Л. Н. Толстой

В завершение обсуждения биологических основ ИСС снова вернемся к феномену сознания. По современным представлениям, оно локализовано в некотором участке мозга, который еще Павлов назвал «светлым пятном».


Наличие этого пятна подтверждается современными научными данными на основе анализа перераспределе­ния кровотока в мозге и исследования электрических потенциалов. Благодаря этому образованию человек может идентифицировать себя как определенную лич­ность, обладающую собственной волей.

Как показывает опыт, «география светлого пятна» может изменяться, а иногда этот участок вообще попа­дает в зону торможения. Последнего добиваются гипно­тизеры, так как в подобном состоянии человек становит­ся абсолютно внушаемым, теряя всякую критичность и свободу воли.

В таких состояниях весьма вероятно образование изо­лированных островков восприятия, информация из ко­торых недоступна в обычном состоянии. На их базе воз­можно образование новых «я», имеющих собственную мотивацию, а иногда даже способных в нужных ситуа­циях вызывать торможение зоны обычного «я», полнос­тью забирая контроль в свои руки. Так, у большинства людей вырабатывается своя реакция на стрессы, в кото­рых они ведут себя не так, как хотели бы того созна­тельно. Крайние примеры непроизвольного формирова­ния других «я» в рамках одной личности уже приводи­лись. Формирование новых «я» может происходить и по чужой воле. В книге «Похитители разума» Л. А. Тол­кунов рассказывает о документально подтвержденной истории с американским агентом, который был задер­жан в одной из африканских стран при подготовке по­кушения. На допросах выяснилось, что в нем запрог­раммированы четыре отдельные личности, каждая из ко­торых вступала в действие лишь в определенной ситуа­ции и ни одна из них не знала о существовании трех остальных. Это было подтверждено детектором лжи и с помощью гипноза.

Внушаемость в гипнотическом состоянии является следствием новизны положения активной зоны и отсут­ствия опыта интеграции при переходах в различные со-


стояния. Например, известный психотерапевт М. Эрик­сон часто произвольно мог вводить в трансовые состоя­ния, даже не прерывая речи. Эту способность он приоб­рел в результате практики самопогружения в транс, бла­годаря чему им были освоены новые участки мозга, где образовались «филиалы» «я». Подобная организация по­зволяет более рационально использовать ресурсы мозга. К тому же личность становится более многогранной, но не расщепленной, так как с опытом самопогружений растет подвижность сознания. Это свойство приводит к увеличению зоны осознаваемого, а вместе с ней проис­ходит увеличение спектра способностей и возможностей.

Примером может служить уже упомянутое исследо­вание украинских целителей, доказавшее, что к прояв­лению экстрасенсорных способностей может привести заместительная активация новых участков мозга.

Практика произвольного вхождения в ИСС усили­вает способность человека к удержанию контроля в лю­бой ситуации и не несет ничего аномального. Основные критерии нормальности - эффективность и адекватность поведения, а не соответствие каким-либо рамкам средне­статистического индивида.

Многочисленные исследования показали, что ника­кие переживания в ИСС не разрушают личность, наобо­рот, человек избавляется от психологических проблем, становится менее агрессивным, начинает ощущать гар­монию с людьми и природой, которая дает чувство пол­ноты жизни.

В одной из американских передач показывали 20 астронавтов, имеющих значительный опыт ИСС, - а ведь они прошли очень жесткий отбор! - врачи не выявили у них никаких отклонений в психике. Это очень способ­ные и гармоничные люди!

Приведенные выше объяснения, как и вся современ­ная психология и физиология высшей нервной деятель­ности, носят несколько метафорический характер.

 


Это свидетельствует о том, что в данной области зна­ния еще довольно поверхностны. Поэтому далеко не все аспекты ИСС можно обосновать с естественнонаучной точки зрения. Кроме того, биология и нейрофизиология имеют свои рамки, заданные не только наличным уров­нем знаний, но и особенностью методов познания, а так­же кругом решаемых проблем.


глава 2 реальности исс



 



Взгляд за границы табу

Чтобы верить в небо. в котором нуждается наша душа, нет необходимости верить в ад, который наш. разум отвергает. Хосе Марта

 


С давних времен ИСС имели огромное значение в жизни людей: они использовались в лечении, мистериях и как средство познания себя и окружающего мира. Методы вхождения в ИСС часто прочно вписывались в народные обряды и традиции. У некоторых народов куль­тура использования ИСС сохранилась и по сей день. Но в наиболее развитых обществах с радикальной религи­озной основой происходят некоторые изменения в отно­шении к ИСС.

Чудо является чудом лишь в том случае, когда оно происходит нечасто и доступ к нему затруднен. Нет ни­чего более выгодного, чем обладать монополией на чу-


леса. Поэтому все сильные религиозные организации объявляют себя посредниками между людьми и высшим миром, где «обитают чудотворные силы - духи или боги». В таких случаях на исследование ИСС кем-либо, кроме служителей культа (да и то не всегда), объявляется стро­гое табу.

Классическим примером подобного отношения явля­ется христианская церковь, взгляды которой на ИСС переняли все носители европейской культуры. Хотя ран­ние христиане использовали некоторые методы вхожде­ния в ИСС для непосредственного общения с Богом. Некоторыми отголосками таких методик являются вод­ное крещение и молитва.

Негативное отношение к ИСС свойственно и класси­ческой науке. Ей вполне хватало проблем с изучением закономерностей обычной реальности, не говоря уже о постижении причудливых миров ИСС. Ведь опыт, при­обретенный в них, настолько необычен и разнообразен, что выделить в нем объективные моменты невероятно трудно.

Но в последние десятилетия XX века мышление ста­новится более плюралистическим. Разум заменяется ра­циональностью, становится возможным говорить о раз­ных ее типах, видах ментальности, парадигмах, неклас­сической науке и тому подобном.

В последние годы под давлением социологии и ант­ропологии реальности стало придаваться качество скон­струированности на основе некоторого общественного консенсуса. Рассуждая о познавательной ценности путе­шествий в ИСС, известный американский антрополог У. Голдшмидт говорил: «Проникновение в миры, отлич­ные от нашего, приводит нас к пониманию того, что наш собственный мир является культурным образовани­ем». Такая точка зрения требует новых подходов к по­знанию человеческого сознания и его места в действи­тельности.



Ощущаемое и реальное, истинное и мнимое

Достигнув конца того, что следует знать,ты окажешься в начале того, что следует чувствовать.