Глобальные проблемы современности

Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор

человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы

общественного творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не

мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшиеся стихий­ными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т. д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы же, с которыми пришлось столкнуться современному человечеству, являются уже результатом деятель­ности самого человека, имеют, так сказать, «антропогенный», строже говоря, социальный характер. Человечество ныне нахо­дится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине «гамлетовского» вопроса: быть или не быть? Роковым для судеб человечества вызовом стал такой уровень познания, овладения и «контроля» человека над приро­дой, который дал возможность взорвать атомную бомбу, открыв тем самым зловещую перспективу самоубийственной ракетно-ядерной мировой войны и породив архиглобальную (среди других глобальных проблем, с которыми уже столкнулось чело­вечество) проблему — проблему войны и мира. В мире прогрес­сировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей мере именно в войнах, которые разрушали все, что создавалось людьми, но еще большая горечь этого зла прояв­лялась в том, что войны уничтожали и самих людей. К сожа­лению, зло совершенствуется и при определенных условиях оказывается, по выражению А. Тойнби, Молохом, пожирающим все большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и интеллекта в процессе сбора все большей пошлины с жизни и счастья. Но человек не должен оставаться беззащитным перед войной, как на определенной ста­дии организм — перед раковой опухолью. Первым средством в этой его «противораковой» борьбе должен быть отказ от войны как средства продолжения политики. В современном мире, где действуют во многом новые закономерности, сложившиеся в пол­тора-два последних десятилетия, формируется и новая логика прогресса, которую в нынешний ядерный век можно назвать «логикой ядерной эры». Она, эта логика, отменяет срабаты­вавшую веками общую формулу о том, что война есть рациональное продолжение политики, только иными средствами. Ныне очевидным стал именно ее иррациональный смысл, а точ­нее, полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем. Объективное изменение смысла войны предъявляет совсем иные требования к военно-политической, экономической и дипломатической роли госу­дарств на мировой арене. Отказ от войны как средства про­должения политики настойчиво диктуется не только субъектив­ными устремлениями к мирному сосуществованию отдельных народов, но и объективными причинами: в ядерной войне не может быть победителя. А это полностью обессмысливает самую постановку вопроса о войне. Сложились условия, в которых противоборство между капитализмом и социализмом может протекать только в формах мирного соревнования и мирного соперничества. Человечество не имеет ни малейшего шанса выжить в истории, если не осознает в полной мере угрозу, нависшую над его существованием, и не примет мер, способных предотвратить его гибель. Единственная возможная ныне побе­да — это победа разума. На его мудрость человечество уповало с древнейших времен. Древнеиндийская философия, например, оставила нам множество изречений, свидетельствующих о глубо­ком гуманистическом проникновении в смысл жизни, человеческую способность самосовершенствования на основе любви к себе подобным. Одно из таких изречений Будды гласит: «Только такая победа может считаться настоящей, при которой все в равной мере являются победителями и никто не терпит пора­жения». К чести человечества следует сказать, что оно все острее осознает угрожающую ему опасность и в меру своих сил предпринимает всевозможные действия (как в индивидуальных формах протеста, так и в организованных массовых выступлениях) за предотвращение опасности гибели цивилизации.

Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порождённые кризисным состоянием взаимоотношений природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым оказывается экологический кризис, выражающийся в повсеместном загрязнении окружающей среды одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты – её земных и водных ресурсов. Человек выработал в себе чувство безграничной власти над природой, а теперь ему волей-неволей приходится осознавать её и свою конечность. Сегодня повсюду слышны призывы сохранить хрупкий баланс биосферы. Но для этого нужно изменить производственные технологии, для чего требуется и изменение ценностных ориентаций человека – формирование его экологического мышления.

Не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни, особенно в крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным характеристикам порой оказываются зачастую неизвестными, что пагубно действует на человека.

 

От эффективного решения глобальных проблем, требующего, во-первых, комплексного подхода, а, во-вторых, выработки межгосударственной (и даже шире - межпланетарной) стратегии, зависят судьбы общественного прогресса.

Сейчас еще рано утверждать, что эта стратегия уже подроб­но разработана, обретя статус теории, и остается лишь осуществить ее на практике. Если марксистско-ленинская концеп­ция мирного сосуществования развивается и апробируется прак­тикой уже не одно десятилетие, то концепции глобальных проблем, миропорядка и глобальных социальных процессов находятся пока в стадии становления. Но уже теперь ясно, что без осмысления новых глобальных особенностей социального международного развития, без соответствующей корректировки целей, интересов, политической и экономической практики государств, выработки единых нравственных норм и принципов взаимодействия общества с природой невозможно сформулиро­вать цельную стратегию действий государств в мире так, чтобы она в максимальной мере сочетала интересы каждого госу­дарства с интересами человечества в целом. Эта стратегия не может быть создана изолированно, каждым государством в от­дельности. Она может выработаться лишь в результате актив­ного и благоразумного их диалога, взаимодействия культур, в котором интересы отдельных государств будут соотнесены с общечеловеческими интересами выживания и развития и под­чинены интересам миропорядка в целом.

Человечество обязано научиться жить во все более интер­национализирующемся, взаимопроникающем мире, вырабаты­вать новые принципы взаимодействия государств, построенные не на стремлении каждого из них проецировать свои интересы, ценности и цели на остальной мир, а на умении реали­стически учитывать интересы других стран, как больших, так и малых. Стоящая перед человечеством глобальная проблема сохранения своего бытия и обеспечения условий дальнейшего прогрессивного саморазвития выдвигает как условие задачу формирования нового мышления. Только через преодоление надменного невежества по отношению к другим народам, через подлинное понимание друг друга возможно утверждение нрав­ственных гарантий мира и выживания человечества. Челове­чество может и должно найти пути к тому, чтобы стать конструктивно и осознанно действующим субъектом единой всемирной истории.