Ф. Достоевский

Чтобы читателям было понятнее, какими могут быть эти достижения, приведем в качестве примера два рас­сказа о знаменитых китайских мастерах цигуна (по ма­териалам китайской прессы).

* • •

Хуан Женчжун — один из самых известных в Китае мастеров цигуна. Несомненно, его деятельность оста­вит в истории цигуна весьма значительный след. Женч­жун проявил себя как великий практик и выдающийся исследователь в этой магической области знаний. Этот мастер является основоположником дальнодействуюше­го цигуна, который в конце восьмидесятых годов нашего столетия приобрёл в Китае широкую известность как оригинальный и действенный метод цигун-терапии.

Что же из себя представляет дальнодействуюший Ци­гун? Некоторое представление об этом можно получить из заметки в китайской газете «Дачжунжибао».

27 июля 1983 года в одной гостинице города Цзи-нань Хуан Женчжун демонстрировал свое мастерство. Он занимался исцелением девушки, у которой была вы­сокопозиционная параплегия. Хуан Женчжун сидел на расстоянии одного метра от больной. Он медленно под-


вял правую руку, остановил ее на расстоянии полумет­ра от верхней части ног больной и начал шевелить паль­цами. После 4-5 минут ноги и руки девушки начали двигаться, как будто их дергали за невидимые нити. Их движения становились все быстрее, амплитуда - больше и больше. В один момент тело девушки, казалось, попа­ло в магнитное поле, потеряло равновесие, неестествен­но наклонилось, но не упало, найдя невидимую опору.

Все присутствующие были удивлены. Кто-то сказал: «Если от меня потребуют отрицания этого, я не буду верить своим глазам». Прошло полчаса. Больная неволь­но двигала руками и ногами, поворачиваясь вправо -влево. Пот катился с нее обильными ручьями, лицо по­краснело. При этом Хуан Жэнчжун спокойно и медлен­но двигал пальцами и курил.

Больную эту звали Ван Ли, ей было 15 лет. Она -дочь рабочего в городе Цзинань. Три года тому во время менструации она попала под дождь и заболела острым поперечным воспалением позвоночника, которое разви­лось в высокопозиционную параплегию. Тело девушки полностью парализовало, оно потеряло всякую чувстви­тельность. Длительное медицинское лечение не давало никакого эффекта. Дядя больной девушки был любите­лем цигуна. Он участвовал во всекитайском собрании по обмену методами цигуна, которое состоялось в городе Цзинань. Среди множества мастеров он нашел Хуана Жэнчжуана и попросил полечить племянницу.

Жэнчжуан во время обеденных перерывов стал ле­чить Ван Ли. После трех сеансов девушка уже могла стоять. Изогнутые и атрофированные пальцы выпрями­лись. Телу вернулась чувствительность, паралич прошел. Все присутствующие мастера были восхищены. Коррес­понденты газет «Дачжунжибао» и «Шаньдун Хубао» фотографировали сеансы лечения. По просьбе присут­ствующих тут же был организован курс по дальнодей­ствующему цигуну.


Возможно, многим читателям это напомнит бескон­тактный массаж Джуны Дашиашвили. Здесь действи­тельно имеется основополагающее сходство. С китайс­кой точки зрения, искусство Джуны, безусловно, явля­ется цигуном.

Хуан Жэнчжун занимается целительской деятельно­стью посредством методов дальнодействующего цигуна с 1974 года. Ему удаётся излечивать даже такие тяжё­лые заболевания, как рак, астма, устранять последствия застарелых травм. К началу девяностых годов количе­ство исцелённых им людей исчислялось тысячами.

Уникальные способности Жэнчжуна подвергались тщательному научному исследованию. 14 ноября 1982 года в Китайском научно-техническом институте прове­ли испытания, дважды измеряя параметры излучаемой его руками субстанции. Они показали, что Хуан Жэнч­жун излучает нечто вроде «биологического света», диа­пазон длин волн которого находится в ультрафиолето­вой и инфракрасной частях спектра. Исследовали его способности с помощью автоматического фотонного ана­лизатора. Выяснилось, что его ладонь испускает 240 тысяч фотонов в секунду в указанных частях спектра. Ее излучение способно проникать сквозь свинцовую пли­ту толщиной 10 см, заставляя трястись руку больного, находящегося за таким «экраном». Учёным не удалось найти источник энергии, позволяющий мастеру созда­вать столь сильнодействующий фотонный поток.

Хуан Жэнчжуан объясняет действие дальнодейству­ющего цигуна на организм человека следующим обра­зом: пользуясь телом человека как фильтром, мастер цигуна соединяет природную ян-ци со здоровой ци само­го человека, заставляя поглощаемую извне ци совершать циклические движения внутри тела больного, сохраняя в нем здоровую ци и вытесняя больную.

После такой «фильтрации» совершающая внутри организма свое циклическое движение здоровая ци пре-


вращается в многокомпонентную материальную энергию, способную лечить болезни и укреплять здоровье челове­ка. Когда мастер цигуна испускает свою энергию, целе­направленно посылая ее больному, он в состоянии нала­живать в организме больного гармоническое равновесие между субстанциями инь и ян, расчищать энергетичес­кие каналы, способствовать формированию у него здо­ровой ци и выводу из его организма больной ци.

Другая особенность дальнодействующего цигуна заключается в специфических движениях пальцев ма­стера, которые он использует как «выключатели», ре­гулируя количество испускаемой им самим ци и мощ­ность ее потока.

Прежде чем заняться целительской деятельностью, Хуан много лет усердно занимался самосовершенствова­нием, что стало основным его жизненным увлечением. Азы цигуна он начал постигать в десять лет, занимаясь шаолиньским направлением ушу под руководством Чжу Чжэньина. В 17 лет он стал артистом Шанхайского Крас­ного цирка. Там он выступал с прыжками на брусе, по­летом в воздухе и другими номерами.

Во время культурной революции цирк был распу­щен, и Хуан Жэнчжуан погрузился в изучение медици­ны. Вскоре у него появилась идея. На основе теории «Десять пальцев связываются с сердцем» он видел воз­можность регулировать внутренние потоки ци и лечить с помощью цигуна.

Так родилось новое направление цигуна - дально­действующий цигун. В свободное время он бесплатно лечил людей и накопил большой клинический опыт. Благодаря многолетним усилиям мастер-целитель раз­работал 12 методов самолечения хронических болезней и 26 методов лечения с помощью внешней ци, внес выда­ющийся вклад в теорию цигунотерапии.


* * *

Даже в наше время иногда рождаются люди, чьё при­звание нельзя охарактеризовать иначе как кудесник. Кажется, они рождаются специально для того, чтобы люди могли соприкоснуться с чудом. Одним из таких кудесников современности является Чжан Баосэн. Ро­дился он в городе Бэньци провинции Ляоин. У него, как теперь принято говорить, врожденные экстрасенсорные способности. Еще в детстве он демонстрировал феноме­ны ясновидения, телекинеза, телепортации. Позже он ув­лекся цигуном и достиг фантастических успехов.

Много раз его способности подвергались тщатель­ной проверке и изучению. Многоплановая проверка его способностей была осуществлена в 1982 году в Ляонин­ском институте китайской медицины. Познания Баосэна в цигуне более года изучал доцент этого института Ван Пиньсан.

Оказалось, что несмотря на то, что Чжан Баосэн имеет только начальное образование, он хорошо знает все энергетические каналы и связывающие их ветви в человеческом теле. Здесь этот кудесник также поражал учёных, исчезая из изолированной и надёжно охраняе­мой комнаты, оставаясь сухим под проливным дождём, без всякого видимого вреда для своей кожи сжигая на себе одежду, изменяя свой вес на десять килограммов при взвешивании, заставляя исчезать изображение с эк­рана телевизора, и многими другими феноменами.

Одна из таких проверок была описана в газете «Дач­жунжибао». «18 сентября 1986 года Чжан Чжэнхуан, бывший заведующий Государственным оборонным на­учно-техническим комитетом, председатель правления научно-исследовательского общества «Цигун», вместе с Чжан Баосэном поехал в город Гуанчжоу. Чжан Баосэн произвел эксперименты на глазах у руководителей го­родского правительства, ученых и корреспондентов. Он из нескольких сделанных из крафт-бумаги и тщательно


заклеенных конвертов взял один и быстро написал: «ХО-028007 849ЮАНЬ». Секретарь горкома Хюй Шидэ сам раскрыл конверт. В нем был вложен банкнот КНР в 5 юаней, цифровой номер которого соответствовал напи­санному Чжаном Баосэном.

Затем Чжан Баосэн завернул шоколад в бумагу, дал товарищу Оу Чу, председателю Городского собрания народных представителей. Тот крепко держал шоколад в своей руке. Прошло немного времени, Чжан попросил председателя развернуть бумагу. Что за чудо! Шоколад куда-то пропал. Потом обнаружили шоколад в том са­мом конверте, где лежало 5 юаней. Конверт заклеивал Сун Лэй, бывший заместитель мэра города Гуанчжоу. Он не клал шоколад в конверт.

Потом Чжан Баосэн взял в руки запечатанную вос­ком бутылку с лекарством. Не прошло и десяти минут, как со дна бутылки выпали таблетки, а в бутылке по­явились бумажки и конфета. Зрители осмотрели бутыл­ку — она по-прежнему была запечатана воском, и на ней не было никакой трещины».

* * *

К сожалению, во времена китайской культурной ре­волюции многие мастера цигуна подвергались гонениям со стороны официальных властей. Во времена процвета­ния догматизма и инертности мысли все непонятное при­нималось за суеверие. Долгое время, таким образом, цигун в Китае сохранялся именно в народе.

Только в 80-е годы — годы перестройки - цигун в этой стране получил поддержку на государственном уров­не, что послужило новым толчком для его развития и процветания. По мере освобождения от всякого рода предрассудков в газетах появлялось все больше сообще­ний о феноменах, демонстрируемых мастерами цигуна. Критерием проверки истины служит практика, и поэто­му, чтобы поддерживать в народе постоянный рост ин-


тереса к этому искусству, мастера проводят показатель­ные выступления, доказывая эффективность своих прак­тик и теории цигуна.

24 декабря 1989 года во Дворце спорта города Гуйян КНР состоялись показательные выступления труппы традиционного цигуна, возглавляемой известным масте­ром Хэ Цзянсинем. Они собрало огромное количество ценителей цигуна.

...Выступление труппы не обмануло внимание зри­телей. Здесь было продемонстрировано немало удиви­тельных трюков, которые трудно не назвать чудесами: металлическим прутом человеку стягивают горло, жен­щина ложится на острие трезубца, а затем еще и на нож. она же мышцами груди разрывает металлическую блуз­ку, и, наконец, ее с двух сторон сжимают щитами с гвоз­дями. Затем на сцену выходит другая женщина и с тя­желым грузом на плечах встает на острия ножей. Следу­ющая легко ходит по натянутой бумаге и стоит на воз­душном шарике. Руководитель труппы Хэ Цзяньсинь пальцем разбивает речную гальку — все эти номера встре­чались бурными аплодисментами и восторженными воз­гласами собравшихся.

На сцену выходит десятилетняя Хэ Цзяоцзяо. Четы­ре человека устанавливают ей на грудь каменную плиту размером метр на метр и массой 100 кг. При этом девоч­ка, не провисая, лежит, опираясь головой и пятками на концы двух подставок. Хэ Цзяньсинь энергичным уда­ром молота бьет по плите, и она разлетается на части. Зрители аплодируют, не жалея рук... И все это демонст­рирует худенькая девочка, ученица третьего класса.

• • •

Сравнительно недавно в печати появились сообще­ния о Хое Шуйинге — короле цигуна. Хой демонстриру­ет удивительные способности: разбивает рукой камни, головой — кирпичную стену толщиной 10 см, ударом ноги


разбивает в куски каменную плиту толщиной 15 см. Вер­шиной его искусства является выступление, когда он, упираясь острием копья в шею, надавливает на него, сгибает дугой и даже ломает с треском! Или когда 5-6 силачей, ударяя с размаху в живот Хоя бревном диамет­ром в полметра, даже не могут сдвинуть его с места.

Это не трюки иллюзиониста, а результат громадно­го труда с детских лет. Хотите верьте - хотите нет, но некоторые китайские специалисты считают, что человек способен, сконцентрировав все свои силы, развить уси­лие до 25 тонн!

Конечно, таких мастеров не так уж много, но демон­стрируемые ими феномены убедительно свидетельству­ют, что возможности человеческого организма поистине грандиозны.


Теория цигуна

Среди тайн, которые становятся тем темнее, чем больше о них думают, останется одна абсолютная истина: мы находимся перед лицом бесконечной и вечной энергии.

из которой все происходит. Г. Спенсер

Цигун возник в Китае более двух тысяч лет назад. Во всех без исключения крупных философских трудах толковали о ци и отводили ей самое важное место. Один из древних философов Джуан-цзы писал: «Жизнь у че­ловека рождается из ци». Древняя китайская культу­ра — это есть культура цигуна, которая проявила себя почти во всех областях: в политике, медицине, воинс­ком искусстве, астрономии, метеорологии.


Древние китайцы считали, что все в мире создано из ци. Все имеющее форму создано из бесформенного. Они определили также, что ци движется в теле человека по орбите, которую можно определить. Правильное движе­ние ци укрепляет здоровье человека, лечит болезни, про­длевает жизнь, развивает различные способности, ум.

Термин «цигун», в старину почти не использовав­шийся, дословно означает «работа с жизненной энерги­ей». Китайский иероглиф «ци», который входит в слово «цигун», означает воздух, газ, дыхание. В теории цигу­на понятие ци имеет более широкое толкование. Под ним подразумевается некоторая биологическая энергия, ко­торая извлекается организмом из различных составляю­щих окружающего мира, в том числе и из воздуха, кото­рый мы вдыхаем.

В теории цигуна ци в человеческом организме рас­сматривается как вид сигнала вместе со своим носите­лем, и, кроме того, считают, что этот носитель является некой эфирной субстанцией. Практикующие цигун, го­воря о ци, перераспределением которой они занимают­ся, называют различные ее виды «внутренней ци» или «истинной ци», подчеркивая отличие этой субстанции от вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Традиционная китайская медицинская теория полагает, что «истинная ци» является основной побудительной силой активной жизнедеятельности организма.

Истинную ци можно классифицировать как перво­начальную небесную ци (то есть внутриутробную) и вто­ричную небесную ци (то есть послеродовую). Внутриут­робную ци дальше можно разделить на два вида - ос­новную («жизненная энергия) и изначальную (первобыт­ная). Основная ци относится к части необходимой жиз­ненной энергии, которую человек получает от родителей на самой ранней стадии жизни, во время формирования плода. Изначальная ци означает фундаментальную суб­станцию и движущую силу, которая обеспечивает вы-


полнение физиологических функций тканей и органов тела. Она также образуется во время формирования пло­да. Она хранится в почках и тесно связана с «воротами жизни» — средним энергетическим центром дянь-тянь, проекцией которой на теле является точка ци-хай, рас­положенная на три сантиметра ниже пупка.

Послеродовую ни также можно разделить на два вида, то есть небесную и земную ци. Небесную ци мы извлекаем из воздуха во время дыхания. Земная ци из­влекается организмом из воды и воздуха. Организм мо­жет существовать только тогда, когда он наполнен зем­ной и небесной ци.

Взаимосвязь между двумя видами ци такова: внут­риутробная ци является основной движущей силой жиз­ни, а послеродовая - материал, обеспечивающий под­держание жизни. Обе эти ци взаимозависимы и, соеди­няясь воедино, образуют истинную ци, которая влияет не только на жизнедеятельность организма, но и ответ­ственна за формирование общей жизненной ситуации.

Согласно древним канонам китайской медицины, со­стояние здоровья человека определяется наличием дос­таточного количества ци в организме и ее нормальной циркуляцией. Недостаточность этой энергии является основной причиной ослабления организма и возникно­вения в нем различных заболеваний. Достаточное коли­чество ци, как говорят китайцы, «делает тело сильнее любой болезни».

Биоэнергия циркулирует во всем организме, накап­ливается и перераспределяется в основном в «среднем дянь-тяне».

Как же осуществляется циркуляция ци в организ­ме? По канонам традиционной китайской медицины че­ловеческий организм имеет своеобразную систему, кото­рая связывает внешнюю поверхность тела с внутренни­ми составляющими организма, а также верхнюю его часть с нижней. Эта система обеспечивает связь кожи с внут-


ренними органами и костно-мышечным аппаратом. Та­кая связь осуществляется посредством специальных «ка­налов» («цзин»), анатомическим коррелятом которых является открытая корейскими учеными система Кенрак, о которой мы уже говорили. Эти каналы или, как их еще называют, меридианы создают основные магистра­ли движения ци. Рядом с основными каналами суще­ствуют вспомогательные «цзинло», которые соединяют их между собой.

В восточной медицине при возникновении болезнен­ного процесса внутренние органы рассматриваются как причина болезни, а кожа и поверхностно расположен­ные органы - как арена внешней симптоматики.

Первоначально было отмечено, что при заболева­нии человека на его коже можно обнаружить болез­ненные при надавливании небольшие участки, полу­чившие название «жизненных точек». Древневосточ­ные врачи полагали, что проколы кожи в этих строго локализованных «жизненных точках» («норах духа» по древнеиндийской терминологии) открывают отвер­стия, через которые болезненные начала выходят из организма больного.

Затем в расположении этих точек был найден опре­деленный порядок: точки расположились по строго оп­ределенным линиям. Так постепенно были обнаружены 14 постоянных (классических) меридианов: 12 парных и 2 непарных. Меридианы образуют круги циркуляции энергии. Такие круги могут быть постоянными и вре­менными. Последние образуются и начинают функцио­нировать при хронических патологических: процессах. Это так называемые чудесные меридианы. Таких чудесных непостоянных меридианов восемь: шесть парных и два непарных.

Для более полного понимания назначения меридиа­нов, значения энергетической циркуляции в них и меха­низма влияния упражнений цигуна на наш организм необ-


ходимо рассмотреть ключевую концепцию теории тра­диционной китайской медицины о категориях инь и ян в структуре вселенной.

Концепция инь-ян составляет мировоззренческую ос­нову древнекитайской медицины. Первоначально иерог­лифы, используемые для их написания, обозначали яв­ления повседневной жизни. Например, инь обозначало затемненную сторону предмета, ян - освещенную. Поз­же инь и ян стали рассматриваться как «силы» и «энер­гии» или материальные взаимодополняющие явления (стороны) предметного мира, в связи с чем любое явле­ние, любое существо и каждое из его составляющих мож­но отнести к двум противоположным формам инь и ян. Все то, что можно отнести к сильному, горячему, твер­дому, тяжелому, высокому, блестящему, а также те или иные весомые признаки, - это ян, а все противополож­ное - инь. Так, деятельность и покой, свет и тьма, воз­буждение и торможение, неосязаемость и телесность и многие другие пары противоположных явлений, пред­метов и свойств могут быть восприняты с позиций кон­цепции инь-ян как единство и борьба двух противопо­ложностей или «полярных сил» - ян (активная сила) и инь (пассивная сила). При этом ни ян, ни инь не могут существовать изолированно друг от друга.

Одно из основных положений концепции инь-ян зак­лючается в том, что инь и ян ограничивают друг друга. Если одна сторона преобладает, возникает недостаток другой стороны, и, наоборот, при ослаблении одной сто­роны наступает чрезмерное усиление другой. Считает­ся, что инь ведает внутренней средой, а ян - внешними проявлениями. Оба этих противоположных начала ни­когда не остаются без взаимодействия и вытесняют друг друга. Такое взаимодействие и является движущей си­лой изменения и развития вещей.

Как полярные противоположности инь и ян зависят друг от друга, например, ян означает «верх», инь - «низ» (без верха не может быть низа). По традиционным древ-


ним представлениям, левой стороне тела соответствует ян, а правой - инь: жара соответствует ян. а холод -инь. Переполнение, или избыточная функция, соответ­ствует ян. опорожнение, или слабость функции, - инь. Традиционная восточная медицина учитывает разнооб­разные связи в человеческом организме и природе, ос­нованные на отношениях инь и ян. Одна из энергий со­здает важнейшее условие существования другой энер­гии. Эта зависимость обозначается в китайском языке как «взаимный корень» и раскрывает представление о том. что инь и ян cлужaт друг для друга производным началом, то есть взаимно вызывают друг друга.

В отношении структур и функций человеческого орга­низма инь означает материальные составляющие тела, а ян — его функции. Деятельность организма относится к категории ян. а пищевые вещества — к инь; инь сохраня­ется внутри и служит материальной основой для ян, а ян функционирует как проявление деятельности инь. Материальное начало, находящееся внутри тела, в тра­диционной медицине обозначается сочетанием «инь внут­ри»; функции тела, проявляющиеся преимущественно с внешней стороны, обозначаются выражением «ян сидит снаружи». Таким образом, ян является вестником инь.

Инь и ян никогда не находятся в покое, они посто­янно дополняют и изменяют друг друга. По восточным представлениям, в природе действует правило: «Если ян отступает, увеличивается инь. а если отступает инь, про­исходит увеличение ян». Например, погода претерпева­ет изменения от зимы к лету, становясь все жарче, - это соответствует отступлению инь и нарастанию ян: затем цикл продолжается, и направленность процесса изменя­ется на противоположную.

Диалектическую модель инь-ян необходимо рассмат­ривать в единстве ее отдельных элементов, не упуская из виду внутреннюю зависимость и взаимное влияние. Нужно также учитывать, что оба полюса (инь и ян) могут быть как причиной, так и следствием.


Концепция инь-ян служит основой не только теоре­тических представлений древней восточной медицины, но и основой методов диагностики и лечения. При этом исходными являются следующие положения. В основе жизнедеятельности человеческого организма лежит урав­новешенное соотношение инь и ян, полная гармония их проявлений.

Нарушение этого равновесия, выражающееся в об­щем виде либо в преобладании, либо в ослаблении ян или инь, ведет к патологии. В целом любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается избыточность, относят к ян-состояниям, а недостаточ­ность - к инь-состояниям. Например, жар - это ян-со­стояние, а озноб - инь-состояние. Другими словами, все типичные симптомы различных болезней можно свести к двум основным синдромам - ян- и инь-синдромы.

Исходя из принципа равновесия инь-ян, древневос­точные медики главной задачей лечения считали восста­новление нарушенного баланса инь-ян, обеспечение гар­монии.

Разобрав общие основы концепции инь-ян, мы мо­жем вернуться к рассмотрению строения и функций энер­гетической сети человеческого организма.

По древневосточным представлениям, меридиан вы­полняет следующие функции: управляет потоком крови и жизненной энергии, обеспечивает гармонию инь и ян. обеспечивает обмен энергиями между внутренними орга­нами и покровами тела, благодаря чему внутренние сиг­налы болезни проявляются вовне. В соответствии с эти­ми представлениями древние медики различали внутрен­ний и наружный ход меридиана. Внутренний ход мери­диана обеспечивает «внутренние связи» (органов) и по­этому при возникновении патологии определяет симпто­матику внутреннего руководящего синдрома инь; наруж­ный - поверхностного руководящего синдрома ян. Это разграничение важно как для диагностики, так и для терапевтического воздействия.




 


Чудесный меридиан Ду-май и его точки воздействия


1) бай-хуэй;

2) хоу-дин;

3) цян-цзян;

4) нао-ху;

5) фсн-фу;

6) я-мэнь;

7) да-чжуй;

8) тао-дао,


9) шэнь-чжу;

10) шэпь-дао;

11) лин-тай;

12) чжин-яп;

13) цзииь-со,

14) чжуи-шу;

15) цзи-чжун;

16) сюаиь-шу,


 

17) мин-мэпь;

18) яо-яп-гуайь;

19) яо-шу;

20) хуэй-инь;

21) чан-цян;

22) цянь-дин;

23) синь-хуэй;

24) шан-син;


 

25) шэиь-тип;

26) су-ляо;

27) шуй-гоу (жэнь-чжун);

28) дуй-дуань;

29) инь-цзяо.




 


Чудесный меридиан Жэнъ-май и его точки воздействия


1) чэн-цзянь;

2) лянь-цюань; 3). тянь-ту;

 

4) сюапь-цзи;

5) хуа-гай;

6) цзы-гуп;

7) юй-тан;


 

8) тань-чжун (шапь-чжун);

9) чжуи-тип;

 

10) цзю-вэй;

11) цзюй-цюе;

12) шап-вань;

13) чжун-вань;


 

14) цзянь-ли;

15) ся-вапь;

16) шуй-фэнь;

17) шэнь-цюс;

18) инь-цзяо;

19) ци-хай;

20) ши-мэнь;


 

21) гуань-юань;

22) чжун-цзи;

23) цюй-гу;

24) инь цзяо;

25) хуэй-инь.



1) ножной ян-мин меридиан желудка;

2) ручной тай-инь меридиан легких;

3) ручной цзюе-инь меридиан перикарда;

4) ручной шао-инь меридиан сердца;

5) ножной ян-мин меридиан желудка;

6) ножной цзюе-инь меридиан печени;

7) ножной тай-яп меридиан мочевого пузыря;

8) меридиан ду-май;

9) меридиан жэнь-май;

10) ножной шао-инь меридиан почек;

11) ножной ян-мин меридиан желудка;

12) ножной тай-инь меридиан селезенки;

13) ножной цзюе-инь меридиан печени;

14) ножной тай-инь меридиан селезенки.


Схема расположения двенадцати основных и двух дополнительных срединных меридианов Ду-май и Жэнь-май (вид спереди)


Схема расположения двенадцати основных меридианов и двух дополнительных срединных меридианов Ду-май и Жэнь-май (вид сзади)

1) ложной тай-ян меридиан мочевого пузыря;

2) меридиан Ду-май;

3) ручной шао-ян меридиан сань-цзяо (трех частей туловища);

4) ручной тай-ян меридиан топкой кишки;

5) ножной тай-ян меридиан мочевого пузыря.



Двенадцать парных постоянных меридианов в ки­тайской медицине имеют названия, включающие основ­ную топографию (ручной, ножной), принадлежность к руководящему органу, преобладание инь или ян в нем. Меридианы ян располагаются на наружно-боковой по­верхности тела, меридианы инь - на передне-внутренней поверхности конечностей или передней поверхности тела.

Когда ци течет в двенадцати меридианах в избыточ­ном количестве, то происходит ее сброс в ду-май и жень-май для хранения. Когда внутренней ци недостаточно в регулярных меридианах, она, запасенная в «чудесных» меридианах, возвращается в них опять. Таким образом, функции «чудесных» меридианов заключаются в том, чтобы поддерживать и регулировать двенадцать регуляр­ных меридианов.

Закупорка любого из меридианов может вызвать раз­личные виды связанных эффектов. В традиционной ки­тайской медицине это описывается как «засорение, воз­никающее раньше боли».

Состояние здоровья характеризуется определенным ритмическим движением ци в организме. В постоянных меридианах циркуляция энергии подчиняется внутрен­ним биологическим «часам»; в процессе этой циркуля­ции происходит взаимодействие главных органов, а в «жизненных» точках взаимодействие с окружающей сре­дой. Полный энергетический оборот по двенадцати ме­ридианам совершается за 24 часа, причем максимальное напряжение энергии в каждом меридиане длится два часа. Эта суточная циркуляция энергии определяет так назы­ваемое оптимальное время воздействия на тот или иной меридиан (и связанный с ним орган), в зависимости от максимального или минимального напряжения энергии в «большом круге циркуляции», то есть во всех энерге­тических каналах тела.