вы будете не только замечать свое перемещение относительно объектов сна, но еще всем своим телом почувствуете ускорение.
Такой эффект от сведения глаз возможен благодаря принципу обратной рефлекторной связи. При рассматривании ближних объектов для усиления аккомодации мы непроизвольно сводим глазные оси и тем больше, чем ближе рассматриваемый предмет. Когда мы смотрим вдаль, глазные оси параллельны. Сновидческие картины являются внутренними проекциями, поэтому здесь все наоборот - сведение глазных осей вызывает приближение рассматриваемых объектов.