рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука

Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука - раздел Философия, Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил. Позитивизм-Стремление Поставить Философию На Твердую Научную...

Позитивизм-стремление поставить философию на твердую научную основу, опираться только на достоверное научное знание; фил.должна исследовать только факты, а не их сущность. Огюст Конт-фр., ученик Сен-Симона; фил. должна отказаться от материализма, идеализма и основываться на позитивном(науном) знании; фил. знание должно быть обсалютно точным, достоверным; для достижения точности использовать научные методы познания; основной метод познания-эмпирическре наблюдение; неприемлем ценностный подход и оценочный характер исследований; философия одна из наук, а не царица наук; выдвинул закон двойственной эволюции: интеллектуальной-делится на 3 стадии: теологическая-мировозрение на религии; метафизическая-вероятностное несистематич. знание; позитивная-основана на науке; технической-делится на 3 стадии, соответсвующих 3 стадиям интеллектуальной: традиционное общ; доиндустриальное общ; инлустриальное общ. Махизм-вторая форма позитивизма,основатели: Э.Мах и Р. Авенариус; основная идея-в основе фил. должен лежать критический опыт-импириокритици зм;все предметы мира для человека-”комплекс ощущений-исследование мира-опытное исследование человеческих ощущений; философия должна стать всеобщей наукой; надо привести все обстрактные научные понятия к языку ощущений(не масса,а ощущение человеком массы); после опубликования Лениным “Материализм и импириокритицизм”, гдк показана полная идентичность философии Беркли перестали публиковаться. Неопозитивизмср. 20в.; (Венский кружок: Шлик-оснватель, Карнап, Нерап; Львовско-Варшавская школа: Тарский, Лукасевич; Б. Рассел; Винтгенштейн)- основн. идеи: философия должна логически анализировать язык науки- главное ср-во позитивного (научного) восприятия мира; фил. должна анализировать тексты, знаки, понятия, связи в звуковых системах и смысл(семантику) заключенную в них(близко к Герменевтике). Главный принцип-принцип верификации-сравнения всех положений науки с фактами опыта; тот факт имеет смысл, который можно верифицировать(проверить на опыте). Еще одна цель освобождение фил. от метафизических (не имеющих достоверного научного решения)проблем(бытия,сознания идеи,Бога). Постпозитивизм кон. 20в.;( К. Попер, Т. Кун)- отход от исследования символов и обращение к истории науки; главная цель-исследование не структуры научного знания(неопозитивизм), а его развития; основные вопросы: как возникает новая теория; как добивается признания, критерии сравнения теорий; отказ от обязательно взаимосвязи м/у теорией и опытом и смыслом науки и ее языком; допущение недоказуемых на практике проблем в философии; наука развивается не строго линейно, скачкообразно, есть взлеты и падения, но общая тенденция-рост. Современные проблемы постпозитивизма: проблема фальсификации-отказ от теории при обнаружении нескольких ложных фактов; правдоподобия- критерия правдоподобия научной теории; рациональности- рациональное в науке; соизмеримости- критерии соизмеримости родственных научных теорий; понисания- нахождения общих точек м/у противоположными теориями.


22. Иррационализм, “Философия жизни” и философия ”творческой эволюции”

Иррационализм- неклассич. идеалистическая фил.-отвергает логические связи в природе, восприятие мира-целостная закономерная система, критика идеи развития; мир-разрозненный хаос без целостности,законов развития, неподкотролен разуму и подчиняется аффектам, воле;А.Шопенгауэр-критиковал диалеектику и историзм Гегеля; основа фил.- волюнтаризм-главная движущая сила, опредяляющей все в мире- воля; “Мир как воля и представление”-выводит логический закон достаточного основания-фил. должна исходить не из объекта(материал) и не из субъекта(идеолизм),а из представления-факт сознания, делящегося на объект и субъект; объект- з. достаточного основания-делится на 4 закона: з. бытия-для пространства и времени; з. причинности-матер. мира; з. логического основания-познания; закон мотивации-действий человека; мир сводится к бытию, причинности,логическому основанию и мотивации.Субъект-через сознание человека.Познанание осуществля ется через представление субъекта путем: непосредственного познания; отвлеченного(рефлективного познания);интуиции;воля-высший космический принцип,осно ва мироздания, определяет и влияет на все сущее; основа сознания; в своей фил. использовал идеи Канта; считал: мир-представление в сознании человека; мир явлений-мир сущности; мир представлений мир воли; всеобщая воля-воля предметов и явлений вызывает внешние явления; в неживой природе-”безсознательная, дремлющая”; мир-реализация воли; Проблема чел-пессимистический характер-судьба чел в всеобщем хаосе вещей и подчинена всеобщей необхадимости; аоля одного чел слабее воли мира-нет чел счастья. Ф.Ницше-продолжатель фил. Ш. - основатель фил жизни-осн. понятие жизнь-мир в аспекте данности его познаю щему субъекту, единственная реальность, сущ. для конкретного человека. Цель фил-помочь человеку мах реализоваться в жизни, приспособится к окружающему миру; в основе жизни-воля, которая делится:“воля жизни”; воля внутри чел-внутренний стержень; безсознательная воля-страсти,влечения, аф- фекты; воля к власти- есть у всех больше или меньше-внутреннее стремление к безопасности, стремление к расширению “Я”-экспансия “Я”. Основа жизни-воля к жизни и власти; Стала основой прагматизма феноменологии и экзистенциализма. В. Дилтей-представитель фил жизни-критика Гегелевской “идеи”; в основу фил. положить жизнь-способ бытия чел в мире; она имеет признаки: целостность; многообразное духовное начало; единство с бытием; против исследования пустых бытия, материи и.т.д; сосредоточить внимание на изучении жизни и всех ее проявлений; отрицал историю как закономерный прогресс - цепь случайностей, хаос,омут. Г.Зиммель-жизнь-процесс творческого становления,постигаемый только внутр. переживаниями-интуитивно, что материализуется в разных формах культуры; внимание к индивидуальным формам реализации(Гете,Рембрант,Кант); трагедия творчества-вечное противоречие м/утворческой пульсацией жизни и застывшими формами исскуства; Социальное-совокупность межиндивидуальных отношений; анализировал соц. формы договор, конфликт,конкуренция,авторитет-отношения возникающие в малых группах; “Философия денег”-анализ роли денег-предпосылка развития личности и свободы. Бергсон-интуитивизм,фил творческой эволюции-творчество-космически объективный процесс; чел-творческое существо т.к. ч/з него проходит путь “жизненного порыва”; творчество следствие интуиции-элитарно; сущность жизни познается только интуицией; основа бытия жизнь, материя и дух-продукты распада жизни; самонаблюдение показывает-основа психической жизни-постояееое изменение состояний-длительность-основа созеательной жизни, ее структура и имеет не пространствееный а временной характер;длительность-жизненный порыв -поток творческого формирования, по мере ослабления жизнь распадается на неодушевленную массу-материю.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил.

На сайте allrefs.net читайте: Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил.
Философия-система знаний рассматривающая мир как единое целое, и свое положение в системе познаний человека и отличающаяся от религии и мифологии-доказыванием своей правоты на уров

Атомизи античной философии
Атомисты (Демокрит, Левкипп, Лукреций Кар) считали мир состоит из мельчайших неделимых мельчайших частиц - атомов разных по размеру и весу и движушихся непрерывно и по разному, что

Гуманистическая философия Сократа
Сократ - гуманист, софист,сын простых людей, говорящий философ, имел много учеников и основные идеи опредляют по трудам учеников; осн. ученики:Платон, Диоген Синопский. Считал что

Философия софистов
Софисты (Протогор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт,Критий) - “мудрецы среди мудрецов” - основатель Протогор; акцентировали внимание на душе человека, на ее познании и познании мот

Учение Платона о бытии, душе, познании
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан

Учение Аристотеля о причинах, материи и форме
Аристотель - ученик Платона, воспитатель Македонского, автор: Органон, Физика, Механика, Метафизика, Риторика, Политика, О душе, Афинская полития. Философия понитийная. Философия а

Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан

Эллинистическиая философия
Эллинистический период - окупация Греции Македонцами потом и Римлянами; при окупации в философии на 1 плане отношения м/у людьми - все школы этого периода этические. Киники

Бог, человек, и мир в средневековой христьянской философии
Патристика -объеденение соц. философствования христьянства с выводами античной философии(Августин) автор “ограде земном и граде божем””Исповедь или о душевных глубинах”; основатель

Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения
Философия Возрождения(14-17в.)делится на направления: Гуманистическое-центром является Италия;характерен антропоцентризм-особое внимание к человеку,воспевание его

Рационалистическая метафизика 17в.
Рационализм(Платон, Демокрит,Эпикур,Сократ, Кант)-основа бытия и познания-разум.онтологический рационализм-бытие разумно; близок идеализму но не идентичен; гносеологическ

Проблема знания и метода в философии Ф. Бэкона
Бэкон-основатель эмпиризма-в основе познания лежит только опыт”нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте(чувствах)”; ведущий методолог науки нового времени. Считал:чем

Учение Т. Гобса о обществе и государстве
Гобс-ученик Бэкона, автор “Левиафан”-гос.; отвергал схоластику; целью философии видел в достижении практических результатов деятельности человека, способствовании НТП; эмпирист; уб

Эволюция английского эмпиризма
Эмпиризм-в основе познания лежит только опыт”нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте(чувствах)”; основатель Бэкон,продолжили Гоббс, Локк. Эмпиризм - направление субъекти

Социальная философия французкого Просвещения
Просвящение- разрушало представлении о боге,мире, человеке, пропаганда буржуазии.3 направления:Деизм-Бог-создал мир, но ни вмешивается в него,отрицание пантеизма.

Критическая философия и этическая теория Канта
Иммануил Кант - основоположник немецкого классического идеализма; творчество делится на 2 периода: докритический период(материалистический) -проблемы бытия, природ

Философия Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель-разработалтеорию объективного идеализма,диалектику-как всеобщий филосовский метод; главная идея онтологии-(учения о бытие)-отожд

Антропологический принцип философии Фиербаха
Людвиг Фиербах- ученик Гегеля; завершающий этап немецкой классической философии и начало материалистической эпохи; главное направление-критика немецкого классического идеализма и о

Возникновение и развитие марксисткой философии. Ее проблематика
Марксисткая философия-часть более широкого учения-марксизма, включающего в себя политэкономию и научный коммунизм. Основатель Карл Маркс; Фридрих Эн

Психоанализ и философия неофрейдизма
Психоанализ-объяснение роли бессознательног, иных психических процессов в жизни человека и общ. Основатель З. Фрейд-открыл: безсознательное-особая психич ре

Феноменология Э.Гуссерля.
Феноменология – основанное Гуссерлем и его учениками(Ландгребе, Финк) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на немарксистскую фил-ю. Центр. понятие Фем

Философская антропология.
Фил-я антропология – 1)фил-е учение о чел-ке,нек-ми фил-ми марксистами рассматривается как фил-я дисциплина , отвечающая на вопрос –что такое чел-к?, синтезирующая объективно-научное и ценностное в

Современная западная религиозная философия (неотомизм, тейярдизм)
Неотомизм – официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского(томас-Фома). Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка

Философская герменевтика.
Герменевтика – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя и его объективных(значения слов) и субъективных(намерение авторов)оснований, понимание текста.Осно

Русская философия и ее основные этапы развития.
Становление русской фил-и относится к периоду расцвета Киевской Руси.Первым древнерус фил-м был киевский митрополит Иларион, давший осмысление общественной жизни конца 10-нач11веков, поставивший во

Религиозная философия В.С. Соловьева.
Соловьев создает теократическую теорию общественной жизни.Он выступил за осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Это означало создание свободной теософии или цельног

Славянофильство и западничество, народничество и почвенничество.
Направлением в русской философии явилось славянофильство, представителями которого были Хомяков и Киреевский и др. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели зало

Русский космизм
Русский космизм появился в 60 годы, в период начала освоения космоса, течение охватило довольно широкое направление культуры начала 20 века. Главный вопрос -дальнейшие перспективы

Марксистская философия в России.
1. Ортодоксальный марксизм относится к началу 90-х годов, возглавил ее Г.В.Плеханов. Труды Плеханова: «Основные вопросы марксизма», «История русской общественной мысли». Пле

Философия советского периода.
Рассматривая советский период рус.фил-и отметим след-е: фил-я наука была незведена до служанки, фил-и – это работы Маркса, Энгельса,Ленина.Культ личности Сталина отрицательно сказался на развитии ф

Проблема единства мира и основные пути ее решения
Каждое философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае имеется в виду материалистический монизм, а во втором случае материалистический.

Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность.
Реальность делится на объективную и субъективную. О.р. – объективный мир, существующий не зависимо от человека, его воли, представлений. Субъективная реальность – наоборот. С.р. является отражением

Понятие движения, пространства и времени.
Движение.В философии движение–любое изменение вообще. Быть–это значит быть в движении. Незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы. Гераклит: «Все течет, в

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии(Принципы, законы и категории диалектики. Объективное основание их связи).
Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. – это такое понимание мира, при котором р

Диалектика качественных и количественных изменений..
Закон перехода количественного в качественное, каким образом происходят изменения и возникает новое. Качество-это целостная характеристика функционального единства существенных сво

Противоречия и их роль в развитии мира.
Одним из коренных вопросов мировоззрения в общ. методологии явл. вопрос о том, следует ли искать источник движения и разв. мира вне его или в нем самом. Этот источник нах. В нем самом, в порождаемы

Понятие отрицания. Цикличность, поступательность и преемственность в развитии.
Закон отрицания отрицаний органически связан с двумя другими. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей проходит ряд внутре

Категории диалектики. Единичное и общее. Сущность и явление.
Категории-это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Это наиболее общие фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Каждая из категорий отражае

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Причина и цель.
Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующи

Сознание, его происхождение и сущность. Сознание, подсознание, безсознательное.
Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями. Античная философия. Указала н

Чувственное и рациональное познание. Их связь и развитие.
Большинство философов Нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное и рациональное. Сенсуализм.В основе познавательной деятельности–чувства человека, ощущение–источник (Гоб

Понятие истины и ее критерии.
Аристотель–автор классической концепции истины: сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина- как отношение, а не как самосто

Предмет социальной философии. Специфика социального познания.
Объектом изучения СФ явл-я общество в целом, предметом – закономерности развития общ-ой жизни. Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие груп

Понятие способа производства. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования и полигон разнообразных предметов

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.
В соц-ой структуре разл-т след-е соц-е сферы – этническая, демографическая, поселенческая, классовая, профессионально-образовательная. Индивид “вписан” в каждую из этих общностей, он одновре

Политическая система общества. Государство, его происхождение и основные функции. Проблема демократизации общества.
Политика (П) - искусство управления гос-вом, а также определенная деятельность, участие в делах государства, отн-я между общ-ми группами, нациями, осуществление гос-ой власти, борь

Понятие культуры. Особенности духовной культуры и ее роль в развитии общества.
Универсального определения К. нет. Понятие К. (лат. возделывать, обрабатывать) совокупность мат-х и дух-х ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для развития человечества,

Общественное сознание, его природа и структура
Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание. Философия диалектическо

Политическое сознание. Соотношение политики и экономики
Поскольку ПС как и большинство форм ОС имеет два уровня – психологический и идеологический, возможны два соответствующих определения. Широкое включающая оба уровня – ПС есть совокупность чу

Правовое сознание. Проблема построения правового государства.
Раскол общества на классы сделал невозможным функционирование единых для всех нравственных правил поведения. Право является одним из регуляторов общественной жизни общества

Нравственное сознание. Роль морали в процессе формирования личности.
НС является исторически первой формой ОС. Оно также древне как и само общество ибо общество не может существовать если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения. Нормы НС складываю

Единcтво и многообразие мировой иcтории.
История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и

Концепция информационного общества.
В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации, освободивший человека от изнурительного физ. труда. Главное

Теория этносов Л.Гумилева
Этнос- объединение людей, лежащие на границе природы и общества , это жизнь людей в конкретных природных условиях, которые определяют физиономию этноса , и в то же время жизнь ,связанная с к

Наиуралистические представления в социальной философиии и геополитика. Их критический анализ.
Человеческое общество-часть природы. Происходящие в нем природные процессы приобретают социальную форму, а природные (прежде всего биологические) закономерности выступают как биосоциальные. Философ

Социальное прогнозирование. Будущее человечества.
Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. На вопрос « возможно ли воо

Общественный прогресс (ОП) и его критерии. Гуманистический потенциал научно-технического прогресса.
Прогресс- есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.Идея ОП – чело

Историософия XX в.основные подходы
XX в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений. Напряженность Ф. исканий обуславливалась также наростанием глобальных кризисов как в самих основах человеческого существова

Эмпирическая социология
В первой половине ХХ столетия на Западе , прежде всего в Америке и Европе, быстро развивалась эмпирическая социология (э.с.)- современное проявление социологического позитивизма, начало кото

Постиндустриальное общество и проблемы конвергенции
Человечество входит в новую , общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную, технологичную) цивилизацию. Появилась проблема, которая широко дискутируется среди философов: правом

Наука как процесс получения нового знания, социальный институт, система знаний и особая область культуры.
Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее

Уровни, принципы, формы и методы научного познания. Факт науки.
Научное знание-сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней. Три основных уровня: 1-локальное знание,-в научной области соотносится с теорией;2-знание-составляет целую научную обла

Концепции ранвития науки К.Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса.
Постпозитивизм-множество концепций, на смену позитивизму; внимание уделяется рациональным методам познания. Карл Поппер. Истина не абсолютна; старая теория сменяется новой;

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги