рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности - раздел Философия, Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии. Беспрецедентный Характер Нынешней Мировой Ситуации Заключается В Том, Что До ...

Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор

человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы

общественного творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не

мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшиеся стихий­ными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т. д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы же, с которыми пришлось столкнуться современному человечеству, являются уже результатом деятель­ности самого человека, имеют, так сказать, «антропогенный», строже говоря, социальный характер. Человечество ныне нахо­дится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине «гамлетовского» вопроса: быть или не быть? Роковым для судеб человечества вызовом стал такой уровень познания, овладения и «контроля» человека над приро­дой, который дал возможность взорвать атомную бомбу, открыв тем самым зловещую перспективу самоубийственной ракетно-ядерной мировой войны и породив архиглобальную (среди других глобальных проблем, с которыми уже столкнулось чело­вечество) проблему — проблему войны и мира. В мире прогрес­сировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей мере именно в войнах, которые разрушали все, что создавалось людьми, но еще большая горечь этого зла прояв­лялась в том, что войны уничтожали и самих людей. К сожа­лению, зло совершенствуется и при определенных условиях оказывается, по выражению А. Тойнби, Молохом, пожирающим все большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и интеллекта в процессе сбора все большей пошлины с жизни и счастья. Но человек не должен оставаться беззащитным перед войной, как на определенной ста­дии организм — перед раковой опухолью. Первым средством в этой его «противораковой» борьбе должен быть отказ от войны как средства продолжения политики. В современном мире, где действуют во многом новые закономерности, сложившиеся в пол­тора-два последних десятилетия, формируется и новая логика прогресса, которую в нынешний ядерный век можно назвать «логикой ядерной эры». Она, эта логика, отменяет срабаты­вавшую веками общую формулу о том, что война есть рациональное продолжение политики, только иными средствами. Ныне очевидным стал именно ее иррациональный смысл, а точ­нее, полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем. Объективное изменение смысла войны предъявляет совсем иные требования к военно-политической, экономической и дипломатической роли госу­дарств на мировой арене. Отказ от войны как средства про­должения политики настойчиво диктуется не только субъектив­ными устремлениями к мирному сосуществованию отдельных народов, но и объективными причинами: в ядерной войне не может быть победителя. А это полностью обессмысливает самую постановку вопроса о войне. Сложились условия, в которых противоборство между капитализмом и социализмом может протекать только в формах мирного соревнования и мирного соперничества. Человечество не имеет ни малейшего шанса выжить в истории, если не осознает в полной мере угрозу, нависшую над его существованием, и не примет мер, способных предотвратить его гибель. Единственная возможная ныне побе­да — это победа разума. На его мудрость человечество уповало с древнейших времен. Древнеиндийская философия, например, оставила нам множество изречений, свидетельствующих о глубо­ком гуманистическом проникновении в смысл жизни, человеческую способность самосовершенствования на основе любви к себе подобным. Одно из таких изречений Будды гласит: «Только такая победа может считаться настоящей, при которой все в равной мере являются победителями и никто не терпит пора­жения». К чести человечества следует сказать, что оно все острее осознает угрожающую ему опасность и в меру своих сил предпринимает всевозможные действия (как в индивидуальных формах протеста, так и в организованных массовых выступлениях) за предотвращение опасности гибели цивилизации.

Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порождённые кризисным состоянием взаимоотношений природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым оказывается экологический кризис, выражающийся в повсеместном загрязнении окружающей среды одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты – её земных и водных ресурсов. Человек выработал в себе чувство безграничной власти над природой, а теперь ему волей-неволей приходится осознавать её и свою конечность. Сегодня повсюду слышны призывы сохранить хрупкий баланс биосферы. Но для этого нужно изменить производственные технологии, для чего требуется и изменение ценностных ориентаций человека – формирование его экологического мышления.

Не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни, особенно в крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным характеристикам порой оказываются зачастую неизвестными, что пагубно действует на человека.

 

От эффективного решения глобальных проблем, требующего, во-первых, комплексного подхода, а, во-вторых, выработки межгосударственной (и даже шире - межпланетарной) стратегии, зависят судьбы общественного прогресса.

Сейчас еще рано утверждать, что эта стратегия уже подроб­но разработана, обретя статус теории, и остается лишь осуществить ее на практике. Если марксистско-ленинская концеп­ция мирного сосуществования развивается и апробируется прак­тикой уже не одно десятилетие, то концепции глобальных проблем, миропорядка и глобальных социальных процессов находятся пока в стадии становления. Но уже теперь ясно, что без осмысления новых глобальных особенностей социального международного развития, без соответствующей корректировки целей, интересов, политической и экономической практики государств, выработки единых нравственных норм и принципов взаимодействия общества с природой невозможно сформулиро­вать цельную стратегию действий государств в мире так, чтобы она в максимальной мере сочетала интересы каждого госу­дарства с интересами человечества в целом. Эта стратегия не может быть создана изолированно, каждым государством в от­дельности. Она может выработаться лишь в результате актив­ного и благоразумного их диалога, взаимодействия культур, в котором интересы отдельных государств будут соотнесены с общечеловеческими интересами выживания и развития и под­чинены интересам миропорядка в целом.

Человечество обязано научиться жить во все более интер­национализирующемся, взаимопроникающем мире, вырабаты­вать новые принципы взаимодействия государств, построенные не на стремлении каждого из них проецировать свои интересы, ценности и цели на остальной мир, а на умении реали­стически учитывать интересы других стран, как больших, так и малых. Стоящая перед человечеством глобальная проблема сохранения своего бытия и обеспечения условий дальнейшего прогрессивного саморазвития выдвигает как условие задачу формирования нового мышления. Только через преодоление надменного невежества по отношению к другим народам, через подлинное понимание друг друга возможно утверждение нрав­ственных гарантий мира и выживания человечества. Челове­чество может и должно найти пути к тому, чтобы стать конструктивно и осознанно действующим субъектом единой всемирной истории.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.

На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глобальные проблемы современности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспри

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании
Помимо Милета другим выдающимся центром торгово-политической жизни Древней Греции был Эфес. Поэтому Гераклит стал Гераклитом Эфесским. Он знаком со многими взглядами Милетской школы, но заявлял, чт

Философия Аристотеля: учение о природе; о “перводвигателе”; о душе; разработка формальной логики; критика платоновских идей
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к поня

Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.
Отрицательные черты: 1.Раннее Средневековье характеризуется резким спадом культуры. До XVI в. восточная культура шла впереди европейской. Велика

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Р. Декарт: открытия в естествознании; учение о человеке; психофизиологическая проблема; учение о дедуктивном методе; учение о врождённых идеях
ДЕКАРТ Рене, в латинском написании Картезий (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Пос­ле службы в армии переселился в Нидерланды - пер

Г. Лейбниц: учение о монадах; пространственно-временные представления; учение о познании
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, ученый, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального ис­числения), физики (предвосх

Д. Локк: учение о происхождении человеческих знаний; отношение к врождённым идеям; учение о “первичных” и “вторичных” качествах
ЛОКК Джон (1632-1704) - английский философ-материалист. Работы Локка отно­сятся к эпохе Реставрации в Англии. Он принимал участие в борьбе партий Англии как философ, экономист и по

Д. Беркли: отношение к материализму; непоследовательность субъективно-идеалистической концепции
БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) -философ, субъективный идеа­лист. С 1734 - епископ в Клойне (Ир­ландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущ

Д. Юм: особенности его идеализма и агностицизма; учение о причинности; учение о познании; отношение к религии
ЮМ Дэвид (1711-76) -английский фило­соф-идеалист, психолог, историк. Зада­чу знания Юм видел не в постижении бы­тия, а в способности быть руководст­вом для практической жизни. Единст­венный предмет

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту, элементы математического знания - не понятия, а наглядные пр

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Г. Ф. Гегель: система и метод; диалектика; философия искусства.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в само

Г. С. Сковорода: учение о «трёх мирах» и «трёх натурах»; учение о человеке.
Путь Г. С. Сковороды в философию был долгим. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII века он начал создавать свои философски

Философия Владимира Соловьёва
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет (1873). На взгляды Соловьёва большое влияние оказа

Современная мировая философия: позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм.
Поворот философской мысли к антропологии имеет свое обоснование. Если раньше идеалистическая фило­софия замыкалась на гносеологическом, нравственном или педагогическом подходе и таким образом стрем

Современная мировая философия: персонализм, неотомизм, герменевтика
1.Персонализм считает личность первичной реальностью, под ко­торой понимается духовная субстанция, зачастую истол­ковываемая в религиозном духе. Персонализм

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии
Познание является продолжением темы “сознание”. Познание – высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо с

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Общественно-экономическая формация и её структура. Материальная и духовная сферы общества.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основывающийся на определенном спо­собе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мирово

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги