Понятие практики. Формы практической деятельности

ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­висит всякая иная деятельность: ум­ственная, политическая, религиозная и т. д.” (Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения). Будучи материальной в силу своих предпосылок, средств и ко­нечных результатов, она осуществля­ется людьми, обладающими сознанием, мышлением, знаниями и практически применяющими свои интеллектуаль­ные способности. Поэтому практика есть единство субъективного и объективно­го, сознания и бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объ­ективного. Таким образом, ни одна деятель­ность, в том числе и духовная, не сущест­вует безотносительно к практике. “Общест­венная жизнь, - писал К. Маркс, - является по существу практической". Практика – основа познания. На протяжении тысячелетий стихий­но совершавшийся производственный процесс формировал у людей элемен­тарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подыто­живали, осмысливали, обобщали дан­ные практики, которая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство практики и практически освоенного научного знания. Ленин писал: “Практика выше (теоретическо­го) познания, ибо она имеет не толь­ко достоинство всеобщности, но и не­посредственной действительности”. Домарксовские материа­листы не понимали роли практики в позна­нии, которое они трактовали как резуль­тат воздействия предметов внешнего мира на наши органы чувств. Диалек­тические идеалисты (Фихте, Гегель) высказывали догадки о примате практики по отношению к теоретическому зна­нию, но она сводилась ими в конеч­ном итоге к духовной деятельнос­ти. Только марксизм, доказав, что материальное производство является определяющей основой жизни общества, научно раскрыл значение практики в соци­альном развитии. Именно благодаря пониманию практики как первичной, основной формы человеческой деятельности бы­ла научно познана специфика обще­ственно-исторического процесса как реальности, существующей объективно, но не безотносительно к людям.

Фор­мы практики многообразны: материальное производство, изменение людьми соци­ально-экономических условий их жизни и другие виды деятельности, материально преобразующие объекты. Многообра­зие форм практической деятельности, ее связь с познанием делают практику крите­рием истины — мерилом, позволяю­щим разграничить истину и заблужде­ние. Практическое подтверждение тео­ретических положений, научных пред­видений доказывает их истинность. Высоко оценивая практику, диалектический материализм отнюдь не абсолютизиру­ет ее. Практика исторически развивается, из­меняется; она подчинена объективным законам, ограничена наличными усло­виями. Поэтому Ленин подчеркивал, что “критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представ­ления”. По мере со­циального прогресса, развития социа­листических отношений по пути к ком­мунизму возрастает значение общест­венно-исторической практики для науки, в том числе обществоведения, становящейся непос­редственной производительнойи социальной силой. Органическая связь науки и практики — один из существенных элементов концепции и стратегии ускорения социально-экономического развития социалистического общества на современном этапе.