рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.

Бог, человек и мир в средневековой христианской философии. - раздел Философия, Кандидатский минимум по философии Возникло Феод. Общество. Монастыри Были Центрами Просвещения И Культуры. Церк...

Возникло феод. Общество. Монастыри были центрами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философов идеалистов древности. Так возникла литература апологетов (защитников) христианства, а за тем патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства.

Не создав философской системы, апологеты, наметили круг вопросов, которые стали основными для христианских философов (о боге, о творении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. Разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.

Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 –430 н.э.). Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек, который соединяет природные материальные тела и обладает разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него бог. Развил христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное господство церкви.

Схоластика. главное. направление в развития философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах. 3 периода: 1) ранняя схоластика (9-12вв) 2) период зрелости (13в) 3) упадок (14-15вв). Центральный вопрос – об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика.

Существуют два основных решения этого вопроса:

1) общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Три вида универсалий: (троякость существования): «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей» - в чел. разуме как абстракции.

2) Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Существуют только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания - номинализм. Знание <> вера, вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость догматов. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме чел

Природу разделяют на четыре части:

1) природа несотворенная и творящая (бог); 2) природа сотворенная и творящая (идеи, непосредственные причины единичных вещей); 3) природа сотворенная и нетворящая (конечный мир и земное бытие человека); 4) природа нетворящая и несотворенная (бог как цель мирового процесса). Мир вечно мыслим богом.

Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы с неустановившимся принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Причислен к лику святых.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кандидатский минимум по философии

На сайте allrefs.net читайте: Кандидатский минимум по философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кандидатский минимум по философии
1. Философия и ее роль в жизни общества................... 2 2. Проблема происхождения философии...................... 3 3. Античная философия, основные этапы ее разв

Философия и ее роль в жизни общества.
Ф. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как наприм

Проблема происхождения философии.
На заре развития человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной

Античная философия, основные этапы ее развития и особенности.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом

Учение Демокрита.
Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон, доказавший бесконечную делимость вещей, пространства и време

Жизнь и философствование Сократа.
В 5 вднэ на смену полит. власти аристократии и тирании во мн. городах Г. пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений (нар.собрания и суда), породило потребность в подготов

Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании.
До конца 5 в. днэ основным типом древнегр. Фил. был материализм. (427-347, «Государство, законы»). Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет соб

Философская концепция Аристотеля. Роль Аристотеля в становлении науки и философии.
Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Ар. признавал объективное существован

Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Ви

Рационалистическая метафизика XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Декарт. (1596-1650) Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналит. геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет начало сист. алгебраических обозначений.

Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм).
Родоначальник эмпиризма Фрэнсис Бэкон (1561-1626), считая задачей ф. создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки. Цель научного знания - в прин

Социальная философия Просвещения.
Ламетри, Гельвеций, Гольбах относят человека к общей системе природы. Человек неотделим от природы. И подчинен тем же закономерностям, что и остальная природа. Гельвеций не смог понять специфичност

Теория познания и этика Канта.
И. Кант(1724-1824) родоначальник немецкой классической философии. Фил. развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф. пробл. - о бытии, фил. природы, религии,

Философская концепция Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831). Высшим достижением нем. кл. фил. являлась диалектика Г. великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и д

Антропологический материализм Фейербаха.
Людвиг Феербах (1804 - 1872). Последн. великий представ. класс. нем. фил. Первонач. Ф. увлекался ф. Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С т. зр. Ф., ид-м есть рационализированная религи

Позитивизм (общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука.
Первый этап - становление позитивизма: Огюст Конт (1798-1858, Франция). Написал закон о трех стадиях: теологическая стадия, метафизическая стадия. На первых двух с

Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление.
Волюнтаризм – направление философской мысли, преаеувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возмождностьт строить и перестраивать общественные процессы в соответсв

Неокантианство XIX века (проблематика, школы, представители).
Баденская школа - представители: Виндельбанд, Риккерт, Ласк. БШ трансформирует основные положения кантовского трансцендентализма. Определенное влияние на фил. этой школы оказал Гуссерль. Для БШ баз

Философские взгляды Ф.Ницше.
Ницше Фридрих (1844-1900). сновные положения: 1) все существующее есть воля к власти и могуществу; 2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходя

Психоанализ и философия неофрейдизма.
Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939) австрийского врача-невропатолога и психиатра. Психоанализ (решение души) часть психотерапии, врачеб

Э.Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – немецкий мыслитель, родоначальник феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий.

Экзистенциализм (основные положения, проблемы, понятия).
Экзистенциализм - Философия существования. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Исходный п

Философская герменевтика. Г. Гадамер.
Наука о понимании, истолковании текстов. Герменевтика являлась особым классической методом науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. Основы герменевтики как обще

П.Я.Чаадаев о российской истории и историософии.
Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение на характер всемирно-историческ

Славянофилы, западники и евразийцы о путях развития России.
Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли, и необходим ли самобытный путь развития России? В связи с этим в

Материализм в России XIX века (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев).
Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не только филос. теоретиками, но и иде

Ф.М.Достоевский о свободе и ответственности человека.
Федор Михайлович Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма. Затем в его взглядах произошел перелом,

Русская религиозная философия начала XX века.
В.С.Соловьёв - идея «всеединого сущего», т.е. сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - её воплощение. Посредник - мировая душа - божественная мудрость. Отдельная вещь - ч

Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и творчество.
Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) - русский философ - идеалист. Философия Бердяева впитала в себя множество разнообразных источников. В различные периоды его вдохновляли Кант, Маркс, Шопе

Марксистская философия в России.
Г.В.Плеханов: в философии марксизма социализм - научная теория. Уделял внимание материалистическому пониманию истории, проблемам исторической необходимости, свободы, диалектике взаимоотношений обще

Проблемы бытия. Основные формы бытия.
Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о су

Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность.
Реальность - это бытие вещей в его сопоставление с небытием. Отличают от действительности, то есть реальность есть бытие чего-л существенного в данной вещи, бытие ее самой, а действительность есть

Пространство и время. Эволюция представлений.
Пространство – обычно протяженность, время – длительность. Все тела имеют определенную протяженность – длину ширину, высоту. Они различным образом расположены относительно друг друга, сост

Движение и развитие. Основные формы движения и модели развития.
Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Д. - это изменение вообще, всякое

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Причина и цель.
Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуславливают друг друга. Причин

Природа неживая и живая. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Понятие ноосферы.
Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа - объективная реальность, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени в пространстве, находится в неп

Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.
Экосистема (от греч. oikos - жилище, местопребывание и система), единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые

Происхождение человека. Труд, общение и речь как основные факторы антропосоциогенеза.
В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека: 1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, он

Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. В связи с этим встает вопрос о смысле и цели жизни. Размышления над этим вопросом для мног

Сознание, его структура. Сознание и бессознательное. Проблема идеального.
Сознание - одна из форм проявления нашей души, преисполненная глубокого содержания. Понятие "душа" шире понятия "сознание". Например, чувства – это состояние души. Их нельзя ото

Природа позновательного отношения. Субъект и объект познания.
Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом - индивид, коллектив, общество в целом. Объек

Проблема истины в философии.
1. Истина. Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной

Понятие общества. Общество как система.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты

Философия истории. Специфика философского подхода к анализу исторического процесса. Проблемы философии истории.
Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. В современной буржуазной Ф.И.

Понятие общеcтвенно-экономичеcкой формации и способа производства в историко-материалистической модели социальной реальности.
Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.Наличие

Философское понятие культуры. Социальные функции культуры.
“культура” от лат. «возделывание почвы», ее “культивирование”, то есть изменение в природном объекте под воздействием человека, его. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень

Понятие цивилизации, процесса ее становления и развития. Многообразие форм цивилизации. Россия в мировом цивилизационном процессе.
История общества – развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Цивилизация - универсальное понятие, определяющее содержание всех о

Особенности современной цивилизации и ее противоречия.
Цивилизация - форма существования и развития общества. Типы цивилизаций: космогенная, техногенная или индустриальная и формирующаяся в настоящее время информационная цивилизация. Космогенная цивили

Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе.
Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого. В настоящее время сущ. 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) хара

Характерные черты и многообразие научного знания.
Научное познание - это зрелая форма познавательной деятельности людей. Развиваясь в рамках: “живое созерцание - абстрактное мышление - практика”, научное познание открывает новые свойства и связи и

Проблема идеала научности в философии науки.
Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов

Средства и методы эмпирического и теоретического познания.
Средства и методы эмпирического познания. Различие эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из

Средства и методы теоретического познания.
На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача те

Взаимосвязь научных и технических революций.
Большие возможности для прогресса цивилизации создаются развернувшейся в послевоенном мире великой революцией в науке и технике (НТР). Если первая великая революция в производительных силах была св

Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие современной науки.
Специфика научного знания заключается в том, что оно в конечном итоге представляет собой совокупность некоторых познавательных процедур и способов организации полученного знания, которые, несомненн

Этика наука и ответственность ученого.
В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозвол

Исторические типы научной рациональности.
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг др

Концепция развития научного знания в критическом рационализме. (Т.Кун, К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд).
Томас Кун (1922) американский историк и философ науки. Наука - социальный институт, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Главное объединяющее началом о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги