Понятие культуры. Особенности духовной культуры и ее роль в развитии общества.

Универсального определения К. нет. Понятие К. (лат. возделывать, обрабатывать) совокупность мат-х и дух-х ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для развития человечества, передавать от поколения к поколению и составляет К. Под материальной стороной К. понимают качеств-е дост-я хар-е степень овладения человеком силами природы, совершенства орудий труда, технический уровень произ-ва, навыки и умения людей пользоваться техникой, научная орг-я культура труда, обсл-е материально бытовых потр-ей людей и т.д. Духовная К. Кач-е дост-я показ-е уровень и глубину познания природы и об-ва, широту достигнутого кругозора, внедрение в общ-ю жизнь прогр-х идей и получ-х знаний, т.е. духовная К. есть сов-ть кач-х дост-й в обл-и науки, философии, образования, просвщения, морали, литературы и искусства, пол-х и прав-х отн-ий. Явлениями дух-ой жизни явл-я язык, речь, логика, правила поведения, культуры чувств. Функции К. Познавательная (дост-я К. служат в кач-ве новых способов дальнейшего познания окр-го мира и использования этого знания в человеческой практике), информативная (накопление и трансляция соц-го опыта, от одного поколения к другому, внутри страны в пределах жини одного поколения, од одного народа к другому, К. выступает как память человечества) , коммуникативная (позв-я людям вступать в общ-е друг с другом), нормативная (рег-я поведение отд-х нд-ов и соц-х групп), цивилизационная (гуманистическая, главная, системообр-я функция). Близким понятием являя- цивилизация – отр-т хар-р и условия общ-го прогресса, т.е. степень разв-я мат-ой и дух-ой К. Цивилизация подчеркивает непрерывность ист-го процесса, проблему сохр-я, обог-я лучших дост-ий в челов-ой К. К негат-м кач-ва мцивилизации отн-т тенденцию к стандартизации мышления (СМИ), ориентацию на абсолютною верность неких истин, свойственную ей низкую оценку оригинальности и независимости индив-го мышления.

67. Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.Эстетическое сознание или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания, это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных художественных образов.Очень часто ЭС отождествляют с искусством, что не совсем точно. Искусство включает в себя деятельность общества по производству художественных ценностей и сами результаты этого производства – художественные образы, но за его пределами остается очень важный компонент ЭС – сознание потребителей художественных ценностей. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в его труде, в быту, в общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком. Функции. Познавательная. Произведения искусства явл-я ценным источником информации о сложных общественных процессах, порой о таких сущность и динамику которых наука схватывает гораздо труднее и с запозданием (напр. повороты и переломы в общественном сознании).Генеральным объектом познания в искусстве всегда был человек. Вот почему искусство в целом, и в частности, художественную литературу именуют человековедением, учебником жизни и т.п. Тем самым подчеркивается еще одна важнейшая функция искусства – воспитательная, т.е. его способность оказывать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование, или, напротив падение. И все-таки эти функции не являются специфическими для искусства и характерны и для других форм общ сознания. Специфической же функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле этого слова явл-я эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание, но и пропускаем это содержание через свое сердце, свои эмоции. Основные категории эстетики – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Познавательное, воспитательное и эстетическое в искусстве слито воедино. Результатом эстетического отражения действительности явл-я художественный образ, в котором определенная степень абстракции сочетается с сохранением конкретно-чувственных, индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта. В отличии от научного понятия художественный образ раскрывает общее в единичном. Показывая индивидуальное, напр. художник, вскрывает в нем типическое, то есть наиболее характерное для всего типа изображаемых социальных или природных явлений. Образ пушкинского скупого рыцаря – это не только конкретное изображение жадного старика, но и обличение самой жадности и жестокости. История развития. Эстетика зародилась около 2.5 тыс. лет назад, в эпоху рабовладельческого об-ва – в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развития получила в античной Греции – особенно в трудах Платона (Прекрасное есть не что иное, как абсолютная, вечная и неизменная, надчувственная идея), Аристотеля и др. В Др. Риме – Лукреций, Гораций. В борьбе с мистическими учениями зап. средневековья о божественной красоте (Августин (Бог – источник всякой красоты и воплощение красоты высочайшей), Фома Аквинский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей эпохи Возрождения (Петрарка, Де Винчи, Монтень). Классическая нем. философия (Кант, Гегель, Шеллинг) – историзм в подходе к исткусству, диалектический анализ его форм и категорий. Марксистко-ленинская эстетика утверждает общественно-исторический характер исторических явлений и худ.творчества, обосновывает принципы реализма, народности, партийности искусства.