Практика управления ци

Основным элементом цигунской практики является проведение энергии мыслью вначале по малому (мери­дианы жень-май и ду-май), а затем и по большому кругу циркуляции ци. Считается, что, выполняя только этот прием, можно добиться полного очищения энергетичес­кого тела, которое в результате начинает самопроизволь-


но накапливать ни. превращая ее затем в духовную энер­гию шень. Тогда человек становится магом (по Стругац­ким, «человек — промежуточная ступень между неан­дертальцем и магом»), поскольку духовная энергия иерархически выше любой другой. Далее, как пишет один из выдающихся мастеров цигуна Лу Куаньюй, следует учиться управлять этой энергией, выпуская ее из себя через дыру Брамы (макушку), сначала ненадолго и не­далеко, только днем, не позволяя встречаться с живыми существами (эта разумная энергия может проявлять са­мостоятельность и непослушание, поэтому овладевать ею нужно постепенно), в конце концов «можно будет про­являться в тысяче миров.

Превращая человека в мага, цигун постепенно от­крывает в нем различные паранормальные способности, в древней литературе об этом говорится «стало действо­вать шесть органов»:

• открытие «небесных глаз» — человек может увидеть то, чего не видят другие, например, энергетическую сущность вещей и живых организмов. Иногда также говорят, что этот глаз позволяет видеть «основную реальность». На Востоке считалось, что за телесной реальностью и за реальностью основной кроется еще один вид реальности, по отношению к которой пер­вые две являются ее производными. Эта реальность обозначается санскритским словом «Пара» (за или сверх). Область Пара, в которой духовное и физи­ческое слиты воедино, несет в себе непосредствен­ное, глубинное знание, поэтому ее видение само себя объясняет и не нуждается в дополнительных интер­претациях:

• острота «небесного слуха» — человек приобретает воз­можность воспринимать диапазон звуков, на воспри­ятие которых нормальные органы слуха не рассчи­таны. Возможно, что здесь речь идет не только о слухе как таковом, так как к этому разряду возможно-


стей относят также такие феномены, как прямое слы­шание иероглифов, написанных на бумаге;

• «пробуждение телесного духа» - человек начинает ощущать удивительную легкость в движениях, ста­новится более ловким и выносливым;

• пророчество - восприятие прошлого и будущего;

• возможность «соединения с душой другого челове­ка» - так в древних текстах говорится о телепатии;

• «контроль над всеми отверстиями своего тела» - это
одно из самых высших достижений цигуна, когда у
мастера «не растрачиваются попусту ни дух, ни ци, ни
уверенность, не возникает никакой нелепой мысли».
Сейчас в Китае есть мастера, которые могут демон­
стрировать все перечисленные феномены, кроме того,
человек, достигший определенного уровня развития в ци­
гуне, становится в состоянии «видеть» систему дзинло
или энергетических каналов тела. Мастера цигуна при­
обретают способность осуществлять «перенос ци», то есть
управлять как внешними, так и внутренними потоками
энергии, что используется как в боевом, так и в меди­
цинском направлении цигуна. Благодаря этому также воз­
можен телекинез.

Сосредоточение внимания на ощущениях движения энергии в теле является не только целью цигуна, но и средством погружения в ИСС. Без этого погружения невозможно явственно почувствовать движение ци. Та­ким образом оба эти элемента неразрывно связаны друг с другом - сосредоточение на ощущениях движения энер­гии влечет за собой смолкание ума, а внутреннее без­молвие - ключ к достижению любых ИСС, первоначаль­ный объект концентрации позволяет выбрать те из них, в которых движение энергии в теле является реальнос­тью и поэтому желаемые ощущения впоследствии под­держиваются без всякого усилия.

Наличие опыта пребывания в некоторых ИСС мо­жет сильно помочь в занятиях цигуном. Большинство упражнений этой практики выполняются на фоне ССС.

 


Поэтому продвинутым дышащим можно дать совет: если вам хорошо знакомо состояние, в котором приходит ви­дение туннеля, то перед началом занятий постарайтесь визуализировать его снова. Вы почувствуете, что тун­нель сам по себе является источником энергии, которая при таких занятиях аккумулируется в теле и очищает, проходя сквозь него.

В старинном трактате традиционной медицины «Ху-анди Нейцзин» говорится: «Когда мысль пребывает в состоянии покоя и она свободна, это означает, что вы можете покорить себе ци. Человек, который владеет здо­ровой мыслью, сможет отвратить опасность возникнове­ния болезни».

Если перевести основную мысль, выраженную в этой цитате, на язык современной медицины, то ее смысл, возможно, станет для нас более понятным. Идея тут зак­лючается в том, что кора головного мозга, пребывая в особом состоянии покоя, способствует более качествен­ной работе вегетативной нервной системы, которая не­посредственно регулирует и согласовывает деятельность всех органов. Спокойное уравновешенное состояние -это гарантия более гармоничного протекания физиоло­гических и энергетических процессов в организме.

Значение практики цигуна рассматривается китайс­кими специалистами в трех аспектах.

Во-первых, цигун путем достижения спокойствия уравновешивает течение процессов торможения и воз­буждения в центральной нервной системе. Обследова­ния занимающихся цигуном показали, что эта практика способствует усилению синхронных волн на электроэн­цефалограмме, то есть увеличивается упорядоченность деятельности мозга. В конечном итоге это благоприят­ствует не только физическому здоровью, но и повышает интеллектуальные способности человека.

Цигун помогает сохранить равновесие в отношениях между организмом человека и окружающей его средой путем воздействия на наиболее общие механизмы фун-


кционирования тела. В последние годы Всемирная орга­низация здравоохранения поощряет модель биопсихосо­циальной медицины, выдвигая ее на одну из ведущих позиций. Традиционная китайская медицина, включая цигун, построена именно на вышеупомянутой модели, получила всеобщее признание и широкое распростране­ние во всем мире.

Во-вторых, занятия цигуном помогают организму бо­лее экономно использовать свои ресурсы, что замедляет течение процессов старения. Во время эксперименталь­ных исследований, которые проводились в 1985 году в Институте традиционной китайской медицины в Шан­хае, были получены данные о том, что в период занятий цигуном потребление кислорода в организме уменьша­ется почти в три раза - до 37,76%, а интенсивность энер­гетического обмена в организме уменьшается на 20%, то есть замедляются окислительные процессы и вместе с этим старение тканей.

В-третьих, во время занятий цигуном осуществляет­ся массаж органов брюшной полости диафрагмой. Вли­яние на внутренний энергообмен в цигуне осуществляет­ся через определенные типы дыхания и психическую концентрацию. Массирующее влияние на органы осуще­ствляется через механическое действие диафрагмы во время дыхания. Амплитуда движения диафрагмы в дан­ном случае становится намного больше, чем в обычных условиях, что и обеспечивает массаж внутренних орга­нов брюшной полости. Подобный массаж очень благо­творно действует на перистальтику кишечника, способ­ствует ослаблению внутренних кровотечений при язвен­ной болезни. Этот массаж также способствует улучше­нию пищеварения.

Итак, наиболее важный шаг в направлении цигун-медитации - выработка «надлежащего дыхания». Базо­вым в практике цигуна является так называемое эмбри­ональное, или буддийское, дыхание. Оно используется для получения дополнительной ци, а также для стиму-


ляции ее циркуляции в теле. Свое первое название та­кой тип дыхания получил из-за того, что ребенок в пер­вые несколько лет своей жизни активно использует для дыхания брюшные мышцы, совершая колебательные дви­жения низом живота. Но постепенно, по мере взросле­ния, акцент дыхания перемешается все выше и выше по туловищу, так что к концу детства люди воспринимают себя как дышащие грудью и частично теряют контроль над мышцами брюшной полости.

Практикующие цигун возвращаются к дыханию ре­бенка, причем не только на время занятий медитацией, а начинают использовать его постоянно. Но происходит это далеко не сразу. Возвращение контроля и трениров­ка мышц брюшной полости осуществляются постепенно. Этот процесс на Востоке условно называют «назад в детство». Считается, что это способствует долголетию.

Благодаря тысячелетней практике китайцы откры­ли, что такое дыхание способно генерировать мощный поток ци, который аккумулируется в меридианах. Этот вид генерации и накопления энергии называется «зажи­гание огня». Такое действие дыхание низом живота име­ет еще и потому, что здесь находится важнейший энерге­тический центр нашего тела - нижняя дяньтянь (также ее называют «поле эликсира», «море ци»). Этот центр рассматривается в качестве первоначального источника индивидуальной энергии, так как эмбрион использует именно низ живота для получения питания и кислорода из организма матери.

Техника буддийского дыхания проста. Нормальное дыхание при этом не задерживается, не усиливается, оно лишь сильно углубляется. Медленно вдыхайте через нос, делайте это легко и плавно, при этом мышцы живота расслабляются, живот сильно выпячивается. Когда лег­кие будут наполнены, начинайте легко выдыхать. Вдох соответствует инь, выдох - ян. Они должны действо­вать вместе подобно кругу инь-ян, без усилия плавно переходя один в другой в кругообразном движении.


Сначала расширение низа живота на вдохе может ока­заться незначительным, но с практикой мышцы будут расслабляться все больше и больше. На выдохе в начале практики рекомендуется медленно давить на низ живо­та, втягивая дяньтянь.

С продолжением практики это упражнение позволя­ет генерировать все больше энергии, и благодаря сосре­доточении} на дяньтяне энергия будет концентрировать­ся здесь. Когда ци накопится в достаточном количестве, медитирующий почувствует тепло в этой области.

Этот процесс можно сильно облегчить и ускорить, применив следующий метод.

Положите кисти рук одна на другую центром ладо­ни на дяньтянь, правую ладонь прижимая к тыльной части левой руки (для женщин положение рук обрат­ное). Выполняйте надавливающие массирующие движе­ния но часовой стрелке слева направо (для женщин в противоположном направлении), сверху вниз, изнутри кнаружи. Сделайте таким образом 36 оборотов.


Затем, поменяв положение кистей, делайте массаж против часовой стрелки, справа налево, снаружи кнут­ри; сделайте столько же оборотов. Потом разотрите ки­сти рук, так чтобы они стали теплыми, и разотрите лицо 18 раз (не надавливая сильно). Расслабьте все тело, сде­лайте несколько шагов и заканчивайте упражнение.

Большинство занимающихся примерно на десятый день почувствуют при вдохе потепление в области живо­та, в то же время из него может доноситься производи­мое толстой кишкой урчание. Это означает, что скапли­вается большое количество ци. Через месяц должна рас­шириться теплеющая от скапливающейся ци нижняя об­ласть живота. После двух месяцев занятий в этой облас­ти появится ощущение, как будто там «приходит в дви­жение теплая вода», по всему телу должно разлиться ощущение тепла и комфорта, во рту - скапливаться боль­шое количество слюны. Через три месяца занятий возра­стает ощущение тепла в животе (но не чувство горячки, как при болезни). Бывает, что в нижней части живота чувствуются пульсация и толчки. Подобные ощущения называют «огонь разгорается в дяньтяне» - это важный признак того, что в организме происходит процесс на­капливания ци.

Это упражнение желательно выполнять в сидячей позе для медитации, так как при этом мышцы живота расслабляются больше, чем в стоячем положении, кото­рое обычно используется в цигуне.

В результате систематических настойчивых упраж­нений по системе цигун может быть достигнута частота дыхания во время покоя 4-6 вдохов в минуту, в то время как обычно нормальной считается 15 - 16 - у мужчин, 18 - 20 - у женщин. Начинающие не должны стремиться как можно раньше добиться такого уреже­ния дыхания. Этот эффект от занятий приходит сам со­бой и является результатом, а не целью этой практики. Вместе с тем следует стремиться, чтобы дыхание было


естественным, непрерывным и бесшумным. Во время упражнений в цигуне обычно требуется дышать носом.

Однако целью цигуна является не только накопле­ние ци в нижнем дяньтяне, но и ее перераспределение по всему телу, по другим дяньтяням, а также прочищение всех меридианов и облегчение циркуляции энергии в теле.

Когда в результате выполнения вышеописанных уп­ражнений внизу живота начинается вибрация, это озна­чает, что наступило время начала циркуляции ци. Кон­центрация на этом моменте очень важна. Занимающийся должен стать очень спокойным, он не должен поддаваться возбуждению, чувствуя движение ци. Это явление, од­нако, происходит не с каждым занимающимся. У неко­торых начальные участки круга уже открыты, и ци мо­жет двигаться по ним без проявления отмечаемых в НСС ощущений. Перед тем, как двигаться дальше, занимаю­щийся прежде всего должен определить маршрут дви­жения ци. Как уже отмечалось, имеются два главных канала, идущих спереди и сзади тела, - это жэнь-май и ду-май. Эти каналы не соединяются, однако если язык касается неба в полости рта, то инь и ян-каналы соеди­няются и круг завершается. Это касание называется «строительство моста».

Язык действует подобно выключателю в электричес­кой сети. Если «моста» нет, то цепь не замкнута, цирку­ляция ци будет неполной. Следовательно, во время ме­дитации язык должен быть прижат к небу, здесь посто­янство цепи - основной фактор. Язык должен быть рас­слаблен и касаться центра неба. Если язык напряжен, то это приводит к застою ци. Язык не должен касаться зу­бов, так как при этом мост неэффективен, а занимаю­щийся часто чувствует сонливость. Если мост построен должным образом, во время медитации выделяется слю­на. Ее нужно проглатывать, чтобы горло было влаж­ным. Место, где язык касается неба, называется «небес­ным водоемом» или «драконовым источником». Когда




 


Основные направления движения ци


1) мочеиспускательный канал (уретра);

2) пупок;

3) меридиан Жэнь-май;

4) точка бай-хуэй;

5) меридиан Ду-май;


 

6) сердце;

7) почки;

8) заднепроходное отверстие (анус);

9) точка хуэй-инь


занимающийся становится в состоянии провести ци по двум главным каналам, говорят, что он осуществляет «малый круговорот ци»


Малый круговорот ци

Когда вещи доходят до крайней точки.

они непременно возвращаются.