ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ

Невозможно разобраться в себе, не выяснив, какие ка­чества присущи каждому человеку, что же такое человек в принципе. Пойдем путем крайностей, рассмотрим человека с точки зрения как науки, так и религии. Это позволит нам пройти по границе раздела двух понятий, в которой, как правило, и заключается вся суть.

Человек с точки зрения науки — биологическое суще­ство, обладающее:

инстинктами; индивидуальностью;

темпераментом; личностью;

телесной конституцией; психической защитой;

характером; сознанием.

Всего восемь составляющих, запомним эту цифру — во­семь.

Человек с точки зрения христианской религии — ча­стица духа, заключенная в материю, образ Бога, личность, являющаяся фокусом, через который преломляются все со­бытия на Земле. Бог троичен, троичен и человек, который состоит из: духа; души; тела.

Через дух человек связан с тем, что его породило: с Богом. С помощью души он творит свою собственную жизнь, праведную или грешную, а тело используется как инстру­мент для работы на Земле.

Поговорим о человеке и его душе, о духе же будем говорить в пятом томе, «если доживем» (эти два слова часто употребляются священниками и символизируют «сми­рение») .

Душа, как и человек, троична: умная часть (голова); невательная часть (сердце); вожделенческая часть (нижняя половина тела).

Человек троичен, но состоит из двух основ — низшей (падшей, предельно уплотненной, созданной из низших сти­хий и зависимой от материи) и высшей (чистой, стремящейся к Богу).

Таким образом, в человеке изначально есть все — и самое низкое, и самое высокое. Низшее в человеке, в самой примитивной своей части, содержит «темные программы» для человеческого биокомпьютера, всякие низменные побуж­дения, проявляющие активность при неразвитой морали, так называемые темные инстинкты. Их тоже восемь. Эти темные инстинкты — первый уровень человеческого естества, то, с чем он рождается и что он всю жизнь подавляет в себе.

В человеке есть и то, что можно назвать лучшим в нем. Это светлые программы, или светлые инстинкты. И их восемь. Они составляют третий уровень человеческого естества. Третий, а где же второй? В любом явлении жизни есть видимая или невидимая граница раздела двух сред. Именно на этой границе находятся обычные человеческие инстинкты, известные науке; они и составляют второй уро­вень человеческой природы.

Первый уровень более всех связан со стихией Земли, второй — менее, а третий — почти с ней не связан.

Чтобы понять, как сложна эта связь, скажу несколько слов о материи — об этом сложнейшем явлении. Существует даже духовный закон непроницаемости материи. Прежде всего материя предельно нейтральна, и потому используется для любых агрессий, я бы даже рискнул сказать — материя бессовестна, ибо таковой ее делают жизненные обстоятель­ства. Окружающий мир все время пытается беспардонно сесть Вам на шею, и это естественно. Люди будут Вас подводить, организации — жульничать, жилищные эксплу­атационные конторы — не выполнять своих обязательств, друзья — месяцами не отдавать долгов, родственники — ви­деть в Вас недотепу, а кошки — пытаться залезть на стол. Это — нормальная жизнь в материальном мире. Поэтому за правило нужно принять один из афоризмов Козьмы Прут­кова: «Люби ближнего своего, но не давайся ему в обман». Надо всегда помнить, что любой контакт с любым человеком несет в себе (как и в случае с Инь—Ян) свою противопо­ложность, то есть элемент обмана или лукавства и в то же время — элемент света. Качество личности зависит от того, что именно в ней преобладает. Обман так и рвется наружу, а светлое нужно с трудом вскрывать. Более того, если ты растяпа и создаешь условия для того, чтобы тебя обманули, то не только сам виноват в своем ущербе, но еще и в искушении ближнего. Важнейшая же задача человека на Земле — облагораживание материи.

ТРИ УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Рассмотрим внимательнее уровни человеческой природы. Их три (рис. 4):

Уровень первый — низший. Начнем анализ человека с его наиболее низменной части, где живут самые прими­тивные побуждения, названные мной темными инстинктами. В обычной жизни они хорошо известны как отрицательные черты характера. В православии их называют страстями человеческими, перечислим их.

Восемь темных инстинктов: 1) гордость; 2) тщеславие; 3) зависть; 4) скупость; 5) уныние; 6) гнев; 7) блуд; 8) чрево­угодие.

Уровень второй — средний. На границе раздела высшего и низшего в человеке находятся обычные человеческие ин­стинкты. Современная наука; в лице некоторых ученых, считает, что их семь (например, Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1994.). Философы всех времен и народов говорили, что в человеке живет непрео­долимая жажда обретения Бога, независимо от того, осознает он это или нет. Любой из нас порой испытывает непонятную тоску, которая не компенсируется никакими ценностями окру­жающего мира, будь человек хоть крез, хоть сверхмудрец... Это сидит в человеке с рождения наряду с другими естест­венными программами. Поэтому к семи признаваемым наукой инстинктам я прибавил еще один — инстинкт поиска Бога.

Восемь обычных инстинктов: 1) самосохранения; 2) про­должения рода; 3) альтруизма; 4) исследовательский; 5) ли­дерский; 6) свободы; 7) сохранения достоинства; 8) поиска Бога.

Уровень третий — высший, символизирующий лучшие ка­чества в человеке. В православии их называют добродетелями.

Восемь светлых инстинктов: 1) вера; 2) надежда; 3) лю­бовь; 4) смирение; 5) сострадание; 6) воздержание; 7) щед­рость; 8) справедливость.

А теперь, дорогой Читатель, проведем простой, но не­обычайно эффективный самоанализ всех трех уровней че­ловеческой природы.

Самоанализ первого уровня

Вглядитесь пристально в перечень восьми темных ин­стинктов. Внимательно подумайте о них, поразмышляйте. Проводите это сосредоточение в течение 5—10 минут.

Далее Ваша задача состоит в следующем:

Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстин­ктов. Например, запись может быть такая: 1) чревоугодие; 2) уныние; 3) гнев; 4) блуд; 5) тщеславие; 6) зависть; 7) гор­дость; 8) скупость.

Внимательно посмотрите на темные пятна своей жизни. Проявления этих низменных инстинктов порождают все проблемы, которые существуют в Вашей жизни. Других причин нет — все в них. Как только человек своим пове­дением спускает сознание в область своей низшей природы, темные инстинкты сразу обретают энергию и стараются заявить о себе. Выраженные сильнее других проявляются первыми. Поэтому так важно знать свои самые слабые места.

Составьте процентное соотношение свойственных Вам темных инстинктов, так как чрезвычайно важно знать силу проявления того или иного греха. Например, картина может быть такая: чревоугодие — 25; уныние — 20; гнев — 11; тще­славие — 10...

Самоанализ второго уровня

В течение 5 минут внимательно вглядитесь в перечень обычных человеческих инстинктов.

Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстин­ктов. Например, это может быть такая запись: 1) самосох­ранения; 2) альтруизма; 3) свободы; 4) продолжения рода; 5) исследовательский; 6) сохранения достоинства; 7) лидер­ский; 8) поиска Бога.

Составьте процентное соотношение преобладания в Вас инстинктов так, как было указано при самоанализе первого уровня человеческой природы.

Самоанализ третьего уровня

Внимательно вглядитесь в перечисленные выше светлые инстинкты человека. Вчитайтесь в них, вдумайтесь в их нравственное содержание в течение 5—10 минут.

Выпишите в порядке очередности свои добродетели. На­пример, может быть такой порядок: 1) вера; 2) надежда; 3) сострадание; 4) справедливость; 5) любовь; 6) щедрость; 7) смирение; 8) воздержание.

Определите процентное соотношение свойственных Вам добродетелей. Очень важно знать степень их проявления. Когда мы пытаемся получить процентное соотношение (что вообще-то немного наивно), тогда волей-неволей работаем над осознанием той светлой силы, что живет в человеке, а это то, что нам с Вами и нужно. Наиболее тщательно определите свой самый главный светлый инстинкт и самый непроявленный. Зачем? Для того, чтобы замкнуть звено цепи инстинктов самым крепким.

Попробуем теперь замкнуть слабое звено в цепи инстин­ктов сильным.

Предположим, что самое сильное проявление в Вас — это вера, а самое слабое — справедливость. Замыкаете оба звена:

вера + справедливость = вера в справедливость.

Именно над верой в справедливость Вы должны работать. Или в Вас сильна надежда, но слабо — смирение. Замыкаете оба звена, получается, что ваша надежда на решение жизнен­ных проблем — в смирении. Вот так Вы учитесь смирению.

О духовных ценностях третьего уровня и низменных страстях первого подробно поговорим в пятом томе. Сейчас займемся самоанализом среднего уровня человеческой при­роды — обычных инстинктов. Без такого анализа невозможно грамотно судить о человеке. А я постараюсь изложить его так, чтобы Вам не было безнадежно скучно.