Р. Декарт: открытия в естествознании; учение о человеке; психофизиологическая проблема; учение о дедуктивном методе; учение о врождённых идеях

ДЕКАРТ Рене, в латинском написании Картезий (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Пос­ле службы в армии переселился в Нидерланды - передовую капиталис­тическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях. Преследова­ния нидерландских богословов выну­дили его переехать в Швецию (1649), где он и умер. Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и фи­зикой. В математике Декарт - один из со­здателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулиро­вал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космого­нии он развил новую для науки идею естественного развития солнеч­ной системы; основной формой движения космической материи, обусловливаю­щего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Эта гипотеза спо­собствовала в дальнейшем диалекти­ческому пониманию природы, хотя сам Декарт понимал развитие еще меха­нистически.

В зависимости от мате­матических и физических исследова­ний Декарта сложилось его учение о мате­рии, или о телесной субстанции. Декарт отождествил материю с протяжением. Это означало, что всякая протяжен­ность телесна и абсолютно пустого про­странства не существует, а плотность и геометрические свойства составля­ют всю сущность телесности. В мате­риалистическую физику Декарта вторгает­ся, однако, дуализм: общая причина движения, по Декарту, - бог; он сотворил материю вместе с движением и поко­ем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя.

Дуалистично также учение Декарта о чело­веке: в человеке, по Декарту, реально свя­заны бездушный и безжизненный телес­ный механизм с вопящей и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по Декарту, взаимодействуют посредством осо­бого органа - так называемой шишковидной же­лезы.

В физиологии Декарт установил схе­му двигательных реакций, представ­ляющую одно из первых научных описаний рефлекторного акта. Однако материалистическая физиология Декарта выступала в противоречивом сочета­нии с учением о нематериальности ду­ши: в отличие от тела, сущность которого в протяжении, сущность души, по Декарту, в мышлении. В животных Декарт ви­дел лишь сложные автоматы, лишен­ные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Декарт конечную за­дачу знания видел в господстве чело­века над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усо­вершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Декарт счи­тал необходимым предварительно усомниться во всем наличном сущест­вовании. Это сомнение не есть неверие в непознаваемость всего сущего, но лишь прием для нахождения безуслов­но достоверного начала знания. Таким началом Декарт считал положение “мыс­лю, следовательно, существую”. Ис­ходя из этого тезиса, Декарт пытался вы­вести также существование бога, а затем убеждение в реальности внеш­него мира.

В учении опознании Декарт – родоначальник рационализма, который сложился в результате одностороннего понимания логического характера ма­тематического знания. Т. к. всеобщий и необходимый характер математиче­ского знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума, он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно пости­гаемые аксиомы. Учение Декарта о непосред­ственной достоверности самосознания и учение о врожденных идеях (к числу таких идей он относил идею бога, ду­ховной и телесной субстанции) ока­зали влияние на последующий идеа­лизм и стали предметом критики со стороны представителей материализ­ма. Напротив, материалистическое в основе учение о природе и теория ее развития, материалистическая физио­логия, враждебный богословию меха­нистический метод обусловили влия­ние Д. на формирование материали­стического мировоззрения нового времени. Основные сочинения: “Рассуждение о мето­де” (1637), “Начала философии” (1644).