Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии

Познание является продолжением темы “сознание”.

Познание – высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо сознания, то акцентируем внимание на процессуальной сущности сознания, динамике. Познание – это процесс накопления знаний. Неслучайно у них общий корень.

Познание изучается философией и гносеологией (от греч. гнозис. – знание, логос – учение – учение о знании, познании). Гносеология – основная отрасль философии. Гносеология изучает процесс отражения человеком окружающей действительности. Процесс познания.

Для процесса познания нужны 3 фактора:

1. объект (познания);

2. субъект (познающий);

3. связь между ними (причинно-следственная).

Результат причинного воздействия объекта на субъект – знания. Исключение любого из них делает процесс познания невозможным. Если есть эти 3 фактора, то результатом возникает четвертый – знания. Не важно, истинное это знание или заблуждение – это результат.

Специфика любой науки продиктована предметом, который она изучает. Специфика гносеологии в том, что она сделала своим предметом эту связку.

Вначале люди не интересовались этой связкой. Они видели окружающий мир, самих себя, и лишь позднее они заинтересовались процессом познания. Когда человек удивился своему знанию, познанию, родилась гносеология.

С момента рождения человек начинает познавать мир. Этот процесс познания мира продолжается всю жизнь. На самих ранних этапах, как человек, так и человечество, познавали окружающий мир на обыденном, житейском уровне. Но позже они получили возможность познавать мир на научном (теоретическом уровне). В жизни отдельного человека эта смена происходит тогда, когда человек идёт в школу, а в развитии человечества – когда происходят зачатки наук.

Житейские знания отличаются тем, что это знания явлений, а не их сущности. А теоретическое знание – знание – знание, которое имеет дело с законами и их сущностью, знание глубины предмета, а не блуждания по его поверхности.

!Гносеология – наука, которая, изучая связку получения знаний, берёт знания в общем виде (не различает процесс накопления знаний биологом, музыкантом, медиком и проч.), а изучает, как идёт этот процесс во всех науках вообще. Это подобно философии, изучающей всё с позиций всеобщего и глубинного. Гносеология осуществляет, таким образом, самый общий подход к процессу накопления знаний. Она выяснила, что этот процесс имеет общие закономерности.*Откуда же они возникают, если познания бывают разные (физика, химия, музыка…)? Ответ: познающий человек обладает определённой структурой, которая является общей с познавательной структурой всех людей. Все люди имеют 5 органов чувств. Эти элементы познавательных способностей задействованы одинаково. Они и диктуют общие законы познания, что схватывает гносеология.

У всех людей существуют 2 ступени познания:

1. Чувственная ступень, имеющая 3 формы (от низшего к высшему):

- ощущение;

- восприятие;

- представление.

Ощущения – самые первичные, примитивные сведения о предметах: вкус, цвет, запах, тактильные ощущения. Предмет как целостный предмет ещё не дан.

Восприятие – более сложная форма – совокупность ощущений. Отрывочные впечатления соединяются в единство – целостно узнаваемый образ. Появляется отчленённость одного предмета от другого. Предмет адекватно предстаёт в восприятии. Образцы восприятия чётко прикованы к предмету (пример с зеркалом: тебя нет, отражения нет).

Представление – переходная форма ко второй ступени (рациональной) – связующее звено между чувственной и рациональной ступенью. Т.к. это связующее звено, значит представление обладает и чувственной и рациональной ступенями. Плавный переход – взаимопроникновение ступеней. Особенности представления:

 

Представление обладает особенностями восприятия, т.е. это тоже контурный образ (можно вспомнить лицо человека), но отличие в том, что представление уже не приковано к предмету как восприятие. Образ существует, когда предмета в наличии нет. Можно также представить предмет, который будет. Главное – впервые происходит отрыв образа от предмета. Отлёт мысли от действительности, возможность оперировать предметом без контакта с ним. Это огромное достижение в развитии интеллекта. Когда появились эти свободные образы, человек получил возможность этими образами оперировать. Оперирование образами есть воображение или фантазия.

У Гегеля есть важные разграничения между видами воображения:

- поверхностное;

- глубокое (продуктивное), которое зрит в корень.

Две особенности представления, роднящие его с действительностью:

1. отлёт мысли от предмета;

2. процесс обобщения завершается мышлением. Это обобщение требует жертв – оно осуществляется за счёт потери контурности, детальности, зато достигается абстрактное понятие: материя, масса, время, пространство.

2. Рациональная ступень, включающая также 3 формы (но они располагаются на одном уровне):

- понятие;

- суждение; процесс мышления.

- умозаключение.

Но этот процесс мышления (включающий эти три формы) был бы невозможен, если бы не было в рациональной ступени приёмов абстрактно-логического мышления, как: метод сравнения, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, абстрагизация. При помощи них строится понятие умозаключения. Понятие “человек” складывается из сравнения человека с другими живыми существами. Всё познаётся в сравнении – основной метод мыслительной деятельности. Анализ и синтез также важны, т.к. без них нельзя создать умозаключение.

Эти 2 ступени познания (чувственная, рациональная) органично взаимосвязаны между собой и взаимопроникают друг в друга подобно диффузии жидкостей.

Воздействие 2 ступени на 1. У человека все чувства восприятия умные. Раз это так, то эти чувства воспринимают всё окружающее по-другому. Человек видит то, что знает. Смотреть и не видеть, видеть и не понимать. Видит мозг, а не глаз. Мозг слышит. Поэтому животные не воспринимают искусство.

Воздействие 1 ступени на 2. Чувства – не разум. Здесь заключено диалектическое противоречие. С одной стороны, разум получает информацию от чувственной ступени, от восприятия. Все идеи и мысли в голове – результат переработки разумом первичной информации. Но (с другой стороны), странным образом, основываясь на первичной информации, разум получает новую информацию, которой нет в этих ощущениях. Разум видит невидимое глазу, слышит неслышимое уху. Глаз видит падающие вещи, а мозг – закон всемирного тяготения.

Каждый орган человека создан для восприятия ощущений, а вторая ступень познания, мышление, - чтоб схватить информацию. Это одна из причин, по которой учёные считают уникальность человека привнесённой извне, а не полученной путём эволюции животных