Наиболее полно основные положения тибетской медицины донес до нас средневековый трактат «Чжуд-ши» — его можно назвать стержнем учения тибетских целителей. Цели этой медицины зафиксированы в основных положениях трактата: стремиться к жизни без болезней, к продлению жизни, достижению высокого совершенства в ее познании. Цели эти непросты, и за каждой стоит проверенная веками философская концепция. Проводил их в жизнь тибетский лама со своими учениками. Лама — в первую очередь духовный учитель и лишь во вторую — врачеватель.
В тибетской медицине нет понятия «болезнь», что уже говорит о специфическом подходе к заболеванию. То, что мы называем болезнью, лама назовет нарушенным равновесием организма. Чтобы обеспечить равновесие, необходимо увеличить общее количество энергии Чи в организме — это первое, и второе — восстановить циркуляцию этой энергии по всему организму. Понятие «Чи» сложно, философски труднообъяснимо, имеет мистическое значение...
В самом общем случае Чи — энергия, получаемая в результате процессов дыхания и еды, а также космических влияний. Ее восстановление — главное в тибетской медицине: «Имеющий Чи — процветает, теряющий — умирает».
Тибетская медицина насчитывает более четырехсот случаев потери равновесия в организме, то есть болезней, для выявления которых применяется более сорока методов диагностики, и имеет более сотни методов нелекарственной терапии.