Религиозная философия В.С. Соловьева.

Соловьев создает теократическую теорию общественной жизни.Он выступил за осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Это означало создание свободной теософии или цельного знания, не просто отвергающего всю прежнюю фил-ю, но возводящего ее в новое, высшее состояние. Предмет цельного знания- истинно-сущее,т.е. Абсолют,Бог, а последний его результат – учение о Богочеловечестве. Принимая за основу бытия сущее, С-в противополагал бытие и сущее.Сущее не есть Бытие, хотя ему принадлежит всякое бытие.Сущее- это субстанция Бытия, в том числе первоначальная субстанция нас самих, наша собственная основа.Сущее у с-ва не врожденный принцип, а высший Абсолют, Бог, сам себя познающий во всяком Бытии, к нему не приложимы никакие атрибуты реальной действительности, он самодостаточен и свободен от всяких определений. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Стержневым принципом фил-и С-ва является фил-я положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление чувства. Абсолютное осущ-ет благо через истину в красоте.Три начала – Благо, истина,красота – составляют нерасторжимое единство, предполагающую любвь. С-вым была заложена основа фил-го принципа всеединства- оригинального и глубоко продуманного принципа нашей фил-и, он развил тенденцию к синтезу фил-й и богослов-й мысли, рац-го и иррац-го типов фил-ния, единения зап-х и вост-х культурных традиций.Реальный мир у С-ва – воплощение абсолютно-сущего-это тело Божие или материя Божества.Человек по С-ву- центр всеобщего сознания природы, чел-к явл-ся посредником м/ду Богом и природой, чел-к вершина творения Бога.Общество есть расширенная личность, а личность – это сосредоточенное об-во. Цель мировой истории- единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого чел-вом.Залогом всеединства явл-ся объединение католич-й и православ-й церквей.Учение С-ва послужило одним из источников формирования рус-й религиозно-идеал-й фил-и 20 в. Соч.: Критика отвлеченных начал; Чтения о богочеловечестве; Россия и вселенская церковь…

35. «Философия свободы» Н. А. Бердяева.

Н.А.Бердяев занимает особое место в русской и мировой философии.Для мировой философии Б. явл-ся родоначальником экзистенциализма и христианского персонализма.Для творчества Б. характерна потребность философского осмысления анализируемых явлений,постоянная сосредоточенность на своих переживаниях и исканиях.Ко всем темам Б. подходит всегда очень лично, как бы меряя, все оценивая с личной точки зрения.И в этой невозможности выйти за пределы самого себя, в поразительной скованности его духа границами личных исканий – ключ к его духовной эволюции.В ней есть своя диалектика, но это не диалектика идей, а диалектика экзистенциальная, очень субъективная. Все творческое наследие Б. есть повесть о самом себе.Творческий путь Б. можно разделить на 4периода. 1 период выдвигает на первый план вопросы этики, здесь Б. выступает как философ-моралист.2 период отмечен религиозно-мистическими исканиями. 3 период – проявляется интерес к историософской проблематике.4период связан с персоналистическими идеями.Проблема свободы развивается Б. со времени перехода его на позиции<богоискательства>.Эти взгляды получили развернутое выражение в работе<Философия свободы>.В ней был декларирован исходный для его философии принцип:<Свобода, прежде всего свобода – вот душа христианской философии и вот что не дается никакой другой отвлеченной и рационалистической философии>.Свобода – главная идея Б. В ее развитии он осмысливает вопросы, почему чел-к, по своей природе свободное и творческое существо, так неумело пользуется этими дарами Всевышнего, почему в истории осуществляется совсем не то, что задумывалось чел-ом, почему свои знания и умения чел-к обращает во зло себе, на угнетение себе подобных, почему одинок талант, трагична судьба гения и торжествует посредственность, почему чел-к рожден быть свободным, а между тем всегда и везде вынужден быть в оковах.Любую проблему он рассматривает через призму своих представлений о свободе, только затем включая ее в состав своего философствования.Философ убежден в самоочевидности свободы чел-ка.То, что чел-к сознает мир, говорит о свободе от мира.Чел-к может познать свет, смысл, свободу потому, что в нем самом есть свет, смысл, свобода.И даже когда чел-к признает себя лишь созданием мировой среды и целиком от нее зависим, он возвышается над ней и обнаруживает в себе начало высшее, чем мировая деятельность, обличает в себе пришельца из др. мира и иного плана мира.Свобода Б. – это свобода духа чел-ка, его сознания и самосознания.У него свобода выступает не как форма действия, а скорее как свобода воли. По Б., существует два различных <предмирных > состояния свободы. Есть свобода 1-иррациональная, свобода выбора добра и зла, свобода как путь, свобода, которая завоевывает, но не которую завоевывают, свобода которой принимают истину от Бога, а не та которую получают от истины и Бога. Это и есть свобода как безосновность. 2 свобода – свобода разумная, свобода в истин и добре, свобода как цель и высшее достижение, свобода в Боге и от Бога полученная. Б.отделяет свободу от чел-ка и противопоставляет ее чел-ку как высшую и первичную сущность, лежавшую в основе мира.Такую свободу Б. описывает как <феноменологию свободы>:<Свобода есть динамика, и может быть понята лишь динамически. И приближает нас к тайне свободы, её внутренней диалектики>.