Сознание, его происхождение и сущность. Сознание, подсознание, безсознательное.

Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями. Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект(Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге. Разум–был представлен как вещь, когда не мыслит–все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание – не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За его пределами противопоставление относительное, поскольку сознание не самостоятельная субстанция. Сознание – это одно из свойств движущейся материи, особое св-во высокоорганизованной материи. Это означает, что между материей и сознанием есть различия и единство. Различие- сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь – псих. Явления и мозг тесно связаны как свойство и материальный субстрат, которому это св-во принадлежит и без которого он не существует. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их мат. Объектами. Сущностью сознания является его идеальность, выражающаяся в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых им предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот. они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями-прежде всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное есть не что иное, как материальное пересаженное в чел. голову и преобразованное в ней. Такое преобразование производит мозг. Материи присуще св-во, сходное с сознанием – отражение. Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Это изменение одного явления под воздействием другого. Психика-это способность живых существ создавать чувственные и обощенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Психика охватывает не только сознательные, но и бессознательные и подсознательные процессы. Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Сюда относятся действия, которые человек привык выполнять не обращая на это внимание (например дыхание, психическая деятельность во время сна, гипноза). Фрейд выделил сферу бессознательного и подверг ее

51.Познание как “отражение” действительности и как ее “конструирование”. Виды познания, мышления и языка.

Познание – отражение действительности в сознании человека. Раздел философии, изучающий познание наз. гносеология. Гносеология – учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рациональной традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. По поводу возможности познания сформировались два направления: Оптимизм – утверждение принципиальной познаваемости мира. Скептицизм – сомнение в принципиальной возможности познавания мира. Агностицизм – полное отрицание возможности познания. В докантовской философии под субъектом понимали единично – оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом, то, на что направлена позитивная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных констукций. Субъект по Канту – это духовное образование, то что лежит в основе предметного мира. Объект – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное внутренне детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект – это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Познание является отражением действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико – материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи оно обладает своими специфическими характеристиками. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводя особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, т.е. сознания. А это значит, что образы сознания будучи объективными по содержанию, субъективными по форме, несут в себе определенные характеристики объекта. Виды познания.Говоря о познании следует обсудить большое разнообразие его видов. Житейское знание -основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Научное знание. Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что оно за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Практическое знание. Цель ученого – открытие закономерности. Цель инженера – создание новой вещи, на основе законов, открытых учеными. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчленненом отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль воспринимается в виде зримых событий. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще и сферу прошлого