Философия «русского космизма».

 

Через всю мировую культуру проходит понимание мира как космоса. В древнегреческой ф. почти не была выражена идея о необходимости превращения человека в активную космическую силу. Космизм антропологического характера оформл. со 2й пол. 19в. В русском космизме - 3 течения:

естественно-научное (Вернадский, Циолковский),

религиозно-филосовский (Федоров, Соловьев, Бердяев),

поэтически-художественный (Одоевский, Сухово-Кобылин).

Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель - Николай Федорович Федоров. Основной труд - “Философия общего дела”. В основе этого труда лежит специфическое понимание человека. Истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, следовательно, должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осозновать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Причина зла - неравномерность нравственного и научно-технического прогресса. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих поколений. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Философия русского космизма обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием сознательного совершенствования природы становится разум челока. Внутренняя регуляция процессов внутри человека и внешняя регуляция природных процессов. Воскрешение - победа над пространством и временем. Вернадский так же обосновывал идею активной эволюции. Считал, что использование энергии, связано с разумом, и явлется отличительным признаком человека, она позволит людям преобразовать природу. Принцип цефализации: основное направление эволюции живого мира - наращивание нервной системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в ноосферу, т.к. человек преобразует природу в соответствии со своими потребностями. Но между ними разрыв, т.к. биосфера и ноосфера повреждена человеческим потреблением, антигуманными идеологиями. Породив разум, эволюция пошла на риск. Есть рельная опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необходимо регулировать взаимодействие общества и природы.