рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия советского периода.

Философия советского периода. - раздел Философия, Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил. Рассматривая Советский Период Рус.фил-И Отметим След-Е: Фил-Я Наука Была Незв...

Рассматривая советский период рус.фил-и отметим след-е: фил-я наука была незведена до служанки, фил-и – это работы Маркса, Энгельса,Ленина.Культ личности Сталина отрицательно сказался на развитии фил-й мысли, сов.идеология жестоко расправлялась с инакомыслящими.Изучение фил-х наук и исследования в этой области опред-сь проблематикой, структурой брошюры Сталина-О диалектическом и историческом материализме. Были опред-ны и расписаны допустимые признаки офиц-й сов-й фил-и.Ведущим признаком сов-й фил-и был принцип партийности, излож-й Лениным в 1922г(ст. О значении воинствующего материализма). Вся фил-я была поделена на 2 лагеря: кто наши-материалисты, враги-идеалисты.Были определены принципы различия материализма и идеализма:1-их коренная противоположность в решении основного вопроса фил-и,2- разное отношение к науке(материализм должен всегда способ-ть развитию науки, а идеализм неизбежно порождать в ней кризис),3- разным отношением к религии( мат-м отвергает религию, идеализм тесно связан с религией, выступая в качестве научной поповщины),4- матер-м и идеал-м противопол-ны по своей классовой принадлежности.Фил-я объявлялась только партийной, другая фил-я не воспринималась.В 30гг был обязательным классовый подход к анализу обществ-х явлений.Марк-м превращ-й в догму, объявл-ся официально врагом догматизма, служил рук-м к дей-ю.Фил-я была поделена на допущенную и недоп-ю, офиц-ю и неофиц-ю, впитавшую традиции рус фил-й мысли.В1922г пароходом было вывезено за рубеж 250 человек ненажежно мыслящих(Бердяев, Булгаков, Лосский, Франк, Ильин, Мережковский и др.)Оставшиеся фил-фы были подвергнуты испытаниям:1- все были отстранены от преподавания фил-и как инакомыслящие,2- отстраненные они обращаются к вопросам сознания, эстетики, литературоведения,3- наиболее буржуазных ученых ждали застенки лагерей(Флоренский, Лосев, Бахтин, Шпет).Фил-м, принявшим офиц-ю гос-ю идеологию была открыта дорога в Институт Красной профессуры, по окончании кот-го присваивалось ученое звание академика.В сов-е время был сломлен дух свободомыслия в рус фил-и.В 60г было создана пятитомная фил-я энциклопедия, кот-я освоила и сделала материалом для обучения всю мировую социально-фил-ю мысль, вкл.зарубежную современную фил-ю.

 

 

39.Онтология, гносеология и аксиология как основные разделы философии.

Онтология – философское учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов. Равнозначна метафизике как системе умозрительных всеобщих определений бытия. В средние века использовали арист. метафизику для доказательства религиозных истин, что называли онтологией. В новое время онтология – особая часть метафизики, учение об сверхчувственной нематериальной структуре существующего. Законченное выражение в этом виде онт. Получила у Вольфа, когда утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила онтологию путем абстрактно- дедуктивного и грамматического анализа ее понятий. Противоположная тенденция у Спинозы, Локка, французских материалистов. Опираясь на данные науки они говорили о связи онт. С логикой и гносеологией, подрывая ее значение как первой. Кант и Гегель объявляли прошлую онт. тавтологической и бессодержательной, заменяя ее субъективным идеализмом. Канта или логикой Гегеля. Попытки построить новую онт. на основе объективного идеализма – Хайдегер. Система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции. Подхвачена неотомистами. Бытие, как исходное интегральное понятие бедно и бессодержательно, если не рассматривать его в контексте других категорий философии. Там оно становится конкретно – всеобщим. Т.о. большая часть философии отн. К разделу онтология. В онтологии философия сталкивается с рядом проблем., решение кот. И определяет различия в мировоззрениях. Такие проблемы как обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства. Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким – либо законам или развивается случайным образом? Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В чем заключается сущность мира? В зависимости от решения данных вопросов философы разделились на материалистов и идеалистов, монистов, дуалистов плюралистов и индетерминистов. В зависимости от первичности материи или идеи идет основное разделение. Гносеология– наука о познании, в кот. изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможность познать мир. В гносеологии в системе человек- мир коррелятом явл. познавательные субъективно – объективные отношения. Категории гносеологии: истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности, безотносительно тому, какя это деятельность. – обыденная, профессиональная и др. Гносеологическая проблематика – соотношение сознательного и материи, соотношение чувственного и рационального. Новая проблематика – математическая логика. Познаваемость мира. Агностицизм – отрицание познаваемости, скептицизм – сомнение в его познаваемости, оптимизм – утверждение полной познаваемости мира. Аксиология – наука о ценностях. Сформировалась в 19 – 20 вв. хотя присутствовала как часть с самого начала. Ценности отож. С бытием Они являлись критерием истинного бытия. Есть три теории ценностей: 1.Объективно – идеалистическая (неокантианство, интуитивизм). Ценность – это потусторонняя сущность вне времени и пространства. 2.Субъективно – идеалистическая (лог. Позитивизм) – ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к рассматриваемому предмету. 3.Натуралистическая теория ценностей – ценность как выражение естественных потребностей человека. Каждый человек имеет систему ценностей и их иерархию. Есть важнейшие абсолютные ценности и ценности – цели. Абсолютная ценность – человек и его жизнь. Ценности – цели оказывают влияние на социализацию личности.


40.Проблема бытия в истории философии.

Онтология–учение о бытие(«онтос»–сущее). Любая философская система в основе своей философской теории имеет учение объект онтологии.

Античная философия. Термин «бытие» ввел Парменид («непоколебимый фундамент мира»). По Пармениду–бытие это то, что стоит за миром чувственных вещей, т.е. мысль объект этих вещах. Бытие=мышлению. Бытие не возникло: оно не преходяще. Не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Протагор: «Человек есть мера всех вещей и бытия», т.е. человек определяет статус всех вещей, если для меня она есть, значит существует. Сократ: «Автономен не сам человек, а его разум. Высшая реальность–индивидуальное и общественное сознание.», рассматривал не бытие, а сознание. Демокрит: «Бытие–атомы, небытие–пустота». Платон: мышление, идеи получили статус истинного бытия. Аристотель: Бытие – это субстанция, характ. cл. принципами: 1.принцип материальности. 2. каждый объект обладает структурой части которой соотнесены друг с другом. 3. принцип причинности (каждая вещь указывает на свое происхождение. 4. принцип цели(каждая вещь имеет свое назначение). Создал систему уровней бытия: мертвая материя(неорганическая), растения, животные, человек, душа, бог. Средневековье. Бытие есть наличие Бога(схоласты). Уровни бытия:1.Бытие творящее(эссенция–сущность, экзистенция–существование). 2. бытие сотворенное(природа, человек). Фома Аквинский: рассмотрел иерархию с точки зрения ценностей. Например, Человек–принадлежит к классу людей, это–животное, это–предмет материального мира. Бог–есть Бог, он принадлежит сам себе. Абсолютное бытие есть только у Бога, человек к нему приближается и стремится. Новое время. Успехи в развитии наук. Проблема бытия связана с человеком, само по себе существовать не может. Человеческое сознание и потребности- единственное несомненное и подлинное бытие, т.е. бытие связано с человеком, оно субъективно. Декарт. Нельзя сомневаться, что я мыслю, следовательно я существую. Бэкон. Бытие–вечно подвижная материя. Кант. Истинное бытие–«вещь в себе»(два вида бытия: феноменов и вещей в себе). Т.к. мир вещей в себе возник благодаря божественной воле, а воля содержит иррациональные компоненты, то вещи в себе никогда разумом познаны быть не могут. Гегель. Начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия- с чистого бытия. Бытие–чистая мысль или ничто. Оно утрачивает всеобъемлющий характер. Чистое бытие связано с началом, а начало связано с возможностью. Философия Нового Времени трансформировала идею бытия, бытие стало субъективным. Место Бога занял человеческий разум. Человек соразмерен разуму, разум един, обязателен, он диктует законы не только миру, но и законы человеческого мышления. Разум есть условие единства личности и мира. В XX веке делается акцент на бытии прежде всего как человеческом существовании. Хайдегер критикует подход к бытию как чему-то извне данному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого существования, проблема предельных оснований жизни человека. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничто. Русская философия. Проблема бытия понималась по-разному. Категория бытия является одной из основных для христианской философии. Является отправным пунктом к познанию бога. Материализм. В марксизме бытие не было актуальным, оно рассматривалось через категории материи. Бытие=материя, все свойства материи переносились на бытие. Энгельс: «Бытие мало что добавляет к существованию вещи». Ленин: «Единство мира не в его бытии, а в материальности». Философия Достоевского явилась предпосылкой возникновения экзистенциальной философии XX века.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил.

На сайте allrefs.net читайте: Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия советского периода.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил.
Философия-система знаний рассматривающая мир как единое целое, и свое положение в системе познаний человека и отличающаяся от религии и мифологии-доказыванием своей правоты на уров

Атомизи античной философии
Атомисты (Демокрит, Левкипп, Лукреций Кар) считали мир состоит из мельчайших неделимых мельчайших частиц - атомов разных по размеру и весу и движушихся непрерывно и по разному, что

Гуманистическая философия Сократа
Сократ - гуманист, софист,сын простых людей, говорящий философ, имел много учеников и основные идеи опредляют по трудам учеников; осн. ученики:Платон, Диоген Синопский. Считал что

Философия софистов
Софисты (Протогор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт,Критий) - “мудрецы среди мудрецов” - основатель Протогор; акцентировали внимание на душе человека, на ее познании и познании мот

Учение Платона о бытии, душе, познании
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан

Учение Аристотеля о причинах, материи и форме
Аристотель - ученик Платона, воспитатель Македонского, автор: Органон, Физика, Механика, Метафизика, Риторика, Политика, О душе, Афинская полития. Философия понитийная. Философия а

Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан

Эллинистическиая философия
Эллинистический период - окупация Греции Македонцами потом и Римлянами; при окупации в философии на 1 плане отношения м/у людьми - все школы этого периода этические. Киники

Бог, человек, и мир в средневековой христьянской философии
Патристика -объеденение соц. философствования христьянства с выводами античной философии(Августин) автор “ограде земном и граде божем””Исповедь или о душевных глубинах”; основатель

Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения
Философия Возрождения(14-17в.)делится на направления: Гуманистическое-центром является Италия;характерен антропоцентризм-особое внимание к человеку,воспевание его

Рационалистическая метафизика 17в.
Рационализм(Платон, Демокрит,Эпикур,Сократ, Кант)-основа бытия и познания-разум.онтологический рационализм-бытие разумно; близок идеализму но не идентичен; гносеологическ

Проблема знания и метода в философии Ф. Бэкона
Бэкон-основатель эмпиризма-в основе познания лежит только опыт”нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте(чувствах)”; ведущий методолог науки нового времени. Считал:чем

Учение Т. Гобса о обществе и государстве
Гобс-ученик Бэкона, автор “Левиафан”-гос.; отвергал схоластику; целью философии видел в достижении практических результатов деятельности человека, способствовании НТП; эмпирист; уб

Эволюция английского эмпиризма
Эмпиризм-в основе познания лежит только опыт”нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте(чувствах)”; основатель Бэкон,продолжили Гоббс, Локк. Эмпиризм - направление субъекти

Социальная философия французкого Просвещения
Просвящение- разрушало представлении о боге,мире, человеке, пропаганда буржуазии.3 направления:Деизм-Бог-создал мир, но ни вмешивается в него,отрицание пантеизма.

Критическая философия и этическая теория Канта
Иммануил Кант - основоположник немецкого классического идеализма; творчество делится на 2 периода: докритический период(материалистический) -проблемы бытия, природ

Философия Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель-разработалтеорию объективного идеализма,диалектику-как всеобщий филосовский метод; главная идея онтологии-(учения о бытие)-отожд

Антропологический принцип философии Фиербаха
Людвиг Фиербах- ученик Гегеля; завершающий этап немецкой классической философии и начало материалистической эпохи; главное направление-критика немецкого классического идеализма и о

Возникновение и развитие марксисткой философии. Ее проблематика
Марксисткая философия-часть более широкого учения-марксизма, включающего в себя политэкономию и научный коммунизм. Основатель Карл Маркс; Фридрих Эн

Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука
Позитивизм-стремление поставить философию на твердую научную основу, опираться только на достоверное научное знание; фил.должна исследовать только факты, а не их сущность.

Психоанализ и философия неофрейдизма
Психоанализ-объяснение роли бессознательног, иных психических процессов в жизни человека и общ. Основатель З. Фрейд-открыл: безсознательное-особая психич ре

Феноменология Э.Гуссерля.
Феноменология – основанное Гуссерлем и его учениками(Ландгребе, Финк) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на немарксистскую фил-ю. Центр. понятие Фем

Философская антропология.
Фил-я антропология – 1)фил-е учение о чел-ке,нек-ми фил-ми марксистами рассматривается как фил-я дисциплина , отвечающая на вопрос –что такое чел-к?, синтезирующая объективно-научное и ценностное в

Современная западная религиозная философия (неотомизм, тейярдизм)
Неотомизм – официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского(томас-Фома). Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка

Философская герменевтика.
Герменевтика – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя и его объективных(значения слов) и субъективных(намерение авторов)оснований, понимание текста.Осно

Русская философия и ее основные этапы развития.
Становление русской фил-и относится к периоду расцвета Киевской Руси.Первым древнерус фил-м был киевский митрополит Иларион, давший осмысление общественной жизни конца 10-нач11веков, поставивший во

Религиозная философия В.С. Соловьева.
Соловьев создает теократическую теорию общественной жизни.Он выступил за осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Это означало создание свободной теософии или цельног

Славянофильство и западничество, народничество и почвенничество.
Направлением в русской философии явилось славянофильство, представителями которого были Хомяков и Киреевский и др. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели зало

Русский космизм
Русский космизм появился в 60 годы, в период начала освоения космоса, течение охватило довольно широкое направление культуры начала 20 века. Главный вопрос -дальнейшие перспективы

Марксистская философия в России.
1. Ортодоксальный марксизм относится к началу 90-х годов, возглавил ее Г.В.Плеханов. Труды Плеханова: «Основные вопросы марксизма», «История русской общественной мысли». Пле

Проблема единства мира и основные пути ее решения
Каждое философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае имеется в виду материалистический монизм, а во втором случае материалистический.

Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность.
Реальность делится на объективную и субъективную. О.р. – объективный мир, существующий не зависимо от человека, его воли, представлений. Субъективная реальность – наоборот. С.р. является отражением

Понятие движения, пространства и времени.
Движение.В философии движение–любое изменение вообще. Быть–это значит быть в движении. Незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы. Гераклит: «Все течет, в

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии(Принципы, законы и категории диалектики. Объективное основание их связи).
Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. – это такое понимание мира, при котором р

Диалектика качественных и количественных изменений..
Закон перехода количественного в качественное, каким образом происходят изменения и возникает новое. Качество-это целостная характеристика функционального единства существенных сво

Противоречия и их роль в развитии мира.
Одним из коренных вопросов мировоззрения в общ. методологии явл. вопрос о том, следует ли искать источник движения и разв. мира вне его или в нем самом. Этот источник нах. В нем самом, в порождаемы

Понятие отрицания. Цикличность, поступательность и преемственность в развитии.
Закон отрицания отрицаний органически связан с двумя другими. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей проходит ряд внутре

Категории диалектики. Единичное и общее. Сущность и явление.
Категории-это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Это наиболее общие фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Каждая из категорий отражае

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Причина и цель.
Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующи

Сознание, его происхождение и сущность. Сознание, подсознание, безсознательное.
Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями. Античная философия. Указала н

Чувственное и рациональное познание. Их связь и развитие.
Большинство философов Нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное и рациональное. Сенсуализм.В основе познавательной деятельности–чувства человека, ощущение–источник (Гоб

Понятие истины и ее критерии.
Аристотель–автор классической концепции истины: сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина- как отношение, а не как самосто

Предмет социальной философии. Специфика социального познания.
Объектом изучения СФ явл-я общество в целом, предметом – закономерности развития общ-ой жизни. Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие груп

Понятие способа производства. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования и полигон разнообразных предметов

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.
В соц-ой структуре разл-т след-е соц-е сферы – этническая, демографическая, поселенческая, классовая, профессионально-образовательная. Индивид “вписан” в каждую из этих общностей, он одновре

Политическая система общества. Государство, его происхождение и основные функции. Проблема демократизации общества.
Политика (П) - искусство управления гос-вом, а также определенная деятельность, участие в делах государства, отн-я между общ-ми группами, нациями, осуществление гос-ой власти, борь

Понятие культуры. Особенности духовной культуры и ее роль в развитии общества.
Универсального определения К. нет. Понятие К. (лат. возделывать, обрабатывать) совокупность мат-х и дух-х ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для развития человечества,

Общественное сознание, его природа и структура
Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание. Философия диалектическо

Политическое сознание. Соотношение политики и экономики
Поскольку ПС как и большинство форм ОС имеет два уровня – психологический и идеологический, возможны два соответствующих определения. Широкое включающая оба уровня – ПС есть совокупность чу

Правовое сознание. Проблема построения правового государства.
Раскол общества на классы сделал невозможным функционирование единых для всех нравственных правил поведения. Право является одним из регуляторов общественной жизни общества

Нравственное сознание. Роль морали в процессе формирования личности.
НС является исторически первой формой ОС. Оно также древне как и само общество ибо общество не может существовать если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения. Нормы НС складываю

Единcтво и многообразие мировой иcтории.
История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и

Концепция информационного общества.
В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации, освободивший человека от изнурительного физ. труда. Главное

Теория этносов Л.Гумилева
Этнос- объединение людей, лежащие на границе природы и общества , это жизнь людей в конкретных природных условиях, которые определяют физиономию этноса , и в то же время жизнь ,связанная с к

Наиуралистические представления в социальной философиии и геополитика. Их критический анализ.
Человеческое общество-часть природы. Происходящие в нем природные процессы приобретают социальную форму, а природные (прежде всего биологические) закономерности выступают как биосоциальные. Философ

Социальное прогнозирование. Будущее человечества.
Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. На вопрос « возможно ли воо

Общественный прогресс (ОП) и его критерии. Гуманистический потенциал научно-технического прогресса.
Прогресс- есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.Идея ОП – чело

Историософия XX в.основные подходы
XX в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений. Напряженность Ф. исканий обуславливалась также наростанием глобальных кризисов как в самих основах человеческого существова

Эмпирическая социология
В первой половине ХХ столетия на Западе , прежде всего в Америке и Европе, быстро развивалась эмпирическая социология (э.с.)- современное проявление социологического позитивизма, начало кото

Постиндустриальное общество и проблемы конвергенции
Человечество входит в новую , общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную, технологичную) цивилизацию. Появилась проблема, которая широко дискутируется среди философов: правом

Наука как процесс получения нового знания, социальный институт, система знаний и особая область культуры.
Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее

Уровни, принципы, формы и методы научного познания. Факт науки.
Научное знание-сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней. Три основных уровня: 1-локальное знание,-в научной области соотносится с теорией;2-знание-составляет целую научную обла

Концепции ранвития науки К.Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса.
Постпозитивизм-множество концепций, на смену позитивизму; внимание уделяется рациональным методам познания. Карл Поппер. Истина не абсолютна; старая теория сменяется новой;

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги