Гуань инь-Цзи

Малый круговорот ци - первый период на занятиях упражнениями «нейдань» - одного из направлений древ­него цигуна. Эти упражнения направлены на превраще­ние духа в ци. Его еще называют «сто дней на закладку фундамента». Согласно этому учению взрослый человек истощает свою силу на разные страсти. Его нужно ра­зогреть и таким образом заполнить благоприобретенной ци и восстановить врожденную ци.

Во время малого круговорота также задействуются и активируются, кроме средней дяньтянь, расположен­ной под пупком, другие «энергетические резервуары» -некие внутренние зоны, или области, - вместилища оп­ределенного вида ци. Их называют «киноварными поля­ми», так как в даосской алхимии киноварь считается одним из основных ингредиентов «пилюли бессмертия», «самым изменчивым» из всех. Именно в них, в этих полях внутри тела, проходит, по ее представлениям, различ­ные стадии развития «бессмертный зародыш». Поэтому их еще называют «полями пилюли бессмертия».

В различных традициях китайской медицины выде­ляют разное количество дяньтянь. Классический вари­ант насчитывает их пять.




 


Схема малого небесного круговорота ци


1) меридиан Жэнь-май;

2) меридиан Ду-май;

3) инь-тан;

4) верхняя область даньтяпь;

5) шань-чжун;

6) средняя область даньтяпь;

7) ци-хай;


 

8) нижняя область даньтянь;

9) цзы - конец инь и начало ян;

 

10) "застава" вэйлюй;

11) "застава" цзяцзи;

12) "застава" юйчжэнь;

13) у - копец ян и начало инь.


1. Голова - верхняя область дяньтянь с центром в
точке инь-тан между бровями - месте, в котором откры­
вается «небесный глаз». Считается, что собственно эта
область локализована в глубине черепной коробки на
расстоянии 3 цуня (цунь индивидуальный - равен длине
второй фаланги среднего пальца) от точки инь-тан. Ее
называли «срединным небом индивидуальной природы»,
«вратами в девять полостей», «жилищем изначального
духа».

Сосредоточение на этой области способствует рас­крытию резервных возможностей человека, «просветле­нию сердца и видению собственной природы», погруже­нию в более глубокие области «плавки пилюли».

2. Грудь - передняя область даньтянь с центром в
точке шань-чжун, расположенной на грудной кости на
пересечении передней срединной линии тела с горизон­
талью, соединяющей соски.

Считается, что собственно эта область размещается в месте горизонтальной проекции точки шань-чжун, в глубине туловища, на расстоянии 3 цуня от поверхности тела. Шунь-чжун - это «море ци четырех морей» чело­веческого организма, то есть как бы интегральной ци человеческого тела. Поэтому ее еще именуют местом со­средоточения «главной ци».

Эта область оказывает влияние на сердечный ритм и дыхание. Здесь осуществляется «плавка для превраще­ния ци в дух», отсюда возможно воздействие на цирку­ляцию ци в организме, на его «сто пульсов», то есть на ритмическую организацию всех потоков ци и крови в нем.

3. Область поясницы - задняя область даньтянь с
центром в точке мин-мэнь, расположенной на задней сре­
динной линии тела между остистыми отростками II и III
поясничных позвонков, напротив пупка.

Эта область - «врата жизни» - считается средоточи­ем «семени» - цзин.


4. Живот - средняя область даньтянь с центром в
точке ци-хай («море-ци»), расположенной на 1,5 цуня
ниже пупка. (Существует простой и удобный способ отыс­
кания локализации этой области: приложите большие
пальцы рук горизонтально к пупку, а указательные опу­
стите вниз и соедините их концы на срединной линии
живота. Если разделить пополам расстояние между пуп­
ком и вершиной треугольника, образовавшегося при со­
единении указательных пальцев, то там и будут нахо­
диться точка ци-хай и область даньтянь). Точнее, счита­
ется, что сама область находится на 3 цуня в глубь тела
от точки ци-хай.

Те. кто именуют эту область даньтянь, уточняют, что она расположена напротив точки ци-хай и точки мин-мэнь на спине. Такое уточнение существенно, так как точка мин-мэнь по горизонтали проецируется не на точ­ку ци-хай, а скорее на пупок.

Подчеркивается, что зона между точками ци-хай и минь-мэнь — место сосредоточения «подвижной ци», на­ходящееся как раз между почками, - является «центром центров» человеческого организма и потому, что именно здесь находится хранилище не только «прежденебесной». но и «поднебесной ци».

Считается, что сосредоточение фокуса внимания на этой области пробуждает «семя» (цзин), ци и дух (шэнь) возвратиться в нее (их «жилище»), чтобы в ходе «плав­ки» «семя превратилось в ци».

5. Малый таз - нижняя область дяньтянь с цент­
ром в точке хуэй-инь. находящейся посередине про­
межности между наружными половыми органами и
задним проходом.

Как говорит один из легендарных мастеров цигуна Хэ Цзянсинь. «точка хуэй-инь — это «море», то есть ме­сто слияния меридиана Жэнь-май с чудесными меридиа­нами инь. смыкания меридианов Чун-май и Жэнь-май, здесь они выхолят из «оболочки плода», «утробы». По-


365 этому она именуется хуэй-инь - «(местом) встречи (ме­ридианов) инь».

Эта область считается «природным хранилищем инь».

Поскольку она находится в промежности, ее состоя­ние и воздействие на нее играют важную роль в лечении заболеваний прямой кишки, внутренних половых, орга­нов, мочеполовой системы.

Обычно у людей поток «внутренней ци», циркули­рующий по меридианам Жэнь-май и Ду-май, берет нача­ло в области точки хуэй-инь. Через нее субстанции ян -ян-ци нередко «пробиваются» в меридианы Жень-май, Ду-май и Чун-май, через них по системе каналов «рассе­иваются» во всем теле и могут «вернуться к истоку» -месту «хранения». При выполнении упражнений благо­даря сжатию сфинктеров и мысленному сосредоточению на нижней области даньтянь во время выхода усилива­ется эффект «закрытия» - «запирания» точки хуэй-инь, из «хранилища» не прорывается его содержимое. После того, как поток субстанции ян - ян-ци проходит вверх по спине, она через грудь возвращается в среднюю об­ласть дань-тянь «к истоку». Это способствует циркуля­ции ци по «небесному кругу», «подкрепляет ци и усили­вает функции почек, помогает сбавить вес и продлить жизнь».

Интересно отметить, что в текстах начала новой эры выделялась только одна область даньтянь - нижняя. Предположительно изменение представлений о даньтянь связано с проникновением в Китай буддизма, а с ним -трансформирования теории и практики йоги.

Ведение «ци пилюли» по меридиану Жэнь-май во время вдоха принято называть «продвижением огня ян», а возвращение «ци пилюли» в нижнюю область дань­тянь на выдохе - «отступлением под знаком инь». Эти действия выполняются с разной степенью напряжения, неодинаковой скоростью, амплитудой в зависимости от того, по какой системе цигуна работает занимающийся и


чего он хочет этим упражнением достичь. При этом «дух и мысль», то есть фокус сознания (внимания), несколь­ко размыты, сосредоточение как бы присутствует и от­сутствует, вдох и выдох - мягкие, плавные, «тонкие» и продолжительные

Малый круговорот ци, или обращение ци по малому небесному кругу, обеспечивает циркуляцию ее по мери­дианам Жэнь-май и Ду-май, улучшает их проходимость, служит также для профилактики и лечения заболеваний позвоночника.

Читатель должен понять, что ци все время циркули­рует в его теле, но этот поток может ослабевать и заста­иваться. Причины в том. что сосуды и ци-каналы имеют много узлов, в которых они сужаются и их проходи­мость ухудшается. Обыкновенно эти узлы находятся в полостях. Главная цель нэйдань - открыть и расширить эти узлы, так, чтобы ци текла без застоя. Если поток ци застаивается, а не течет гладко, человек чувствует сла­бость, упадок жизненных сил, ослабевает сопротивляе­мость болезням. Вместе с улучшением циркуляции ци улучшается кровообращение в организме

В китайской медицине считается, что ци управляет кровообращением. По этой причине занимающийся, при­обретая опыт проведения ци, может самостоятельно эф­фективно нормализовать кровяное давление, если оно понижено или повышено. В малом круге имеются три полости, или узла, которые пройти труднее, чем другие. Их называют «калитками», или «заставами». Считает­ся, что эти узлы, раскрепощаясь, могут получать энер­гию извне.

«Три заставы» расположены на заднесрединном ме­ридиане Ду-май. Первая снизу - «застава вэлюй» (бук­вально «копчик») - расположена в нижней части спи­ны, в области чан-цян (на середине расстояния между копчиком и задним проходом). Вторая - «застава цзяц-зи», или «лулу». Цзяцзи (буквально «теснина в спине».


лулу - «водоподъемное колесо») находится на середине 24-го позвонка. Третья, верхняя, - «застава эй-чжень» -расположена на затылочной части головы между точка­ми фэнчи, находящимися в костных ямках сзади по сто­ронам головы на уровне наружного слухового прохода. Эта застава считается наиболее труднопроходимой, осо­бенно для начинающих. Поэтому ее иногда называют «железной стеной».

Контролируя движение ци, занимающийся должен ощущать, что нечто течет, следуя руководству его ума. Он может также чувствовать расширение и напряжение спинных мышц рядом с каналом (чувство спины).

Это ощущение никогда не проявляется, когда ци про­ходит выше «железной стены» сзади головы. Напротив, занимающийся чувствует лишь поток энергии ци. Обыч­ные ощущения прохождения ци в области головы - это оцепенение или щекотание, как будто насекомые задева­ют череп. Во время прохождения энергии через дань-тянь можно выполнить легкое покачивание вперед или назад. Иногда при проведении энергии по малому кругу мышцы живота и спины самопроизвольно сжимаются или подергиваются. Эти симптомы вызываются перераспре­делением ци. Это нормально, и для тревоги нет никаких оснований.

Медитацию, направленную на вращение ци по Ма­лому кругу, лучше всего выполнять стоя, так как при этом сама собой непроизвольно активируется циркуля­ция в Большом круге, а сидячие или лежачие позы мо­гут либо препятствовать свободному движению ци, либо что менее благоприятно, чем стоячие (в плане ориента­ции полей энергетического тела по отношению к геомаг­нитному полю Земли), извращать циркуляцию ци.



Практика цигун

Потоки энергии

генерируют энергетические всплески

внутри или вне нашей энергетической формы.

Как правило, формирование потоков непредсказуемо

и происходит по случайным законам.

Однако маги не только предвидят

характер и поведение энергетических потоков.

но и подчиняют их своему намерению.

К. Кастанеда