Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис. С конца 7 до конца 6 вв. здесь жили Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Милета – это философская школа, обладавшая определённым направлением.

Главная проблема – субстанции мира. Представители этой школы задумывались над тем, какова основа всего существующего. Поначалу такой постановки не было. Удивление перед многокрасочностью мира стало перерастать в мысль, что всё возникло из одного корня. И они начали искать эту субстанцию, из которой всё вышло. (В современной физике эта проблема достаточно не решена.)

1. Первый философ, который предложил решение этой проблемы – Фалес. Он явился родоначальником всей европейской науки. Он – учёный естествоиспытатель, который снискал себе славу одного из семи древнегреческих мудрецов. Он – первый математик, астроном, физик, строитель мостов, изобретатель техники (усовершенствованной) для ведения войны, предсказал солнечное затмение в ~ 587-585 гг. до н.э. Он сказал, что луна закрывает солнце. Год он разделил на 365 дней (последовал египтянам), написал календарь, ему приписывают ряд теорем. Он

сказал, что в равнобедренном треугольнике прилежащие к основанию стороны и углы равны. Пытался определить, в каком порядке к земле расположены солнце, звёзды, луна. Ближе всего – небо неподвижных звёзд, дальше – солнце (прямо противоположно тому, как оно есть в действительности). Земля (по нему) – плоский диск на воде, который во время землетрясения качает, как корабль. В основу мира он положил воду. Все вещи и тела возникли из воды и превращаются в воду, когда гибнут. Сама вода, как основа вещей, неизменна. Всё в мире вечно, неподвижно, не исчезает и не возникает. Всё имеет 3 стадии развития: восходящая ветвь, кульминация и нисхождение.

2. Анаксимандр был крупным учёным-естествоиспытателем, изобретателем. Первый составил географическую карту, начертав поверхность земли и моря. Создал глобус небесной сферы. Наиболее интересная его мысль – земля свободно парит в пространстве, ни с чем не связана, ни на чём не покоится. Зародыш геоцентрической концепции (земля в центре). Во 2 в. н.э. Птолемей её разработал. Анаксимандр сделал попытку с естественнонаучных воззрений объяснить происхождение вселенной. Все миры выделились из апирона и погибают. Возникнув, обличаются в огненную сферу, а когда она порвалась в нескольких концах возникли солнце, луна, звёзды. Боги есть, но в мироздании участия не принимают. Первоначально человек появился из животных, животные – из влаги. Человек первоначально был подобен рыбе. Первые животные возникли из влаги и были покрыты чешуёй, а когда она лопнула, изменили свой образ жизни. Здесь нет места сверхъестественным силам. Первоначало всего – апирон, неопределённое вещество. В чистом виде он нигде не встречается. Все вещества – это уже его трансформации, которые родились из него, но когда они рождались, происходила его трансформация в эти вещества и он исчезал в этих веществах. Поэтому он доступен наблюдателю, когда принимает форму вещества, но это не он в чистом виде. Предвосхитил открытия закономерностей современной науки.

3. Анаксимен – последователь Анаксимандра. Считал, что земля очень плоская, вследствие чего и держится в воздухе и устойчиво пребывает на месте. Солнце ночью скрывается за горами, которые не далеки (противоположно Анаксимандру). Анаксимен попытался определить расстояние между планетами. Луна ближе всего. В основу всего кладёт не воду, не апирон, а воздух – безграничную, единую, вечно движущуюся материю. Он бывает различным по степени разряжения и уплотнения, чем и объясняется многообразие вещей (дух агона – противоречит Анаксимандру). Движение в природе вечно.