Перед выполнением вращения по малому кругу желательно выполнить разогревающий массаж, растерев низ живота. Также для «согревания пилюли» перед статической медитацией можно выполнить следующее динамическое упражнение, которое благодаря своей универсальности, получило такое же распространение в различных стилях цигуна, как и «малый небесный круг».
Перед началом занятий рекомендуется выполнять легкую разминку.
В дополнение к ней слегка разотрите лицо, так как будто вы умываетесь. Это способствует расслаблению мимических мышц, и вследствие этого такое «умывание» имеет успокаивающее действие.
Ведение ци по «малому небесному кругу»
1.Выполните вдох, ощутите как вместе с вдыхаемым воздухом ци по меридиану жень-май опускается до точки ци-хай и накапливается в расположенном за ним даньтяне. Вдох заканчивается когда ци доходит до дань-тянь. Во время медитации ум должен вести ци по кругу сознательно, без этого циркуляция не будет устойчивой и плавной. Сознание должно вести ци активным усилием ради будущих результатов.
2. Выполняя выдох, очень мягко втягивайте живот, «поднимая анус» (чуть поджимая сфинктеры - запирательные мышцы заднего прохода), проводя ци из ниж-
ней области даньтянь к точке хуэй-инь в промежности и далее через «заставы» вэлюй (копчик), цзяцзи (область одиннадцатого позвонка), через юйчжэнь (между парными точками юй-чжень на затылочной части головы) к точке бай-хуэй на темени.
3. На вдохе снова возвращайте ци в нижнюю область даньтянь, проводя энергию через верхнюю и среднюю области даньтянь.
Вначале выполняйте упражнение девять раз, затем постепенно увеличивайте количество повторений каждый раз на кратное девяти количество раз. Через три месяца занимающийся должен увеличить количество вдохов-выдохов, выполняемых за одну медитацию до 108 раз, и на этой цифре остановиться. Число 108 считается магическим, в китайской нумерологии оно является символом замкнутой бесконечности нашей вселенной.
Вдохи должны быть плавными, медленными, но глубокими. Область да-чжуй между последним шейным и первым грудным позвонками несколько «подайте вверх», чтобы «освободить» заднесрединный меридиан ду-май и обеспечить беспрепятственный проход по нему ци.
Когда ци подведена к уровню точек юй-чжэнь в области затылка, быстро сосредоточьте внимание на точке бай-хуэй - это помогает «преодолеть» данную заставу.
Во время вдоха «возвращение ци» в нижнюю область даньтянь обычно происходит легче, движение ци по меридиану жэнь-май может быть несколько более быстрым, чем по ду-май.
После выполнения «обращения по небесному кругу» следует некоторое время раскрепощенно и спокойно подышать для «согревания и взращивания пилюли», ее успокоения в нижней области даньтянь.
В завершение каждой медитации или же, если она была неожиданно прервана, обязательно нужно развести руки немного в стороны и, как бы собирая рассеянную внешнюю ци, сложить их в положении тайцзи. Тай-
цзи — «Великий предел», символизирующий состояние полной гармонии инь и ян. Руки складываются в положение тайцзи в завершение любых упражнений статического цигуна. При этом руки лежат на области дань-тянь, в месте расположения точки ци-хай.
Мужчины накладывают на живот ладонь левой руки, а ладонь правой кладут на левую сторону левой кисти так, чтобы точки лао-гун в центрах ладоней проецировались на ци-хай.
Женщины, наоборот, накладывают на живот кисть правой руки, накрывая ее левой. При этом у женщин сверху лежит правый большой палец, а у мужчин - левый. Совершая это движение, мысленно опускают ци в даньтянь и сосредотачиваются на этой области.
Накопление внешней ци
Мы нуждаемся в энергии
не только для того,
чтобы совершить тотальную революцию
в самих себе,
но также и для того,
чтобы исследовать, видеть, действовать.
Дж. Кришнамурти
Осуществляя при помощи мысли в ходе медитации циркуляцию ци по «малому небесному кругу», человек совершенствует и уплотняет свое энергетическое тело, а также очищает меридианы от «закупорок» и аномалий. Вместе с этим занимающийся накапливает в себе дополнительный энергетический потенциал. В результате этих изменений активизируется циркуляция ни по «6олышо-
му небесному кругу» человеческого энергетического тела, то есть по всем чудесным и главным меридианам. Эта циркуляция осуществляется самопроизвольно без ее мысленного ведения по меридианам на фоне расслабления и покоя, поэтому в практике цигуна сознательное ведение ци по «большому кругу» обычно не выполняется. Большую роль в совершенствовании энергетического тела играет практика намеренного привлечения в тело внешней ци