Истина в науке и художественный образ в искусстве

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понимания сущности художественного образа является марксистско-ленинская тео­рия отражения. В художественном образе осваивается и перерабатывается творческой фантази­ей, воображением, талантом и мастер­ством художника специфический пред­мет искусства - жизнь во всем ее эстетическом многообразии и богатст­ве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимо­проникающее единство объективного и субъективного, логического и чувст­венного, рационального и эмоциональ­ного, опосредствованного и непосред­ственного, абстрактного и конкретно­го, общего и индивидуального, необ­ходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержа­ния и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих проти­воположных сторон в единый, целост­ный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, дра­матически напряженного воспроизведе­ния жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поис­ков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфиче­ских для каждого вида искусства ма­териальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пласти­ка, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), созда­ются образы-характеры, образы-собы­тия, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражаю­щие определенные эстетические идеи и чувства. Именно с системой художественных образов связана способность искусства осуще­ствлять свою специфическую функ­цию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстети­ческое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по за­конам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства посредством систе­мы художественных образов проявляются его познаватель­ное значение, мощное идейно-воспита­тельное, политическое, нравственное воздействие на людей.

Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека: существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и при­том сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удиви­тельнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы.

Специфика языка искусства со времен Гегеля, определяв­шего искусство как «мышление в образах», чаще всего опи­сывается через художественный образ, метафору, символ, миф и другие аналогичные художественные приемы. В самом общем смысле специфику художественных приемов можно определить так. Если в науке мышление осуществляется с помощью поня­тий, обобщающих единичные явления до бесплотной катего­рии, то художественное обобщение осуществляется с помощью сохраняющего непосредственную наглядность образа явления. Мышление единичными категориями, за которыми вместе с тем отчетливо ощущается символическая художественная обоб­щенность, придает искусству необычайную силу, приравниваю­щую его к самой жизни. Образ, согласно Гегелю, «являет наше­му взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действи­тельность...»

 

Отметим еще одну специфическую черту искусства. Если практически во всех других видах духовной деятельности (на­пример, в науке) вымысел противоречит цели этой деятельности, то в искусстве наоборот: вымысел является одним из самых действенных эстетических приемов. Необходимо только четко отличать вымысел как художественный прием от ложного обоб­щения: вымысел строится как естественная, но не обязательно действительно имевшая место связь единичных событий, ко­торые являются особым художественным обобщением в виде единичного образа множества реально существовавших явле­ний.

В науке предпо­лагается неизменность и единственность исходной точки зрения, которая мыслится как бесстрастное описание объекта с помощью логического развертывания текста. Несмотря на возможность постоянно сменять точки зрения, в искусстве, как нигде боль­ше, необходима личностная позиция автора — без нее искус­ство лишается внутреннего нерва и не трогает читателя.

Кто-то верно сказал, что «если наука — это мы, то искусство — это я». Если в науке чем обобщенней и абсолютной вывод, тем меньше мы можем по его форме определить автора этого вывода, потому что язык науки безличностен, то в искусстве наоборот:

чем значительней произведение, тем отчетливей в нем просту­пает личностный почерк его создателя. Если бы Ч. Дарвин или Д. И. Менделеев не открыли известных законов, то эти законы все равно были бы когда-нибудь открыты другими учеными. Но если бы не было У. Шекспира и Ф. М. Достоевского, то их никто бы не заменил. Искусство, конечно, не прекратило бы своего существования, но в нем не было бы именно таких открытий и именно таких художественных обобщений, которые мы связываем с этими именами.

Из сказанного следует, что к числу специфичных проявле­ний искусства относятся также его формальные стороны. Так, в отличие от нехудожественного использования языка, где ос­новная смысловая нагрузка в основном лежит, как уже гово­рилось, на прямых значениях используемых слов, в литературе смысловое богатство текста неизмеримо возрастает за счет не только фундаментальной установки на образность, но и много­образных формальных приемов, часто имеющих к тому же са­мостоятельную эстетическую значимость, то есть придающих произведению ту неуловимую тональность, которая и создает эстетическое наслаждение. Только в последнее время наука приблизилась, например, к решению загадки ритма, который из­начально использовался в эстетических целях. Совершенство формальных приемов искусства часто переносится и на другие области человеческой деятельности. Многие ученые считали, что истинная теория не может быть некрасивой, и тогда, когда ученому удается «ухватить» кусочек истины, она всегда вопло­щается в совершенную форму. Ритмические, гармонические и другие формальные закономерности, используемые в искусстве, нередко способствовали научным открытиям. Недаром математика рождалась как теория прежде всего музыкальных законо­мерностей. В этом заключается большая эвристическая сила ис­кусства.

Искусство подделать нельзя, и во многом это объясняется именно тем, что искусство есть особая — художественная — форма познания мира. Подделки под искусство чаще всего представляют собой неумелые попытки втиснуть пусть даже правильную и этически бесспорную мысль в художественно бес­сильную форму. В таких случаях искусство мстит: вместо эсте­тического сопереживания читатель испытывает раздражение от профанации высоких идей.

Итак, специфика искусства заключена в следующем. Пред­метом искусства является сам человек в его взаимоотношениях с миром, который в отличие от частных гуманитарных наук рас­сматривается здесь в своем целостном виде. К специфическим свойствам искусства относятся: 1) особый язык (установка на образность в отличие от обобщенных категорий и понятий нау­ки); 2) особый способ обобщения (общее через индивидуально-частное, а не частное через общее, как в науке); 3) использова­ние художественного вымысла (что запрещается в науке);

4) личностный способ выражения (в отличие от безличностного стиля науки); 5) повышенное значение формы (без формы нет искусства, наука же практически безразлична к форме): 6) использование скрытых от научного обобщения пластов челове­ческого сознания, что придает искусству большую эвристичес­кую силу. Искусство — это не деятельность, сопряженная с достижением одного только эстетического удовлетворения, но наряду с наукой особая форма познания мира.