Движение материи и его основные формы

Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма.

Проблема движения материи, как способа существования материи, заключается в том, что движение – единственный способ существования материи. Любые материальные объекты имеют определённые размеры, форму, протяжённость. Так же и движение. Материя не мыслима без движения. Остановить движение материи – перестать существовать. Движение – пространственное перемещение тела, движение внутри тела – биологические процессы в теле.

К признанию связи движения и материи наука и философия шли очень давно. В древности считали, что предмет можно остановить, чтоб он не двигался. В античности считали, что самопроизвольно двигаются только живые предметы, а неживые предметы надо толкать. Считали покой нормальным состоянием, а движение – пришедшим извне.

Ньютон считал, что кто-то завёл вселенную, т.е. толчок. Аристотель считал, если что-то движется, за его пределом есть двигатель, который запустил эти предметы, а его запустил другой двигатель. Но какое же первое звено? Если оно будет двигаться, то оно не первое. Он сделал вывод, что перводвигатель неподвижен – Бог (Ньютон так не считал). Следовательно, у него происходит отрыв материи от движения.

Более реальным и фундаментальным способом считается покой. Т.е. эта точка зрения сводится к тому, что покой абсолютен, а движение относительно.

В течение многих веков движение материи понималось узко – как пространственное перемещение тел (бильярдных шаров, людей). Через много лет философы поняли, что движение шире: это и химические реакции, и жизненные процессы в живой ткани, и социальные процессы в обществе. Впервые это выразил Энгельс: “Движение понимаем как атрибут материи, который обнимает собой все происходящие в природе процессы”. Движение – это любое изменение вообще: химические реакции, ассимиляция в живом организме, классовые изменения в обществе.

Проблема классификации форм движения связана с тем, что существуют все изменения, независимо от уровня сложности. Это классификация по направленности:

1. Движение как прогресс;

2. Движение как регресс;

3. Ни то, ни другое (круговорот воды в природе, движение колеса), т.е. движение по кругу, возвращение в предыдущую точку. Хотя философски ничего нельзя в точности повторить и вернуться в ту же точку.

Но когда Энгельс сказал, что движение – это всякое движение вообще, то стала проблема всех видов изменения по степени их сложности. Энгельс выделяет 5 видом движения: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Но сейчас эта классификация расширилась, т.к. расширилось естествознание, связанное с философией. Сейчас открыты физические подвиды движения (движение электромагнитных полей), биология и химия шагнули далеко. Это привело к добавлению некоторых форм к энгельсовской классификации. Кедров считает, что надо добавить геологическую форму, другие считают, что кибернетическое. Энгельсовская классификация устарела. [Настоящая наука устаревает, а положения религии вечны.] Но не устарел сам принцип классификации – *принцип восхождения от низших форм к высшим. *Не устарела связь определённой формы движения материи с носителем [носитель биологической формы движения – живая ткань]. *У Энгельса каждая более высокая форма материи базируется на более простых предыдущих. *Принцип несводимости высших форм движения к низшим. Возникают новые закономерности в более высокой форме.

В философии и биологии существует направление витализм (лат. Vita – живая сила). Он говорил, что недостаточно объяснить существование живого организма только посредством физических и химических процессов. В живом есть особая жизненная сила – душа. Строгий материализм объясняет это естественными процессами. Возникает новое, чего нет в предыдущей форме (из одних и тех же деталей можно собрать работающую машину, а можно неработающую). Так и в человеке, физические и химические процессы идут по определённому механизму. Строгий материализм объясняет живые и неживые предметы так: в живой ткани те же атомы и система Менделеева, как и в неживой. Есть тайна соединения элементов таблицы Менделеева.

В учебниках говорится, что движение – это способ существования всего бытия, т.к. сознание существует только в движении. Вне внутреннего движения сознания нет. Древние индийцы (Чарвака, Локаята) соединяли сознание с пламенем (без топлива оно потухнет). Сознание – переработка топлива информации в подсознании, предсознании, во сне. Сущность сознания процессуальна. Если это помнить, это станет ценным методологическим средством понимание многих вещей (и сознания). Сознание возникло исторически как результат необходимости для человека переработки информации. Чем дальше человечество развивалось, тем больше появлялось информации.