Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании

Помимо Милета другим выдающимся центром торгово-политической жизни Древней Греции был Эфес. Поэтому Гераклит стал Гераклитом Эфесским. Он знаком со многими взглядами Милетской школы, но заявлял, что сам себя исследовал и сам у себя всему научился (дух агона). Гераклит – аристократ по происхождению и по политическим убеждениям. Не признавал демократию. Был убеждён, что власть в обществе должна принадлежать меньшинству лучших. В уединении написал книгу “О природе” (сжата, афористична, трудна для понимания). Гераклита считали плачущим, тёмным, а Демокрита – смеющимся. Пессимизм Гераклита в том, что он смотрит на жизнь как на несчастье. Гераклит направил свои усилия на то, чтобы найти первоначало всех вещей. В первооснову мира он кладёт огонь, из которого сделаны все вещи, предметы вселенной [древние греки считали огонь материей, веществом, т.к. не понимали, что огонь – это не вещество, а процесс окисления с выделением света и воздуха]. Гераклиту огонь казался самым лёгким и подвижным.

Гераклит – гилозоист, т.е. считает, что всё в природе живое. Огонь у него живоё, одушевлённый (движение огня). Огонь у него – это разум, сила. Он избрал огонь в качестве первоначала всех вещей, чтобы выразить динамику развития мира (мир возник из огня и сгорает). Психея (душа) – одно из состояний огня.

Он наиболее глубоко проникнул в источник развития, которым является противоречие (единство и борьба противоположностей). “Всё движется и ничего не покоится” – сказал он. Он вошёл в историю как философ, который взглянул на мир как на прогресс, всеобщее движение, где ничего не останавливается. Он уподобляет движущийся мир течению реки (“Невозможно дважды войти в одну и ту же реку”, “Солнце не только новое каждый день, но вечное и неприродное новое” – говорил он). Если предмет движется, он постоянно меняется, т.е. в каждое мгновение становится другим предметом, т.е. он одновременно существует и уже не существует – поэтому в одну и ту же реку нельзя войти дважды, т.к. вода в реке другая [его ученик сказал, что в одну и ту же реку нельзя войти одиножды, т.к. на него текут другие воды; софисты сказали, если всё изменяется, то и назвать предмет нельзя – пока называем предмет, он меняется].

При всех переходах явлений в свою противоположность основой остаётся Бог. “Бог есть день и ночь, зима и лето, война и мир” – говорил Гераклит. Путь вверх и вниз один и тот же, он лишь имеет два противоположных направления, которые составляют сущность пути, без которого его не будет. Гераклит говорит о роли противоречий в развитии “предмета”. “Всё происходит через борьбу, – говорит он, – война – движущая сила развития общества. Война – всего отец и всего царь”. Диалектическое мышление. Все ценности относительны, абсолютных ценностей нет.