Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука

Позитивизм-стремление поставить философию на твердую научную основу, опираться только на достоверное научное знание; фил.должна исследовать только факты, а не их сущность. Огюст Конт-фр., ученик Сен-Симона; фил. должна отказаться от материализма, идеализма и основываться на позитивном(науном) знании; фил. знание должно быть обсалютно точным, достоверным; для достижения точности использовать научные методы познания; основной метод познания-эмпирическре наблюдение; неприемлем ценностный подход и оценочный характер исследований; философия одна из наук, а не царица наук; выдвинул закон двойственной эволюции: интеллектуальной-делится на 3 стадии: теологическая-мировозрение на религии; метафизическая-вероятностное несистематич. знание; позитивная-основана на науке; технической-делится на 3 стадии, соответсвующих 3 стадиям интеллектуальной: традиционное общ; доиндустриальное общ; инлустриальное общ. Махизм-вторая форма позитивизма,основатели: Э.Мах и Р. Авенариус; основная идея-в основе фил. должен лежать критический опыт-импириокритици зм;все предметы мира для человека-”комплекс ощущений-исследование мира-опытное исследование человеческих ощущений; философия должна стать всеобщей наукой; надо привести все обстрактные научные понятия к языку ощущений(не масса,а ощущение человеком массы); после опубликования Лениным “Материализм и импириокритицизм”, гдк показана полная идентичность философии Беркли перестали публиковаться. Неопозитивизмср. 20в.; (Венский кружок: Шлик-оснватель, Карнап, Нерап; Львовско-Варшавская школа: Тарский, Лукасевич; Б. Рассел; Винтгенштейн)- основн. идеи: философия должна логически анализировать язык науки- главное ср-во позитивного (научного) восприятия мира; фил. должна анализировать тексты, знаки, понятия, связи в звуковых системах и смысл(семантику) заключенную в них(близко к Герменевтике). Главный принцип-принцип верификации-сравнения всех положений науки с фактами опыта; тот факт имеет смысл, который можно верифицировать(проверить на опыте). Еще одна цель освобождение фил. от метафизических (не имеющих достоверного научного решения)проблем(бытия,сознания идеи,Бога). Постпозитивизм кон. 20в.;( К. Попер, Т. Кун)- отход от исследования символов и обращение к истории науки; главная цель-исследование не структуры научного знания(неопозитивизм), а его развития; основные вопросы: как возникает новая теория; как добивается признания, критерии сравнения теорий; отказ от обязательно взаимосвязи м/у теорией и опытом и смыслом науки и ее языком; допущение недоказуемых на практике проблем в философии; наука развивается не строго линейно, скачкообразно, есть взлеты и падения, но общая тенденция-рост. Современные проблемы постпозитивизма: проблема фальсификации-отказ от теории при обнаружении нескольких ложных фактов; правдоподобия- критерия правдоподобия научной теории; рациональности- рациональное в науке; соизмеримости- критерии соизмеримости родственных научных теорий; понисания- нахождения общих точек м/у противоположными теориями.

26. Экзистенциальная философия.

Экзистенциальная философия(философия существования) – иррацион. направление в философии, возникшее как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня, пользовавшееся большим влиянием в 40-60-е гг 20в. Суть философии ЭКЗ. – переживание своего существования внутренне изолированным индивидом, все интересы к-го сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном существовании. Существование индивидуума, его конечность, погруженность в ничто; прекращение существования, или смерть, переживание этих способов существования и вечный страх перед смертью – проблемы экзистенциализма. Для субъекта имеет значение только собственное существование и движение к небытию. По мнению ЭКЗ-ов , осн. черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в т.ч. и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования и практического манипулирования, в силу чего такой подход носит безликий характер. ЭКЗ., напротив должен выступить как противоположность внеличной, объективной научной мысли. ЭКЗ. противопоставляет философию и науку. Предметом филос. должно стать бытие, в то время как предмет науки – сущее. Под «сущим» подразумевается все относящееся к эмпирическому миру, от кот-го необходимо отличать само бытие(Хайдеггер). Бытие постигается не опосредственно(ч/з рассудочное мышление), а лишь непосредственно, открываясь человеку через его бытие, его личное существование, т.е ч/з экзистенцию. В экзистенции и заключена нерасчлененная целостность субъекта и объекта, недоступная ни рассудочно-научному, ни спекулятивному мышлению. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. По ЭКЗ., свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а выбирал самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами. В экз-ой концепции свободы выразился протест против конформизма и приспособленчества, хар-го для обывателя, неспособного изменить ч-л в ходе событий. ЭКЗ. выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности, опираясь гл. образ. на Гусселя, Дильтея, Бергсона. Представители ЭКЗ. свели воедино также разнообразные формы критики разума, предпринятой философами идеалистами. Экз-ты в России: Бердяев и Шестов, религиозные экз-ты – Ясперс, Марсель, Бубер, представители атеистического крыла – Хайдеггер, Сартр.