Основные направления русской философии во второй половине ХІХ-го века. Общая характеристика.

 

Славянофильство, западничество, евразийское движение: Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы: как соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и необходимли самобытный путь развития России? В связи с этим в России во второй половине 19в сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали, что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир, занимающий срединное пространство Азии и Еврпы (Карсавин, Трубецкой, Норовский)

Материализм: А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Они являлись не только филосовскими теоретиками, но и идеологами развития революционной демократии. Русские философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и Французского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русская философия повернулась в сторону материализма (не без помощи Феербаха), стремясь, однако, сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. По словам Ленина, Герцен «вплотную подошёл к диалектическому материализму».

Марксистская философия в России:Плеханов (1856-1918) в своих трудах развивал гносеологические и социологические аспекты материального понимания истории в познании общественной жизни. Немного позже Ленин - ученик Маркса и Энгельса - двигал диалектику вперед, боролся с физич. идеализмом. Материя не может исчезать. Вопросы теории познания. Вопрос об истинности знаний: 1) существует ли объективная истина 2) если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком или только приблизительно. Основной акцент - на доказательстве объективного характера истины. Истина всегда объективна. Развил учение о практике.

Философия «русского космизма»: Через всю мировую культуру проходит понимание мира как космоса. В древнегреческой ф. почти не была выражена идея о необходимости превращения человека в активную космическую силу. Космизм антропологического характера оформл. со 2й пол. 19в. В русском космизме - 3 течения:естественно-научное (Вернадский, Циолковский), религиозно-филосовский (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэтически-художественный (Одоевский, Сухово-Кобылин).

Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель - Николай Федорович Федоров.

Философия всеединства:Центральная идея его философии – идея всеединства. Всеединство – это единство творца и творения. В.С Соловьев (1853 - 1900) – русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека.

Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением религиозно-нравств идей. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ - миссия, носитель высшей дух истины.