Современная мировая философия: персонализм, неотомизм, герменевтика

1.Персонализм считает личность первичной реальностью, под ко­торой понимается духовная субстанция, зачастую истол­ковываемая в религиозном духе.

Персонализм сформировался еще в конце XIX в. в России (Н.А.Бердяев, Л.Шестов, Н.О.Лосский) и США (Б.Боун, Дж.Ройс), с 30-х годов XX в. стал развиваться во Франции (Э.Мунье, Ж.Лакруа, П.Ландсберг, М.Не-донсель, П.Рикер, Ж.-М.Доменанк, П.Тибо). Последова­тели персонализма в США — М.Калкинс, У.Хокинг, З.Брайтман, Р.Флюэлинг.

Личность, согласно персонализму,— высшая цен­ность, первоэлемент бытия. Мунье, представитель фран­цузского католического персонализма, объявляет хри­стианское учение о личности революционным переворо­том в жизни человечества, позволяющим создать некое новое общество личностей. Но поскольку личность нахо­дится во враждебных отношениях с действительностью, то жизнь личности якобы начинается с ломки контакта с окружающей средой. Личность должна уйти в себя, со­средоточится на своем “Я”. Внутреннее самоусовершен­ствование — главный способ самоутверждения личности.

Созданный на основе христианских традиций персо­нализм обновляется путем ассимиляции наиболее влия­тельных в современном мире концепций о человеке. В работах Мунье нашли свое отражение христиански пере­работанные марксистское учение о человеке и маркси­стский гуманизм. Надо признать, что обращение к мар­ксизму повысило авторитет персоналистских изысканий. Вместе с тем персоналистская теория личности впитала в себя феноменологические и экзистенциалистские пози­ции современного идеалистического антропологизма.

Главную социальную задачу религии и философии персонализм усматривает в преобразовании и совершен­ствовании личности. Учение о человеческой личности как субъекте истории и связанной с ним концепции “гуманистической революции” и “гуманистического со­циализма” — основное в философии персонализма.

Существенная черта данного направления проявляет­ся в социальном истолковании христианства, в обосно­вании необходимости активного участия христиан в зем­ной жизни и перестройке человеческой цивилизации на гуманистических принципах.

Персоналистическая концепция личности, сторонни­ки которой претендуют на создание универсального, вневременного учения о человеке, обнаруживает свою внутреннюю связь с другими философскими направле­ниями, совпадая с этапами эволюции последних. Персо­нализм в наше время тесно переплетается с религиозно-философскими учениями о человеке, особенно с неотоминской антропологией.

2.Неотомизм — официальная философская доктрина католической церкви. Признанными авторитетами неотомистской философии являются: Э.Жильсон, А.Сер-тийанж, Ж.Маритен, В.Бруггер, И.Лотц, Й.де Фриз (ФРГ) Д.Мерсье, А.Дондейн, Р.ван Стенберг, Л. де Реймекер (Бельгия), У.Падовани, Ф.Ольджати, К.Фабро (Италия) и др.

Неотомизм — одно из наиболее распро­страненных направлений современной философии в католических странах Европы, Америки и других конти­нентов, располагает обширной системой центров и учеб­ных заведений (Высший институт философии при Лувенском университете в Бельгии, Академия св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Милане, Парижский католический институт. Институт в Пуллахе близ Мюн­хена), многочисленными журналами и другими периодическими изданиями.

Классический томизм рассматривал человека как раз и навсегда данную, неизменную духовную субстанцию. Модернизированный же томизм, или неотомизм, пропо­ведует историчность человека.

Человеческое общество в социально-политической философии неотомизма как естественное общество, однако, исторический процесс — как движение общества к заранее предустановленной цели.

Неотомистская концепция человека как бы вырастает из общего, классического теологического взгляда на че­ловека, который выступает в ней всего лишь итогом стремления неорганической и органической материи к благу. Тем самым фактически устраняется проблема ге­незиса человеческой деятельности, практики субъекта. Подобный подход становится предпосылкой неотомистской концепции природы, сущности человека.

Обращаясь к анализу человека, неотомисты опери­руют категориями “индивидуальность”, “личность”, “человеческая природа”. Первая используется ими для обозначения любых вещных образований, субстанций, возникающих, согласно неотомизму, при внедрении иде­альной формы в материю. В подобном понимании чело­век предстает как особого рода субстанция, отличающая­ся своей спецификой и местом в иерархии творения.

 

Поскольку человек есть единство души и тела, только многомерная душа делает его подлинно человеком.

С учетом социального обновления современного мира обновляется и неотомистская антропология, что видно из трудов представителей так называемого трансценден­тального варианта современной религиозной философии. Пожалуй, наиболее четко эти новые идеи выражены в работах К.Войтылы, ставшего в 1978 г. папой римским Иоанном Павлом II. В трудах религиозных философов И.Лотца, К.Ранера и других (Пуллахская школа) отражены ведущие идеи эволюции традицион­ного неотомистского учения о человеке.

Подобные финалистские представления о печальном будущем, которое ожидает человечество, порождены об­щей тенденцией, свидетельствующей о кризисных ситу­ациях, складывающихся в духовной жизни общества. На основе анализа исторического опыта можно сказать, что в кризисные периоды развития общества, когда падает доверие к духовно-идеологическим и мировоззренческим системам, особое значение приобретает проблема пони­мания, т.е. истолкования этих систем.

3.Следствием субъективной неспособности идеологичес­ких концепций (в частности философии) указать пути решения проблемы мира, и особенно мира человека, смысла человеческого бытия, неспособности выработки гуманистического мировоззрения является современная философская герменевтика.

В древности герменевтика понималась как искусство толкования символов, текстов, у христианских писате­лей — искусство объяснения Библии, у протестантских теологов она означает истинное понимание священных текстов.

В новое время классическую теорию герменевтичес­кого учения в отношении языка сформулировали немец­кие философы Ф.Шлейермахер и В.Дильтей. По Шлейермахеру, основная цель герменевтического мето­да — понять автора и его текст лучше, чем он сам пони­мал себя и свое творение. Шлейермахер мыслит герме­невтику как искусство понимания чужой индивидуаль­ности. По утверждению Дильтея, то, что человек обна­руживает в другом, он находит в самом себе как переживание; то, что он сам переживает,— может найти в другом посредством понимания. Отсюда понимание оп­ределяется как самопонимание, поскольку в проявлении чужой индивидуальности не может быть ничего такого, чего бы не было в познающем индивиде. Значит, интер­претатор может увидеть в познаваемом материале только то, что уже есть в нем самом. Прорвать возникающий порочный “герменевтический круг” Шлейермахер и Дильтей предполагают путем установления гармонии между двумя духовно-душевными мирами автора и ин­терпретатора, и хотя попытки эти не принесли желае­мых результатов, выдвижение ими задачи создания об­щественного метода познания культурно-исторических явлений общественной жизни, несомненно, имеет боль­шое значение.

Может возникнуть вопрос: почему именно герменев­тика получила наибольшее распространение в последнее время? Чем объясняется всплеск герменевтической фи­лософии? За ответом на этот вопрос можно обратиться к представителям самой герменевтики. Например, Димер из Западной Германии связывает этот процесс с возник­новением герменевтической ситуации, т.е. с возникнове­нием кризиса доверия ко всем ныне существующим фи­лософским учениям и разочарованием в утвердившихся прежде ценностях.

Герменевтика все активнее вмешивается в идеологи­ческую деятельность различных культурных объедине­ний, философских направлений, претендуя на универ­сальность своего положения. Она пытается выступать методом объединения и упорядочения разветвленных и противоречивых течений современной философской мысли. С другой стороны, разные философские направ­ления пытаются дополнить свои философские конструк­ции положениями герменевтики.