Шри Чинмой

Психологи утверждают, что в борьбе воли к вообра­жения всегда выигрывает последнее. Это естественная наклонность каждого человека - воплощение заложен­ного на уровне инстинктов правила: «Семь раз отмерь -один раз отрежь». У нормального человека в этом отно­шении всегда устанавливается определенный компромисс, что не позволяет воображению далеко и надолго ухо­дить от реальности и тем более воле всегда идти впереди воображения.

Воображение ищет цель, воля обеспечивает продви­жение к ней, компромисс между ними устанавливается разумом. Без этого жизнь была бы или растительным прозябанием, или нескончаемым хаосом. И то и другое вызывает отвращение.

Разумом можно назвать ту часть воли и воображе­ния, которые действуют слитно. Чем более они развиты и чем прочнее их связь, тем более эффективен в своей деятельности человек. Разум стимулирует наше стрем-


ление к развитию. Развитие воображения питает новиз­на воспринимаемого и связанных с этим переживаний, волю — сила, прочность их взаимосвязи — гармония духа.

Стремление к изменению и развитию — один из ос­новных признаков жизни. И это стремление на разум­ных основаниях должен разделять каждый человек, осоз­нанно принимающий бесценный дар жизни. Отсутствие такого стремления противоестественно человеческой при­роде, что в конечном счете является причиной и след­ствием аутоагрессии. Так рождается ад, которым для человека становится внешний и внутренний мир.

К сожалению, такое состояние близко большинству современных людей, что, как ни странно, часто считает­ся нормальным. Отражение такой жизненной установки усматривается в высказывании одного из величайших корифеев психотерапии, отца психоанализа З. Фрейда: «Цель психотерапии состоит в том, чтобы заменить чрез­мерные мучения невротика нормальными страданиями повседневной жизни».

Но, с другой стороны, очевидно, что восприятие жиз­ни как повода для самосовершенствования лишат лич­ность разумных оснований для страдания. Только такая позиция позволяет прийти к гармонии с собой и окружа­ющим миром. Я думаю, что до конца эту книгу прочел тот, кто придерживается такого же мнения.

Я также надеюсь, что интерес ко всему прочитанно­
му не останется у читателя чисто теоретическим, иначе,
как мне кажется, время, потраченное на ее прочтение,
потрачено даром.

Книга имеет практическую направленность. Все, что в ней описано, является элементами моего личного пути саморазвития и самопознания. Все изложенные в книге техники составляют единую цельную систему и практи­ковать их необходимо совместно. Кроме того, такая прак­тика теряет большую часть своей эффективности без осоз­нанного подхода к ней. который подразумевает макси-


мальное совместное задействование и как следствие раз­витие воображения и воли. Поэтому я хочу, чтобы рас­суждения, приведенные в книге, воспринимались чита­телем как часть самих техник.

Кроме того, вместе с этим я хочу донести до читате­ля еще одну мысль. Многие начинающие воспринимают медитативные техники как нечто постоянное и неизмен­ное и поэтому ищут их предельно скрупулезное описа­ние. Но даже самые подробные из описаний упускают из виду множество деталей, некоторые из которых мог­ли бы быть необходимы в практике конкретного челове­ка. Нельзя объять необъятное. К тому же лишние под­робности могут запутать вас, сделать технику слишком узко специфичной.

Что касается рассуждений, высказанных мыслей, то никто не привык искать в чужом мнении истину высшей инстанции. Они воспринимаются как нечто ин­дивидуализированное и динамичное. Излагая различ­ные практические техники совместно со своими рас­суждениями, я хотел бы чтобы читатели поняли, что, принимая их описания для своих личных занятий, они обрабатывали все это так же, как при принятии чужо­го мнения. Практика должна иметь личностный ха­рактер, только при этом возможно полностью осмыс­ленное к ней отношение.

Базой для формирования описываемой системы по­служило увлечение учением Карлоса Кастанеды. Оно стало толчком к моему личному осмыслению того, что должен включать в себя путь гармоничного совершен­ствования. Поэтому в завершение я хочу привести не­сколько высказываний учителя Кастанеды дона Хуана, который, как метко заметил один из критиков, «в насто­ящее время является самой значительной мифологичес­кой фигурой, созданной в литературе со времен Иисуса Христа». Эти высказывания записаны в моем блокноте, в них я нахожу поддержку в трудную минуту.


«...Жизнь должна быть подконтрольна сознанию вплоть до каждой секунды, иначе это не жизнь а жалкое существование.

То, что неудачник все проигрывает в жизни, - это не провидение, это лишь его выбор..

... У бессмертного существа есть время для сомне­ний, замешательства и страха. Но воин не может цеп­ляться за смысл, найденный во владениях тоналя. Он знает, что целостность самого себя — лишь преходящий эпизод на этой земле...

...Безупречность - делать лучшее во всем, во что ты вовлечен...

...Когда ты действуешь как бессмертное существо -ты не безупречен...

... Изменить себя — это вызов, и если ты не принима­ешь его, то ты практически мертв...

...Маг формирует намерение совершить то, что он намерен совершить, просто за счет того, что он намере­вается это совершить...

... Поиск свободы — единственная побуждающая сила, которую я знаю... Это свобода быть подобным пламени свечи, которая остается неугасимой в мире, озаряемом светом миллиардов великолепных звезд, оставаясь не угасимой потому, что никогда не считает себя чем-то большим, чем есть на самом деле, — всего лишь свечой...

... Наши трудности на этом простом пути вызваны нежеланием большинства из нас принять тот факт, что на самом деле требуется так мало, чтобы идти по нему. Мы ожидаем инструкций, обучения, учителей, провод никое, и когда нам говорят, что никто из них нам не нужен, мы не верим этому..

Реальная помощь, которая нам действительно нуж­на, заключается не в методах, а в правильном указании. Если кто-нибудь дает нам возможность осознать, что необходимо освободиться от чувства собственной важ­ности, — это и есть реальная помощь.


Маги говорят, что мы не нуждаемся ни в чьих убеж­дениях в том, что мир бесконечно сложнее, чем наши самые необузданные фантазии. Так почему же мы так зависимы? Почему мы так страстно желаем найти себе проводника, когда все можно сделать самому? Вот ведь вопрос»...