рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков

Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков - раздел Философия, Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71 1.Под Арабской (Арабоязычной)Подразумеваетс...

1.Под арабской (арабоязычной)подразумевается философия,соз­данная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Восто­ка, находившимися под культурным и часто политическим влияни­ем арабов.

Арабская средневековая философия в своем развитии про­шла два основных этапа:

• VII — IX вв — период зарождения арабской философии;

• IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древ­негреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.

2. Основными направлениями арабской философии периода зарож­дения были:

• школа мутакаллимов;

• школа мутазилитов;

• суфизм.

Мутакаллимыбыли сторонниками радикального ислама. Пред­ставители школы мутакаллимов философски обосновывали религи­озные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.

Мутазилиты("обособившиеся") также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относи­тельно материалистический характер. В частности, мутазилиты:

отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенно­сти судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций ра­ционализма и материализма;

• отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно

которым Бог имел человеческий облик);

• отождествляли Бога и Вселенную;

• верили в силу и разум человека;

• считали, что человек способен познать окружающий мир с

помощью разума.

Представители суфизма(суфисты, от суф - шерсть, влася­ница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову "софист") считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окру­жающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. 3. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которо­го были характерны:

• усиление влияния материалистических идей (что стало ре­зультатом открытий вобласти медицины и естественных наук);

• заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской фило­софии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизирован­ной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).

Аль-Кинди(800 — 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древ­негреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании.

Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (араб­ский аналог категорий), к которым причислил:

• материю;

• форму;

• движение;

• пространство;

• время.

Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакаллимы — ортодоксальные "исламские схоласты") и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания:

• логическо-математическую;

• естественно-научную;

• метафизическую (философскую).

Причем, по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания.

Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследо­ваниям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превра­щения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).

Аль-Фарби(870 — 950) систематизировал и пытался адапти­ровать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).

Ибн-Сина (Авиценна)(980 - 1037) вывел арабскую филосо­фию на новый уровень прогресса. Главные труды по филосо­фии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания".

Авиценна:

• высмеивал косность и догматизм исламских теологов;

• пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными

и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);

• видел в философии отдельную науку, которая должна обоб­щать достижения человеческого разума;

• основывал многие философские идеи на достижениях естест­венных наук (например, собственных медицинских открытиях);

• не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;

• считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;

• причину возникновения мира видел в "эманации" — истека­нии мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естест­венной необходимости;

• выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;

• считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);

• наделял душу особыми свойствами — идеальностью (сущест­вованием наряду с материей) и вечностью;

• также считал вечным Бога и окружающий мир. 4.Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверро­эс)(1126- 1198).

Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под вла­стью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма,получив­шая широкое распространение в Европе и противостоящая ка­толицизму и схоластике.

Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (предста­вители — Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и тво­рчески переработанного учения Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения:

• отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и не­уничтожим);

• допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась пер­вичность по отношению к материи (Бог и окружающий ма­териальный мир "совечны");

• за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму;

• отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;

• доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой;

• выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе);

• отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум все­го человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен);

• была выдвинута идея о "двойственной истине" — философ­ские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса

оказала большое влияние на европейскую философию. Аверро­изм получил широкое распространение, преподавался в универ­ситетах, был духовным центром притяжения философских уче­ний, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против фило­софских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71

На сайте allrefs.net читайте: Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
1. Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения: • мифол

Вопрос 2. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, лог

Вопрос 3. Предмет и методы философии
1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи­лософия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных разд

Вопрос 4. Функции философии
1.Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции фило

Основнымв философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей филос

Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
1.Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: •VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национа

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
1.Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. Согласно кита

Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая
1. Даосизм— древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек,

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства я

Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными исто

Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм- религиозно-философское учение, распростра­нившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Осно

Периодизация и основные черты
1. Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих поли

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.
•демократический — VII— V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
1. Первые, досократические философские школы Древней Гре­циивозникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наибол

Вопрос 14. Философия софистов и Сократа
1. Софисты— философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философ

Вопрос 15. Философия киников и стоиков
1. Киники— одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода. Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский,

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.
• ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.; • средняя стоя (II— I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний; • поздняя стоя (I в. до н.

Вопрос 16. Философия Платона
1. Платон(427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направ

Вопрос 17. Философия Аристотеля
1. Аристотель(384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского. В своей философск

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.
Что есть материя? По Аристотелю, материя— это потенция, ограниченная фор­мой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарооб­разностью, и т. д.). Кас

Носителем сознания, поАристотелю, является душа.
Философ выделяет три уровня души: •растительная душа; • животная душа; • разумная душа. Являясь носителем сознания, душа так

Вопрос 18. Философия Эпикура
1. Эпикур(341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: • учение о природе и космосе ("физ

Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
1. Средневековой теологической философиейназывается веду­щее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вую

Особое место в средневековой теологической философии за­нимает проблема добра и зла.
Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения: •окружающий мир всецело сотворен Богом; • Бог является носителем и сосредоточением добра и

Вопрос 20. Философия Августина Блаженного
1. Наиболее авторитетными представителями средневековой тео­логической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин (Блаженный)

Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
1. Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоласт

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: •гуманистическое; • неоплатоническое;

Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повы­шение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосудар

Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
1. Рационализм(от лат. ratio — разум) — направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных

Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
1. Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт(1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том

Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
1. Голландия (Нидерланды)стала родиной передовой и прогрес­сивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали: • выдающиеся успехи Нидерландов в ре

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция.
Под индукцией философ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы о

Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
1. Готфрид Лейбниц(1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником н

Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика
1. Французскую философию XVIII в. принято называть фило­софией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали уст

Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Деизм- направление в философии, сторонники которого до­пускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влия­

Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Атеизм— направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию. Материализм—

Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии
1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направле­ниеполучило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв. Представители

Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось: • глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким вывода

Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализмасчи­тается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Вопрос 37. Философия Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Герм

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектикив том, что:

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо о

Вопрос 39. Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775 — 1854) был вид­ным представителем объективного идеализма немецкой класси­ческой философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользо­вался бо

Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
1. Вульгарный(от французского — простой, примитивный, обычный) материализм— направление в философии, получив­шее широкое распространение в XIX веке.

Вопрос 42. Философия марксизма
1. Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом(1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом(1820 - 1895) во второй п

Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
1. Позитивизм— направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е —

Вопрос 45. Бытие
1. Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Ст

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": • материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,

Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и про­странстве философами выдвигалось два основных подхода: • субстанциональный; • реляционный. Сторонники первого — субс

Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (на­пример, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то пр

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о
происхождении сознания.Можно выделить три основополагаю­щие из их числа: • сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; • сознание присуще всем ж

Сознание человека отличается от сознания внешних животных.
• большей глубиной; • большей способностью к предметно-практической (преобра­зующей) деятельности — труду; • способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо­средстве

Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через: • законы диалектики; • категории; • принципы.

Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.
Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от зак

Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.
Качество— тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета. Количество— исчисляемые параметры предмета

Вопрос 50. Альтернативы диалектики
1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философ

Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человеказанимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, ко

Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностейи интересов.
Потребности— это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть: • биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питани

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ­ходимо воспитание личности.
Воспитание— это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют, как правило, различные институ

Вопрос 52. Общество
1. Общество- система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существован

Экономическая сфера существует в следующих формах.
• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь; • деятельность институтов управления экономикой; • способ производства материальных благ.

Вопрос 55. Философия истории
1. В своих взглядах на историюфилософы разделились на две группы: • те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закон

Вопрос 56. Будущее
1. Одной из ключевых функций философии является прогно­стическая функция,смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущег

Вопрос 57. Общая характеристика русской философии
1. Русская философия— феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независи

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.
• философию эпохи петровских реформ; • материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII в. К первому направлению (эпохи петровских реформ)относится

Вопрос 58. Русская философия XIX в.
1. Основными направлениями русской философии XIX в.являлись: • декабристская философия; • философия западников и славянофилов; • философия Чаадаева;

Проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии занимались представители философских направлений "запад­ников" и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западникихорошо усвоили философские традиции совре­менной им западной

Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направ­ление.
Наиболее ярким его представителем являлся русский фило­соф B.C. Соловьев(1853 - 1900). Основными идеалами его философии были: • идея всеединс

Вопрос 59. Русская философия ХХ в.
1. Основными направлениями русской философии конца XIX— ХХ вв.были: • философия "золотого века" (религиозная философия, космизм); • ест

В.И. Вернадский(1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.
По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума,жизни человека, его материальной и духовной культуры. Но

Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
1. Прагматизм— направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсе­нала

Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме моралии социальной философии.
Можно выделить следующие положения учения Дьюи о мора­ли и общественной жизни: • не существует единственно возможного "высшего блага", к которому должно стрем

Вопрос 61. Психоанализ
1. Психоанализ— направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа с

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.
Согласно Фрейду человеческое общество может существо­вать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри.

Вильгельм Райх(1897 - 1957) считается основателем так на­зываемого фрейдо-марксизма.
Основная идея его концепции заключается в том, что вос­нове нормальной жизни и деятельности человека лежит сексу­альная энергия, имеющая космическую природу. Общество бес­пощадно подавляет энергию

Карл Густав Юнг(1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.
Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окру­жающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознатель­ное, а во всеобщее бесс

Эрих Фромм(1900 - 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого существования.
Фромм выделяет следующие основные противоречия челове­ческого существования: •патриархат и матриархат; • гуманистическое и авторитарное сознание;

Вопрос 62. Современная теологическая философия
1. Теологическая философия— одно из распространенных фи­лософских направлений. Главными вопросами, находящимися в центре внимания тео­логической философии,

Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии
1. Позитивизм— направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на дос

Наоборот, очень популярным и распространенным в первой поло­вине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм.
Основными представителями неопозитивизма были: • философы "Венского-кружка"(М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат,

Вопрос 64. Герменевтика
1. Герменевтика- направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации, понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческо

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра(1905 — 1980) — проблема выбора.
Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие". "Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приори­тетность для него прежд

Альбер Камю(1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.
Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бес­смысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостя­ми, от понедельника до воскресенья, из года в год и не при

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.
•соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее ка­завшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богат­ство — теряет

Отстоять свою идентичностьв поглощающем человека окру­жающем мире — главная проблема и забота человека.
9. Философия экзистенциализма очень популярна в современ­ной Западной Европе и актуальна для нее. В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философск

Перечень понятий, вызывающих наибольшие трудности при сдаче экзамена
Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем. Философиянаряду с религией и мифологией — форма миро­воззрения, особый высший научно-теорет

Иные методы.
Одновременно и направлениями, и методами философиияв­ляются: • материализм— действительность воспринимается как пер­вичная субстанция; •

Позитивизм— стремление поставить философию на почву твердого научного знания (Огюст Конт).
Закон Мальтуса— народонаселение растет быстрее (в гео­метрической прогрессии), чем возможности Земли его прокор­мить (в арифметической прогрессии). Наступит критический момент, ког

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги