Современная западная религиозная философия (неотомизм, тейярдизм)
Современная западная религиозная философия (неотомизм, тейярдизм) - раздел Философия, Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил. Неотомизм – Официальная Философская Доктрина Католической Церкви, Осно...
Неотомизм – официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского(томас-Фома). Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка богословия». Неотом – теологическая форма совр. объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для доказательства религиозн. догм они широко используют фальсифиц-е аристотел-е категории формы и материи, потенции и акта(возможности и действительности), существования и сущности. Неот-ты признают Бога первопричиной бытия и первооснованием всех фил-х категорий. В современных условиях наметилась новая ориентация Неотом. на приобщение его к соврем. философии путем синтеза томистских принципов с нек-ми идеями экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и др. течений идеализма. Осн. идея совр неот-ма – теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки синтезировать систеиу Фомы Акв-го с философскими идеями Канта, Гегеля, Гусселя. С т.зр. Неот-ма исторический процесс зависит от сверхестественных трансцендентных сил, этим фактически исключается возможность активного воздействия человека на ход мировой истории. Неот-м осуждает секуляризацию социального бытия, т.к. она угрожает существованию целостного человека, ведет к его моральной деградации. Отсюда делается вывод о главенствующей роли религии и церкви в нормальном, естественном развитии общества. Представители: Маритен, де Фриз, Лотц, Веттер, Бохеньский, Мерсье, Нъюмен, де Вульф. Тейярдизм – христианский эволюционизм – явл-ся разновидностью идеалистического пантеизма. По Т-му Бог – Христос эволюции – представлен в каждой частице «ткани универсума»в виде особой духовной энергии, к-рая явл-ся движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной Т-м изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики(скачкообразность, противоречивость).Т-м трактует науку как разновидность религиозного отношения к действительности, надеется устранить противоположность м/ду верой и знанием. Важное место в процессе совершенствования мира, к-рое с возникновением человека(как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее) , согласно Т-му осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Религиозно- идеалистические предпосылки искажают реальную картину развития действительности в концепции Т-ма, но все же она содержит элементы оптимизма и гуманизма. Представитель и основоположник – Тейяр де Шарден, осн. труд – Божественная среда, Феномен человека
Учение Платона о бытии, душе, познании
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан
Учение Аристотеля о причинах, материи и форме
Аристотель - ученик Платона, воспитатель Македонского, автор: Органон, Физика, Механика, Метафизика, Риторика, Политика, О душе, Афинская полития. Философия понитийная. Философия а
Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан
Бог, человек, и мир в средневековой христьянской философии
Патристика -объеденение соц. философствования христьянства с выводами античной философии(Августин) автор “ограде земном и граде божем””Исповедь или о душевных глубинах”; основатель
Проблема знания и метода в философии Ф. Бэкона
Бэкон-основатель эмпиризма-в основе познания лежит только опыт”нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте(чувствах)”; ведущий методолог науки нового времени. Считал:чем
Критическая философия и этическая теория Канта
Иммануил Кант - основоположник немецкого классического идеализма; творчество делится на 2 периода: докритический период(материалистический) -проблемы бытия, природ
Философия Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель-разработалтеорию объективного идеализма,диалектику-как всеобщий филосовский метод; главная идея онтологии-(учения о бытие)-отождествлен
Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука
Позитивизм-стремление поставить философию на твердую научную основу, опираться только на достоверное научное знание; фил.должна исследовать только факты, а не их сущность.
Религиозная философия В.С. Соловьева.
Соловьев создает теократическую теорию общественной жизни.Он выступил за осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Это означало создание свободной теософии или цельног
Диалектика качественных и количественных изменений..
Закон перехода количественного в качественное, каким образом происходят изменения и возникает новое. Качество-это целостная характеристика функционального единства существенных сво
Категории диалектики. Единичное и общее. Сущность и явление.
Категории-это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Это наиболее общие фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Каждая из категорий отражае
Понятие истины и ее критерии.
Аристотель–автор классической концепции истины: сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина- как отношение, а не как самосто
Новости и инфо для студентов