Методы цигун-тренировки разнообразны у различных сект и школ. В настоящее время насчитывается более 600 различных видов цигуна. В Китае их условно делят на пять направлений - медицинский, конфуцианский, буддистский, даосский, ушуйский. Каждое направление подразделяется еще на течения.
Медицинский цигун имеет целью профилактику и укрепление здоровья. Ушуйский цигун делает упор на развитие индивидуальной силы, развитие атакующих и защитных возможностей. Хотя это направление также ставит перед собой задачу продления жизни и сохранения здоровья, но оно сильно отличается от других направлений цигуна. К ушуйскому направлению относится также жесткий цигун.
Конфуцианский цигун акцентирует внимание на «регулировке ума», «искренности» и развитии моральных аспектов характера, настаивает на том, чтобы занимающийся достиг состояния «покоя, умиротворения и безмолвия» .
Даосский цигун направлен на воспитание характера, достижение долголетия, а в идеале бессмертия. Этот метод еще называют «развивать жизнь и природу», то есть он уделяет особое внимание развитию в себе духа жизненности и созерцанию природы.
Буддийский цигун уделяет меньше внимания телу и главными своими задачами ставит достижение бессмертия духа и спасение души.
Как ни разнообразны эти направления, они имеют общую теоретическую и практическую основу, которая включает в себя наиболее действенные, а потому не вызывающие сомнений в своей эффективности и практической значимости методы совершенствования.
На Востоке в основу всего даосско-буддистского миропорядка заложена идея Пустоты, Небытия в противоположность греко-латинской, а позже христианской модели мира как Бытия. Ее математический символ - нуль, пространственный — круг, умозрительный — пустота. Это построение несет в себе определенную потенцию: если вся сумма вещей и материи мира равны нулю, то и каждая вещь в отдельности равна нулю, то есть мнима.
Но если гак, то вся вселенная равна нулю, и человек равен ей и может стяжать всю ее мощь, если сумеет най-
ти «правильный» способ самореализации, «правильный Путь».
«Природа, достигнув совершенства, возвращается к свойствам. Свойства в высшем пределе становятся тождественны первоначалу, тождественные первоначалу становятся пустыми, а пустые — великими». - так сказано в древнем трактате. Таким образом. Пустота оказывается «наполненной», в ней потенциально заложены все события, «все проявляется во всем», внутри нас заключена вселенная. Пустота воспринимается таковой из-за того, что ее наполнение является в высшей степени упорядоченным и потому никак не проявляется.
Поэтому упомянутые цигунекие практики, основываясь на таком понимании миропорядка, ставят основной своей задачей достижение занимающимся состояния Баланса и Гармонии, что является антитезой Дисбалансу и Хаосу. Считается, что такое достижение в своей высшей мере позволяет человеку обрести подлинное бессмертие через слияние физического и энергетического, которое у занимающегося по сравнению с обычным человеком приобретает иное качество, тела сливаются воедино сначала друг с другом» а затем со всей вселенной, в ее энергетическом аспекте.
Внешне такое обретение бессмертия наблюдается в виде так называемой «чистой смерти». Это выглядит как исчезновение тела, после чего остаются только волосы и ногти. Последняя такая смерть была официально зарегистрирована в Китае в 1927 году.