Д. Юм: особенности его идеализма и агностицизма; учение о причинности; учение о познании; отношение к религии

ЮМ Дэвид (1711-76) -английский фило­соф-идеалист, психолог, историк. Зада­чу знания Юм видел не в постижении бы­тия, а в способности быть руководст­вом для практической жизни. Единст­венный предмет достоверного знания, по Юму, - объекты математики; все другие предметы исследования касаются фак­тов, которые не могут быть доказаны ло­гически, а выводятся только из опыта.

Все суждения о существовании проис­ходят также из опыта, который, однако, Юм понимал идеалистически: действи­тельность лишь поток “впечатлений”, причины которых неизвестны и непости­жимы. Вопрос о том, существует объ­ективный мир или нет, он считал не­разрешимым. Одно из основных отношений, устанавливаемых опытом, — отноше­ние причины и действия; оно не может быть выведено ни из интуиции, ни пу­тем логического анализа и доказатель­ства. Из того, что одно явление пред­шествует другому, нельзя выводить, будто предшествующее — причина, а следую­щие за ним — ее действие. Даже самое частое повторение связи событий во времени не дает знания скрытой силы, с помощью которой один объект произ­водит другой. Таким образом, Юм отрицал объектив­ный характер причинности, признавая, однако, бесспорное существование субъ­ективной причинности в виде ассоциирования идей и порождения идей (т. е. образов памяти) чувственными впе­чатлениями. Поток наших впечатлений не есть, по Юму, совершенный хаос: некоторые объекты представляются нам яр­кими, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Юму, вполне достаточно для практической жизни. Необходимо лишь понимать, что источником практичес­кой уверенности служит не теоретическое знание, а вера.

В этике Юм развил теорию утилитаризма, объявил полез­ность критерием нравственности, выдвинув вместе с тем положение о на­личии у людей альтруистической “сим­патии” друг к другу; в эстетике соеди­нил тезис “о вкусах не спорят” с сим­патиями к классицизму, а затем и реа­лизму в искусстве; в философии рели­гии принял допущение, будто причи­ны порядка во вселенной имеют некоторую аналогию с разумом, однако от­верг при этом всякое богословское и философское учение о боге и, ссыла­ясь на исторический опыт, признал дурным влияние религии на нравст­венность и гражданскую жизнь. Скеп­тицизм Юма теоретически обосновал утилитарное и рассудочное миропонимание буржуазии.

Агностицизм Юма оказал значительное влияние на идеа­лизм, послужив одним из гл. идейных истоков неопозитивизма. Основные сочинения: “Трактат о человеческой природе” (1734-37), “Исследование о челове­ческом разуме” (1748), “Естественная история религии” (1755).

 

24 Немецкая классическая философия: философия И. Канта (два периода творчества: учение о явлениях и «вещи в себе»; учение о чувственности и рассудке; исследования возможностей разума; эстетическое учение)

И. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге, в семье ремесленника. Здесь же Кант учился, учительствовал, стал профессором университета, а в последствии - и его ректором; здесь же он написал все свои труды и здесь же он умер (1804). Кант был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. В Кенигсбергском университете, кроме философских наук, Кант преподавал ряд естественных наук. Особенно много Кант трудился по вопросам естествознания в первые полтора десятилетия своей деятельности. Философское развитие Канта делится на два периода.

В первый период (до начала 70-х годов) Кант пытался решать философские проблемы - вопросы о бытии, философии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука т.е. без обращения к опытным данным. В этот период Кант находился под влиянием рационалистической философии Вольфа и его учеников. Знакомство Канта с агностицизмом Юма в 60-х годах поколебало его прежнюю веру в способность разума дать умозрительное познание истинной сущности вещей.

Во второй период (с начала 70-х годов) Кант пытается строго отделить <явления> от <вещей в себе>; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пытается доказать, будто вещи сами по себе непознаваемы; мы-де познаем лишь <явления> или тот способ, каким эти <вещи в себе> воздействуют на нас. Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам Кант называл его <критикой разума>. ант понимал, что это его учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает разуму в способности познания сущности вещей, оставляя за ним только познание явлений. Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, т.к. оно лишает основания всякого рода логические <доказательства> бытия бога, потустороннего мира и т.п. Однако Кант все же считал, что верить в бога не только можно, но и необходимо, так как без веры нельзя примерить требование нравственного сознания с существованием зла. Отсюда видно, что в философском развитии Канта отразилась слабость современного ему немецкого бюргерства. Кант не верит в то, что зло, существующее в общественной жизни, может быть устранено. Он ищет утешения в вере: гармония и нравственный порядок возможны не в реальной эмпирической жизни, а в мире <умопостигаемом>. Вера в бога - гарантия того нравственного порядка, который не может быть найден в эмпирическом мире. Но если результат, к которому пришел Кант во второй период своего развития, играл на руку вере, ограничивал разум в пользу религии, то путь, по которому Кант шел к этому результату, мотивы, по которым Кант предпринял свою>критику> разума, имели глубокие гносеологические корни и зачастую находились в противоречии со стремлением подчинить разум вере.

На этом пути он пытался:

1) выяснить источники различных видов знания - научного и философского;

2) выяснить, на чем основывается достоверность знания в математике и в естествознании;

3) исследовать формы и категории научного мышления

и т.д.

Так как основной задачей философии во второй период своего развития Кант признал критику разума и других способностей познания, то впоследствии философию Канта, в период после 70-х годов, стали называть <критической>, а самый этот период - <критическим>. А так как до начала 70-х годов <критика> в философии Канта только еще намечалась, но не главенствовала, то первый период философского развития Канта стали называть <докритическим>.