Г. Лейбниц: учение о монадах; пространственно-временные представления; учение о познании

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, ученый, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального ис­числения), физики (предвосхитил за­кон сохранения энергии); кроме того, он занимался геологией, биологией, историей, лингвистикой, был автором ряда технических изобретений. Свою философскую эволюцию Лейбниц начал с ме­ханистического материализма. Но, не удовлетворенный пассивным характе­ром субстанции в рамках этого миро­воззрения, перешел впоследствии на позиции объективного идеализма, на­шедшего выражение в учении о мона­дах (“Монадология", 1714). По Лейбницу, материя не может быть субстанцией, т. к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой.

Монады представ­ляют собой неделимые, духовные суб­станции, образующие умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос). Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением, что обеспечивает, по Ле6йбницу, подвижность, активность и дея­тельный характер субстанции. В этом проявилась диалектика его учения. Как заметил Ленин, Лейбниц “подходил к принципу неразрывной... связи материи и движения”. Но эта диалектика была идеалистической и теологической. Монады, по мнению Лейбница, физически не взаимодействуют друг с другом, но вместе с тем образуют единый развивающийся и движущийся мир, который регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады (абсолюта, бога).

Понятие предустановленной гармонии послужило основой наиболее реакционной части философии Лейбница —еготеодицеи („Теодицея", 1710). Теории познания Лейбница – идеалистический рационализм — направлена против сенсуа­лизма и эмпиризма Локка. К положению Локка “Нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувствах" Лейбниц доба­вил: “Кроме самого интеллекта". Не разделяя взгляда Локка, будто ум есть гладкая доска (tabula rasa), отри­цая чувственный опыт как источник всеобщности и необходимости знания, Лейбниц утверждал, что таким источником может быть только разум, что душа ис­кони содержит в себе начала различ­ных понятий и положений, которые толь­ко пробуждаются внешними объек­тами (“Новые опыты о человеческом разуме", 1704).

По существу, Лейбниц видо­изменил декартово учение о врожден­ных идеях, которые, по Лейбницу, заключены в разуме, подобно прожилкам камня в глыбе мрамора. Критерием истинно­сти он считал ясность, отчетливость и непротиворечивость знания. В соот­ветствии с этим для проверки истин разума, по Лейбницу, достаточны законы аристотелевской логики (тождества, противоречия и исключенного третье­го); для проверки “истин факта" необходим закон достаточного основа­ния. Лейбниц не только развивал традицион­ную систему аристотелевской силлоги­стики, но и явился родоначальником современной математической логики. Идеа­лом Лейбниц считал создание универсального языка (исчисления), который позволил бы формализовать все мышление. В общественно-политической деятель­ности Лейбниц выражал настроения ком­промисса немецкой буржуазии с феода­лизмом.