рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современная мировая философия: позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм.

Современная мировая философия: позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм. - раздел Философия, Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии. Поворот Философской Мысли К Антропологии Имеет Свое Обоснование. Если Раньше ...

Поворот философской мысли к антропологии имеет свое обоснование. Если раньше идеалистическая фило­софия замыкалась на гносеологическом, нравственном или педагогическом подходе и таким образом стремилась усовершенствовать и его природу, то в период активиза­ции масс как общественной и социальной силы идеоло­гия и философия переориентировались в сторону учета субъективного фактора, т.е. взяли курс на изучение ин­дивида, личности, человека в историческом процессе.

Такая переориентация характеризует не только фило­софскую антропологию. Она свойственна и другим на­правлениям современной философии — как традицион­ным (неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм), так и производным от последних, т.е. раз­вивающим традиционные философские направления (критический рационализм, структурализм, персона­лизм, психоанализ, франкфуртская философско-социоло-гическая школа, герменевтика, современная религиозная философия, неомарксизм).

Появление новых философских течений является оп­ределенной тенденцией классического позитивизма и не­опозитивизма, экзистенциализма, неотомизма, а в це­лом — реакцией на кризис традиционных направлений западной философии. В то же время в современной фи­лософской мыслью подымается ряд проблем, необходи­мость исследования которых диктуется самой жизнью. Поэтому сейчас особенно важным является тот факт, что философская мысль должна творчески развиваться в от­крытой полемике между представителями различных школ, направлений.

Вопросы сущности и существования человека, его ме­ста в современном мире, в системе социальных связей находятся в центре внимания всех философских течений.

К проблеме мира и человека обращается и современ­ная позитивная философия. Эволюция возникшего еще в 20-е годы XIX в. позитивизма (О.Конт, Дж.Милль, Г.Спенсер) через эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах), неопозитивизм (Венский кру­жок — М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат), Львовско-Варшавскую школу (К.Твардовский, К.Айдукевич, А.Тарский), Кембриджскую и Оксфордскую школы, логи­ческий позитивизм 20-30-х годов XX в. (Б.Рассел, Л.Витгенштейн), семантический позитивизм 40 — 50-х годов, лингвистический позитивизм, аналитическая фи­лософия и постпозитивизм наших дней — это переход одного из наиболее распространенных направлений за­падной философии от обоснований научного знания к анализу языка, высказываний человека, из которых вы­водится сущность мира и самого человека.

Для позитивистских школ характерен мировоззрен­ческий скептицизм, устраняющий из философии под ви­дом очищения ее от псевдопроблем и псевдовысказыва­ний собственно философские проблемы. Очищению фи­лософии, по мнению неопозитивистов, способствует раз­работанная ими процедура верификации (проверки), предполагающая проверку высказываний (терминов), непосредственное сравнение познаваемых образов с фак­тами (миром). Согласно Витгенштейну, мир есть сово­купность фактов и поэтому он — универсум языка. В связи с этим задача философии — прояснение высказы­ваний, предположений. Таким образом, функция философии — объяснение деятельности человека в языковом мире. В опубликованном в 1921 г. “Логико-философском трактате” (книге-манифесте неопозитивизма) Витгенштейн утверждает, что “философия — не теория, а дея­тельность, заключающаяся в прояснении предложе­ний”. Все высказывания, предложения и понятия, согласно логическому позитивизму, разделяются на осмысленные (истинные или ложные) и научно-неосмыс­ленные, т.е. бессмысленные. Человек вправе оперировать только осмысленными предложениями и понятиями.

В область бессмысленных предложений и понятий, т.е. псевдопредложений и псевдопонятий, неопозитиви­сты, логические позитивисты зачисляют все философ­ские предложения и понятия, поскольку, будучи наибо­лее общими, последние не поддаются верификации и не могут быть сведены к первичным, атомарным высказы­ваниям, фиксирующим тот или иной факт. Согласно такой логике, бессмысленно говорить: “есть материя”, “нет материи”, “материя первична, сознание вторично” или спрашивать: “есть ли бог?” и т.д. Аналогично бессмыс­ленными являются понятия “капитализм”, “ком­мунизм”, “классовая борьба”, “борьба за мир”, “че­ловечество”, “фашизм”, "безработица", "общественный прогресс" и т.д., поскольку все эти якобы псев­допредложения и псевдопонятия не верифицируемы. С этих позиций логические позитивисты и этику объяв­ляют псевдонаукой, поскольку моральные высказывания не поддаются непосредственной эмпирической проверке.

Попытку преодолеть возникающие в логическом по­зитивизме трудности, связанные с метафизической абсо­лютизацией роли эмпирических данных человеческого познания (субъективистски истолкованных фактов), предпринял критический рационализм (К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд, Т.Кун). Поппер выдвинул те­зис о том, что факты не могут подтверждать ни одно те­оретическое положение, но могут их опровергать (фальсифицировать). Любые утверждения немедленно рушатся, как только появляется хотя бы один факт, им противоречащий. Фактически Поппер заимствовал вывод английского материалиста Бэкона: даже множество под­тверждений, полученных путем индуктивного обоб­щения, делают данное положение весьма вероятным, в то время как достаточно хотя бы одного обоснованного, бесспорного факта, который опровергал бы это обобще­ние, чтобы последнее на этом основании было отброшено как негодное. Доказательство тому — судьба высказыва­ния “все лебеди белые”, которое было опровергнуто, когда стал известен факт наличия в Австралии черных лебедей.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.

На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современная мировая философия: позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспри

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании
Помимо Милета другим выдающимся центром торгово-политической жизни Древней Греции был Эфес. Поэтому Гераклит стал Гераклитом Эфесским. Он знаком со многими взглядами Милетской школы, но заявлял, чт

Философия Аристотеля: учение о природе; о “перводвигателе”; о душе; разработка формальной логики; критика платоновских идей
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к поня

Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.
Отрицательные черты: 1.Раннее Средневековье характеризуется резким спадом культуры. До XVI в. восточная культура шла впереди европейской. Велика

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Р. Декарт: открытия в естествознании; учение о человеке; психофизиологическая проблема; учение о дедуктивном методе; учение о врождённых идеях
ДЕКАРТ Рене, в латинском написании Картезий (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Пос­ле службы в армии переселился в Нидерланды - пер

Г. Лейбниц: учение о монадах; пространственно-временные представления; учение о познании
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, ученый, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального ис­числения), физики (предвосх

Д. Локк: учение о происхождении человеческих знаний; отношение к врождённым идеям; учение о “первичных” и “вторичных” качествах
ЛОКК Джон (1632-1704) - английский философ-материалист. Работы Локка отно­сятся к эпохе Реставрации в Англии. Он принимал участие в борьбе партий Англии как философ, экономист и по

Д. Беркли: отношение к материализму; непоследовательность субъективно-идеалистической концепции
БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) -философ, субъективный идеа­лист. С 1734 - епископ в Клойне (Ир­ландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущ

Д. Юм: особенности его идеализма и агностицизма; учение о причинности; учение о познании; отношение к религии
ЮМ Дэвид (1711-76) -английский фило­соф-идеалист, психолог, историк. Зада­чу знания Юм видел не в постижении бы­тия, а в способности быть руководст­вом для практической жизни. Единст­венный предмет

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Г. Ф. Гегель: система и метод; диалектика; философия искусства.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в само

Г. С. Сковорода: учение о «трёх мирах» и «трёх натурах»; учение о человеке.
Путь Г. С. Сковороды в философию был долгим. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII века он начал создавать свои философски

Философия Владимира Соловьёва
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет (1873). На взгляды Соловьёва большое влияние оказа

Современная мировая философия: персонализм, неотомизм, герменевтика
1.Персонализм считает личность первичной реальностью, под ко­торой понимается духовная субстанция, зачастую истол­ковываемая в религиозном духе. Персонализм

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии
Познание является продолжением темы “сознание”. Познание – высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо с

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Общественно-экономическая формация и её структура. Материальная и духовная сферы общества.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основывающийся на определенном спо­собе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мирово

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги