Поворот философской мысли к антропологии имеет свое обоснование. Если раньше идеалистическая философия замыкалась на гносеологическом, нравственном или педагогическом подходе и таким образом стремилась усовершенствовать и его природу, то в период активизации масс как общественной и социальной силы идеология и философия переориентировались в сторону учета субъективного фактора, т.е. взяли курс на изучение индивида, личности, человека в историческом процессе.
Такая переориентация характеризует не только философскую антропологию. Она свойственна и другим направлениям современной философии — как традиционным (неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм), так и производным от последних, т.е. развивающим традиционные философские направления (критический рационализм, структурализм, персонализм, психоанализ, франкфуртская философско-социоло-гическая школа, герменевтика, современная религиозная философия, неомарксизм).
Появление новых философских течений является определенной тенденцией классического позитивизма и неопозитивизма, экзистенциализма, неотомизма, а в целом — реакцией на кризис традиционных направлений западной философии. В то же время в современной философской мыслью подымается ряд проблем, необходимость исследования которых диктуется самой жизнью. Поэтому сейчас особенно важным является тот факт, что философская мысль должна творчески развиваться в открытой полемике между представителями различных школ, направлений.
Вопросы сущности и существования человека, его места в современном мире, в системе социальных связей находятся в центре внимания всех философских течений.
К проблеме мира и человека обращается и современная позитивная философия. Эволюция возникшего еще в 20-е годы XIX в. позитивизма (О.Конт, Дж.Милль, Г.Спенсер) через эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах), неопозитивизм (Венский кружок — М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат), Львовско-Варшавскую школу (К.Твардовский, К.Айдукевич, А.Тарский), Кембриджскую и Оксфордскую школы, логический позитивизм 20-30-х годов XX в. (Б.Рассел, Л.Витгенштейн), семантический позитивизм 40 — 50-х годов, лингвистический позитивизм, аналитическая философия и постпозитивизм наших дней — это переход одного из наиболее распространенных направлений западной философии от обоснований научного знания к анализу языка, высказываний человека, из которых выводится сущность мира и самого человека.
Для позитивистских школ характерен мировоззренческий скептицизм, устраняющий из философии под видом очищения ее от псевдопроблем и псевдовысказываний собственно философские проблемы. Очищению философии, по мнению неопозитивистов, способствует разработанная ими процедура верификации (проверки), предполагающая проверку высказываний (терминов), непосредственное сравнение познаваемых образов с фактами (миром). Согласно Витгенштейну, мир есть совокупность фактов и поэтому он — универсум языка. В связи с этим задача философии — прояснение высказываний, предположений. Таким образом, функция философии — объяснение деятельности человека в языковом мире. В опубликованном в 1921 г. “Логико-философском трактате” (книге-манифесте неопозитивизма) Витгенштейн утверждает, что “философия — не теория, а деятельность, заключающаяся в прояснении предложений”. Все высказывания, предложения и понятия, согласно логическому позитивизму, разделяются на осмысленные (истинные или ложные) и научно-неосмысленные, т.е. бессмысленные. Человек вправе оперировать только осмысленными предложениями и понятиями.
В область бессмысленных предложений и понятий, т.е. псевдопредложений и псевдопонятий, неопозитивисты, логические позитивисты зачисляют все философские предложения и понятия, поскольку, будучи наиболее общими, последние не поддаются верификации и не могут быть сведены к первичным, атомарным высказываниям, фиксирующим тот или иной факт. Согласно такой логике, бессмысленно говорить: “есть материя”, “нет материи”, “материя первична, сознание вторично” или спрашивать: “есть ли бог?” и т.д. Аналогично бессмысленными являются понятия “капитализм”, “коммунизм”, “классовая борьба”, “борьба за мир”, “человечество”, “фашизм”, "безработица", "общественный прогресс" и т.д., поскольку все эти якобы псевдопредложения и псевдопонятия не верифицируемы. С этих позиций логические позитивисты и этику объявляют псевдонаукой, поскольку моральные высказывания не поддаются непосредственной эмпирической проверке.
Попытку преодолеть возникающие в логическом позитивизме трудности, связанные с метафизической абсолютизацией роли эмпирических данных человеческого познания (субъективистски истолкованных фактов), предпринял критический рационализм (К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд, Т.Кун). Поппер выдвинул тезис о том, что факты не могут подтверждать ни одно теоретическое положение, но могут их опровергать (фальсифицировать). Любые утверждения немедленно рушатся, как только появляется хотя бы один факт, им противоречащий. Фактически Поппер заимствовал вывод английского материалиста Бэкона: даже множество подтверждений, полученных путем индуктивного обобщения, делают данное положение весьма вероятным, в то время как достаточно хотя бы одного обоснованного, бесспорного факта, который опровергал бы это обобщение, чтобы последнее на этом основании было отброшено как негодное. Доказательство тому — судьба высказывания “все лебеди белые”, которое было опровергнуто, когда стал известен факт наличия в Австралии черных лебедей.