Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми

ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­ве его общих, особенных и единичных признаков (например, первобытное, рабо­владельческое, феодальное, капиталис­тическое, социалистическое) и как от­дельный регион, страна (например, индий­ское, американское и т. п.). До марк­сизма господствовали идеалистические (порой религиозно-мистические) пред­ставления об обществе, усматривавшие его основу в неком духовном начале, во взглядах и представлениях людей. Под­линно научное объяснение общественной жизни дает исторический материа­лизм, марксистско-ленинская социоло­гия. Становление общества — сложный и дли­тельный процесс, длившийся несколь­ко миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения общества стал труд. “Что же такое общество, какова бы ни была его форма? — ста­вил вопрос Маркс и отвечал: - Про­дукт взаимодействия людей”. В этом определении указаны не только материальные носители и творцы общества - деятельные существа, люди, но и материальный процесс, приведший к его появлению, — их взаимодействие. Общество - не просто сово­купность людей. В одно целое их объ­единяет человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего, материально-производственная. На та­кой основе возникают общественные отношения, в первую очередь произ­водственные, служащие формой осуще­ствления этой деятельности и закреп­ляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее ак­тивную роль в социальных процессах. Оставаясь в постоян­ной зависимости от природы, общество оказы­вает на нее все более глубокое преобра­зующее воздействие, становится гло­бальной (а ныне все более и космиче­ской) управляющей силой по отноше­нию к ней. При этом от общества как управ­ляющей силы требуется особенно боль­шая ответственность за судьбы приро­ды как управляемой системы. Возникая на природной основе и взаимодействуя с ней, общество находится в процессе законо­мерного изменения и развития, имеющего определенную прогрессивную направленность. Магистральная линия прогресса общества не исключает и периодов регресса. Основным, ключевым в научном понимании структуры и прогрессивно­го развития общества является марксистско-ленинское учение об общественно-эко­номической формации. Оно позволяет конкретизировать представление об устройстве общества и движущих силах его развития, о возникновении, развитии и ликвидации классово-антагонистиче­ских типов общества, показывает коммунисти­ческую направленность социального прогресса. Основные тенденции развития общества — усиление преобразующей роли и общественного характера деятельности людей; совершенствование общественных отношений; повышение сте­пени организованности общества; возрастание роли и значения общественного созна­ния. На общественное развитие оказы­вают серьезное влияние природные и демографические факторы, которые, од­нако, не определяют развития общества в целом. Главной движущей силой этого процес­са выступают классы и классовая борь­ба, социальные революции и участвующие в них народные массы как носи­тели коренных преобразований общественной жизни.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ -отношения между людьми, устанавли­вающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельно­сти; делятся на материальные и идео­логические. Производство материаль­ных благ составляет основу существо­вания и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений важнейшими являются производственные, экономи­ческие. Производственные отношения определяют характер всех других общественных отношений - политических, правовых, нравствен­ных, религиозных и т. д. Понимание зависимости всех общественных отношений от производ­ственных отношений впервые позво­лило на научной основе объяснить за­кономерности исторического развития общества.

Общество – это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. При таком определении остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую, целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующий данное конкретное общество, остаётся.Общественные отношения существуют как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность.