рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии

Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии - раздел Философия, Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии. Познание Является Продолжением Темы “Сознание”. Познание...

Познание является продолжением темы “сознание”.

Познание – высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо сознания, то акцентируем внимание на процессуальной сущности сознания, динамике. Познание – это процесс накопления знаний. Неслучайно у них общий корень.

Познание изучается философией и гносеологией (от греч. гнозис. – знание, логос – учение – учение о знании, познании). Гносеология – основная отрасль философии. Гносеология изучает процесс отражения человеком окружающей действительности. Процесс познания.

Для процесса познания нужны 3 фактора:

1. объект (познания);

2. субъект (познающий);

3. связь между ними (причинно-следственная).

Результат причинного воздействия объекта на субъект – знания. Исключение любого из них делает процесс познания невозможным. Если есть эти 3 фактора, то результатом возникает четвертый – знания. Не важно, истинное это знание или заблуждение – это результат.

Специфика любой науки продиктована предметом, который она изучает. Специфика гносеологии в том, что она сделала своим предметом эту связку.

Вначале люди не интересовались этой связкой. Они видели окружающий мир, самих себя, и лишь позднее они заинтересовались процессом познания. Когда человек удивился своему знанию, познанию, родилась гносеология.

С момента рождения человек начинает познавать мир. Этот процесс познания мира продолжается всю жизнь. На самих ранних этапах, как человек, так и человечество, познавали окружающий мир на обыденном, житейском уровне. Но позже они получили возможность познавать мир на научном (теоретическом уровне). В жизни отдельного человека эта смена происходит тогда, когда человек идёт в школу, а в развитии человечества – когда происходят зачатки наук.

Житейские знания отличаются тем, что это знания явлений, а не их сущности. А теоретическое знание – знание – знание, которое имеет дело с законами и их сущностью, знание глубины предмета, а не блуждания по его поверхности.

!Гносеология – наука, которая, изучая связку получения знаний, берёт знания в общем виде (не различает процесс накопления знаний биологом, музыкантом, медиком и проч.), а изучает, как идёт этот процесс во всех науках вообще. Это подобно философии, изучающей всё с позиций всеобщего и глубинного. Гносеология осуществляет, таким образом, самый общий подход к процессу накопления знаний. Она выяснила, что этот процесс имеет общие закономерности.*Откуда же они возникают, если познания бывают разные (физика, химия, музыка…)? Ответ: познающий человек обладает определённой структурой, которая является общей с познавательной структурой всех людей. Все люди имеют 5 органов чувств. Эти элементы познавательных способностей задействованы одинаково. Они и диктуют общие законы познания, что схватывает гносеология.

У всех людей существуют 2 ступени познания:

1. Чувственная ступень, имеющая 3 формы (от низшего к высшему):

- ощущение;

- восприятие;

- представление.

Ощущения – самые первичные, примитивные сведения о предметах: вкус, цвет, запах, тактильные ощущения. Предмет как целостный предмет ещё не дан.

Восприятие – более сложная форма – совокупность ощущений. Отрывочные впечатления соединяются в единство – целостно узнаваемый образ. Появляется отчленённость одного предмета от другого. Предмет адекватно предстаёт в восприятии. Образцы восприятия чётко прикованы к предмету (пример с зеркалом: тебя нет, отражения нет).

Представление – переходная форма ко второй ступени (рациональной) – связующее звено между чувственной и рациональной ступенью. Т.к. это связующее звено, значит представление обладает и чувственной и рациональной ступенями. Плавный переход – взаимопроникновение ступеней. Особенности представления:

 

Представление обладает особенностями восприятия, т.е. это тоже контурный образ (можно вспомнить лицо человека), но отличие в том, что представление уже не приковано к предмету как восприятие. Образ существует, когда предмета в наличии нет. Можно также представить предмет, который будет. Главное – впервые происходит отрыв образа от предмета. Отлёт мысли от действительности, возможность оперировать предметом без контакта с ним. Это огромное достижение в развитии интеллекта. Когда появились эти свободные образы, человек получил возможность этими образами оперировать. Оперирование образами есть воображение или фантазия.

У Гегеля есть важные разграничения между видами воображения:

- поверхностное;

- глубокое (продуктивное), которое зрит в корень.

Две особенности представления, роднящие его с действительностью:

1. отлёт мысли от предмета;

2. процесс обобщения завершается мышлением. Это обобщение требует жертв – оно осуществляется за счёт потери контурности, детальности, зато достигается абстрактное понятие: материя, масса, время, пространство.

2. Рациональная ступень, включающая также 3 формы (но они располагаются на одном уровне):

- понятие;

- суждение; процесс мышления.

- умозаключение.

Но этот процесс мышления (включающий эти три формы) был бы невозможен, если бы не было в рациональной ступени приёмов абстрактно-логического мышления, как: метод сравнения, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, абстрагизация. При помощи них строится понятие умозаключения. Понятие “человек” складывается из сравнения человека с другими живыми существами. Всё познаётся в сравнении – основной метод мыслительной деятельности. Анализ и синтез также важны, т.к. без них нельзя создать умозаключение.

Эти 2 ступени познания (чувственная, рациональная) органично взаимосвязаны между собой и взаимопроникают друг в друга подобно диффузии жидкостей.

Воздействие 2 ступени на 1. У человека все чувства восприятия умные. Раз это так, то эти чувства воспринимают всё окружающее по-другому. Человек видит то, что знает. Смотреть и не видеть, видеть и не понимать. Видит мозг, а не глаз. Мозг слышит. Поэтому животные не воспринимают искусство.

Воздействие 1 ступени на 2. Чувства – не разум. Здесь заключено диалектическое противоречие. С одной стороны, разум получает информацию от чувственной ступени, от восприятия. Все идеи и мысли в голове – результат переработки разумом первичной информации. Но (с другой стороны), странным образом, основываясь на первичной информации, разум получает новую информацию, которой нет в этих ощущениях. Разум видит невидимое глазу, слышит неслышимое уху. Глаз видит падающие вещи, а мозг – закон всемирного тяготения.

Каждый орган человека создан для восприятия ощущений, а вторая ступень познания, мышление, - чтоб схватить информацию. Это одна из причин, по которой учёные считают уникальность человека привнесённой извне, а не полученной путём эволюции животных

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.

На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспри

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании
Помимо Милета другим выдающимся центром торгово-политической жизни Древней Греции был Эфес. Поэтому Гераклит стал Гераклитом Эфесским. Он знаком со многими взглядами Милетской школы, но заявлял, чт

Философия Аристотеля: учение о природе; о “перводвигателе”; о душе; разработка формальной логики; критика платоновских идей
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к поня

Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.
Отрицательные черты: 1.Раннее Средневековье характеризуется резким спадом культуры. До XVI в. восточная культура шла впереди европейской. Велика

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Р. Декарт: открытия в естествознании; учение о человеке; психофизиологическая проблема; учение о дедуктивном методе; учение о врождённых идеях
ДЕКАРТ Рене, в латинском написании Картезий (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Пос­ле службы в армии переселился в Нидерланды - пер

Г. Лейбниц: учение о монадах; пространственно-временные представления; учение о познании
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, ученый, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального ис­числения), физики (предвосх

Д. Локк: учение о происхождении человеческих знаний; отношение к врождённым идеям; учение о “первичных” и “вторичных” качествах
ЛОКК Джон (1632-1704) - английский философ-материалист. Работы Локка отно­сятся к эпохе Реставрации в Англии. Он принимал участие в борьбе партий Англии как философ, экономист и по

Д. Беркли: отношение к материализму; непоследовательность субъективно-идеалистической концепции
БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) -философ, субъективный идеа­лист. С 1734 - епископ в Клойне (Ир­ландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущ

Д. Юм: особенности его идеализма и агностицизма; учение о причинности; учение о познании; отношение к религии
ЮМ Дэвид (1711-76) -английский фило­соф-идеалист, психолог, историк. Зада­чу знания Юм видел не в постижении бы­тия, а в способности быть руководст­вом для практической жизни. Единст­венный предмет

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Г. Ф. Гегель: система и метод; диалектика; философия искусства.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в само

Г. С. Сковорода: учение о «трёх мирах» и «трёх натурах»; учение о человеке.
Путь Г. С. Сковороды в философию был долгим. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII века он начал создавать свои философски

Философия Владимира Соловьёва
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет (1873). На взгляды Соловьёва большое влияние оказа

Современная мировая философия: позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм.
Поворот философской мысли к антропологии имеет свое обоснование. Если раньше идеалистическая фило­софия замыкалась на гносеологическом, нравственном или педагогическом подходе и таким образом стрем

Современная мировая философия: персонализм, неотомизм, герменевтика
1.Персонализм считает личность первичной реальностью, под ко­торой понимается духовная субстанция, зачастую истол­ковываемая в религиозном духе. Персонализм

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Общественно-экономическая формация и её структура. Материальная и духовная сферы общества.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основывающийся на определенном спо­собе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мирово

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги