Реферат Курсовая Конспект
Золотой канон. Фигуры эзотерики - раздел Философия, Пифагор ...
|
Пифагор
ОСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ В ГОД ГНЕВНОГО СОЛНЦА
Порождающая сила молодости отца проникла в лоно матери, пробудила и привела в движение новую жизнь, излучающую огонь.
Теленок весной резвится на зеленом лугу, и вся земля украшена цветами, как невеста, ожидающая своего жениха. Пифагор принимает и усваивает пищу, укореняется на земле, растет и набирается сил
Через год Мнесарх вернулся из Сидона на Самос с огромной прибылью, богатством и ребенком. В знак благодарности он воздвиг на Самосе святилище Аполлона, назвав его Пифийским (ПYΘOIΣ).
В первый день праздника Цветения39 трехлетнему Пифагору впервые остригли волосы. Наутро второго дня родители взяли Пифагора посмотреть, как от моря к храму в корабле на колесах (CARRUS NAVALIS) шествует Дионис40.
Затем ему показали на низком триподе41 основные формы мира вместе с субстанциями, через которые бог являет себя людям (шар, пирамиду, куб, шерстяные лоскутки, яблоки, медовые лепешки и кувшинчик с вином). Родители назвали ребенку их имена. Выслушав объяснения, Пифагор с легкостью опрокинул столик. Родня подняла испуганный крик насчет пролитого вина — ведь это кровь только что вернувшегося домой Диониса!
Проказника потащили прочь, делая вид, что очень опечалены его поступком, который мог вызвать гнев бога. Однако, когда огорченное семейство вернулось домой, Пифагор нашел там маленькую копию колесницы-корабля, на котором шествовал Дионис. Это означало, что бог простил его и дал ему подарок.
На второй день праздника — «день кувшинов» — все взрослые ходили по улицам с кувшинчиками вина, из которых совершали возлияния, ведь поутру в семейных домах гостили души умерших предков, охраняющих отныне новое поколение рода.
Осенью имя трехлетнего Пифагора по ходатайству его отца и мужчин материнского рода внесли в списки граждан Самоса. Воспитанный с любовью и лаской, Пифагор рос очень красивым мальчиком, заметным среди сверстников.
У Пифагора было два брата, родившихся раньше его: старшего звали Эвном (Эвност), а среднего — Тиррен.
Пифагор начинает приобретать жизненный опыт, учится, познает добро и зло, приобретает знания, хочет все видеть, слышать и понять, узнать и исходить всю землю; он стремится к глубокому познанию жизни
Мнесарх и Пифаида старались дать сыну разностороннее и достойное воспитание. Грамматике42, поэтике43 и риторике44 Пифагор учился у Гермодаман-та45, потомка того Креофила, который принимал у себя самого Гомера46 и получил от него бессмертные поэмы. Гермодамант обучил Пифагора письму, чтению, правильной речи и стихосложению, искусству декламации стихов. С детства Пифагор знал наизусть всю «Илиаду»47 и «Одиссею»48.
У Ферекида Сиросского49, еще не столь известного, Пифагора обучали диалектике50, физике51 и теогонии52. Говорят, что с Ферекидом Пифагора познакомил его дядя Зоил, после того как прибыл с Лесбоса53.
Ферекид, сын Бабия с острова Сирое54, был учеником Питтака55, лесбосского мудреца. Он первым написал прозой книгу о природе и происхождении богов, начинающуюся словами: «Зас56 был всегда...» Он стал известен в 544—541 гг. Как говорят, Ферекид сам себя выучил, приобретая тайные книги финикийцев; он первым сформулировал учение о переселении душ (METEМΨYXΩΣIΣ).
Его сочинение «Пятинедрие» (ΠENTEMYXOΣ), иначе «Смешение богов» (ΘEOKPAΣIA), в X книгах, сообщает, что души людей вечны и любая бессмертная душа дает жизнь телу. Один дух в нас происходит от земли и возвращается в землю после смерти тела, другой — с неба и возвращается в небеса. В этом заключается суть переселения душ.
Первичное, породившее мир начало — наивысшее благо и совершенная красота, вечное и умопостигаемое Одно (ТО EN). Зас был всегда, и Хронос57, и Хтония58 — три первых начала. Хронос же создал из своего семени (ГОΝΟΣ) огонь (ПΥР), воздух (ΠNEY-МА), воду (YΔΩP)... и (Хтонию-землю), из которых после того, как они распределились в пяти недрах,— образовалось новое многочисленное поколение богов, называемое «Пятинедрие» (ΠENTEMYXOΣ), что равнозначно пентекосму.
Зас — это огонь, Хронос — время, а Хтония — земля. Эфир — то, что правит, Хтония — то, чем правят, а Хронос — то, в чем управляется вселенная. Зас, огонь и эфир — это Солнце, Хтония — это материальное начало всего вещественного. Заса и Хтонию связует Эрос59, находящийся между ними. Они породили Офионея60, и битву богов61, и древо62, и покров63. Вода — это хаос64, возникший первым. «Зас сотворил Хтонию, море, крылатый дуб, вышитый покров, на котором изображены чертоги Огена65, Оген66и Гая67».
Два войска богов и демонов противостоят друг другу: одним руководит Крон68, другим — Офионей. Между войсками заключен договор, что битва состоит из вызовов и поединков. Кто из сражающихся упадет в Оген — тем быть побежденными, а кто выпихнет врага и победит в поединке — тем владеть небом. Офионей и офиониды владеют севером и северной осью мира, Крон и титаны — эклиптикой. Раньше всех был коронован Крон.
«Под тем уделом (MOIPA) лежит удел Тартара69, сторожат его дочери Борея70, Гарпии71 да Тюэлло72, туда Зас изгоняет богов и демонов, согрешивших от дерзости».
Ферекид говорил, что недра, ямы, пещеры, двери и врата — символы рождения и вхождения в чувственный мир, данный нам в ощущениях, и исхождения из него душ... Космос — пещера, тюрьма и грот... Истечение (ЕКРОΗά) — семя.
Он же полагал, что боги называют трапезу «столом для жертвоприношений» (OI ΘEOI THN TPAΠEZAN ΘYΩPON KAΛOYΣIN). Боги питаются амбросией", которую ежедневно производит Афина.
Он же назвал двоицу (ΔΙАΣ) гордыней (YBPΙΣ) и «порывом», а также «мнением» — так как во мнении содержатся истина и ложь. Этому научился Пифагор у Ферекида.
В третьем случае родители обучали Пифагора, передавая и перепоручая его почти всем выдающимся в богослужении людям — жрецам храмов Диониса, Геры (славный храм Геры в Платеях74 самосских — Герай-он), Гефеста (Гефестион)75 и Аполлона в Либетрах76.
В детстве Пифагор учился также у кифариста77, живописца и атлета78.
Когда Пифагору было девять лет, он принял обряд третьего посвящения в храме бога Диониса. Мальчик изображал в нем Загрея79. Когда на него напали «Эриннии»80 и «титаны»81 (обнаженные юноши, белые как мел и вооруженные мечами), он в страхе бежал к алтарю Диониса-заступника и сел на него. «Эриннии» и «титаны» пытались выманить его — коленопреклоненные «Эриннии» показывали ему погремушки, зеркальце, орехи.
Но он не глядел в зеркало, а, воздев руки, обратился с мольбой о пощаде к вооруженным юношам — «Диоскурам»82. Так «он перенес бремя белых страстей Коры83». Танцующие «Диоскуры» своей пляской отогнали «Эринний» от алтаря и вывели Пифагора.
Когда Мнесарх ездил по делам в Италию, то брал с собой и мальчика Пифагора. Италия тогда благоденствовала и, видимо, произвела на Пифагора благоприятное впечатление, потому что впоследствии он вновь посещал эту страну.
В пятнадцать лет Пифагор в святилище Пана84 принял посвящение в таинства бога. Сначала, идя по священной роще Пана, он, оступившись, упал в глубокую яму с жидкой глиной. Две «гамадриады»85 отвели его к источнику, чтобы он омыл тело в водах. Пока он омывался, они держали наготове полотенце, которым обтерли его и прикрыли наготу.
Затем Пифагор принес в жертву козленка, тем временем «Пан» играл на лире, а некий старец подносил чашу с водой. Пифагор заглянул туда, но увидел лишь отражение маски сатира86.
После жертвоприношения обнаженного Пифагора уложили на ложе и покрыли легким покровом, под которым явственно виднелись очертания фаллоса юноши. Старуха, наклонившись над ним, открыла тайну его пола и сообщила ему половые запреты — не рукоблудствовать, не мужеложствовать, не скотоложствовать, не сходиться с женщинами во время их нечистоты. Затем служители сняли покров и слегка выпороли Пифагора розгами.
После завершения ритуальной порки ему дали си-рингу87, флейту Пана88, чтобы он сыграл на ней мелодию. Под эту музыку перед ним плясали обнаженные девушки, изображавшие женскую часть души юноши, которую зовут Психеей89.
В этом сокрыто великое таинство Эрота90 и Психеи, разнополой любви,— любовь рождается только в тех душах, в которых женская часть души супруга соответствует супруге, а мужская часть души супруги — мужу. Ибо любим мы вторую часть самих себя, лишь отталкиваясь чувствами от внешнего образа любимого человека.
На Самофракии91 Пифагор был посвящен в таинства кабейров92 и многое усвоил из практики мистерий93, а в Либетрах посвящен был в таинства орфи-ков94 жрецом Аглаофамом.
Многие полагают, что именно там Пифагор позаимствовал из учения Орфея95 идею о числовой природе богов. Там же он обрел книгу «Священное слово Орфея», с которой не расставался до самой смерти. Из этого учения орфиков вытекают основы учения Пифагора. Вслед за Орфеем Пифагор полагал, что первым явленным миру был Фанет96, называемый еще Протогоном97 и Эрикепаем98, тождественный Зевсу и Солнечному огненному шару.
На восемнадцатом году жизни, проходя обряды таинства куретов", Пифагор отказался коротко остричь свои роскошные золотые длинные волосы, как поступали другие юноши. И с тех пор он долго ходил длинноволосым.
В 18 лет Пифагор достиг возмужалости и стал эфебом100. После проверки происхождения, гражданства и физического осмотра он был записан как полноправный гражданин в реестр (ΛEΞΙAPXIKON)101 своего дема102. А затем привлечен к военной службе в пограничных отрядах и групповой военной подготовке.
Хотя Пифагор уже осознал свое основное жизненное предназначение и стремился посвятить себя служению Аполлону, он исполнял свой воинский долг с честью и находил немало приятного в физических упражнениях, развивающих выносливость.
Еще будучи эфебом, он стал известен своими выдающимися способностями, а молва о нем, как о «Пифагоре Длинноволосом», дошла до Фалеса Милетского103 и Бианта из Приены104.
Тем временем Поликрат105, сын Эакея, стал владыкой Самоса, подняв народное восстание. Сначала он разделил город на три части и правил вместе с братьями Пантагнотом и Силосонтом. Затем он убил Пантагнота, а младшего — Силосонта, изгнал.
Моллюск втягивается назад в раковину, чтобы переварить свою добычу. От песчинки, попавшей внутрь, зарождается жемчужина. Пифагор возвращается на родину, чтобы переварить свои духовные достижения, накопленные им переживания и опыт. Начинает развиваться его внутреннее духовное ядро — направленное внутрь и занятое самонаблюдением, самоанализом сознание человека, ищущего правду. Началась познающая и созерцательная деятельность в уединении
Пифагор прибыл на Самос в возрасте 46 лет спустя 24 года после отъезда (ANAXΩPHΣIΣ) из Милета. Так, пройдя долгий путь скитаний и странствий, Пифагор вернулся к эллинам.
Узнанный некоторыми из старшего поколения, давно считавшими его пропавшим, и вызвав не меньшее удивление своей статной красотой и мудростью, видом божественного даймона, Пифагор был отведен в отчий дом.
Там в живых оставались лишь его немощная престарелая мать, давно отчаявшаяся повидать перед смертью сына, и один из братьев. Затем отечество всенародным решением призвало его приносить всем пользу и передавать свое умственное достояние молодому поколению.
Пифагор стал обучать юношество. Он, как и египетские жрецы, обучал с помощью символов для того, чтобы, с одной стороны, избежать профанации, с другой — дать наглядное чувственное выражение реальностей иного мира.
Так как символ (ΣYMBOΛON) буквально означает «соединение, совпадение (частей единого)», то через него осуществляется единение этого и того миров. Но самосцы были туги на науку, с трудом воспринимали такой способ преподавания и не усваивали учения.
Только один юноша из бедной семьи, ладный и грациозный, по имени тоже Пифагор, сын Эратокла, любивший гимнастику, телесные упражнения и игру в мяч, стал первым благодарным учеником Пифагора.
Об этом Пифагоре также сообщают много чудесного. Говорят, что во время странствий Мнесарх однажды нашел под большим красивым белым тополем грудного младенца, который лежал, глядя прямо в небо, и не мигая смотрел на солнце, а во рту у него была маленькая и тоненькая тростинка, как свирель, и питался он росой, падавшей с тополя.
С изумлением это увидев, Мнесарх решил, что мальчик этот — божественной природы, взял его с собой, а когда он вырос, отдал его самосскому жителю Андроклу (Эратоклу), который поручил мальчику управлять своим бедным домом. Мнесарх назвал мальчика Астреем46 и, будучи богатым человеком, воспитал его вместе с тремя своими сыновьями, Евностом, Тирреном и Пифагором.
Пифагору и подарил Мнесарх мальчика Астрея. Пифагор принял его, изучил его лицо и тело в движении и покое, а затем дал ему воспитание. Он обучал его арифметике и геометрии числа, сначала сам выплачивая ученику деньги, чтобы он имел досуг для занятий науками, а затем бесплатно, получив от увлекшегося науками юноши обещание позднее отплатить учителю «аистовой заботой»47, то есть позаботиться о нем в старости.
Выучившись, этот Пифагор, сын Эратокла, стал известным учителем гимнастики и оставил письменные наставления по умащению тела, омовениям, гигиене, а также предписания атлетам есть мясо вместо сушеных смокв, творога и пшеничного хлеба. Он же предписал разработанную им диету победителю на Олимпийских играх48 (олимпионику) Эврименту и тем стал известен.
Был у Пифагора и другой мальчик, привезенный из Фракии49, по имени Залмоксис. Когда он родился, на него накинули медвежью шкуру, по-фракийски называемую ZAΛMH, ZAΛMOΣ, отсюда и его имя — Залмоксис. Он попал в плен к разбойникам и был заклеймен ими выжженными на лбу знаками. Пифагор любил его и научил наблюдению небес, священнослужениям и иному почитанию богов. Мальчик этот (которого, по другим сведениям, звали Фалес) почитался затем у варваров богом вместо Геракла50.
На родине Пифагор исправил, где смог, порядок жертвоприношений богам. Он совершил правильное богослужение у «бескровного жертвенника благочестивых»31 храма Аполлона на Делосе, за что и получил от бога способность прорицания до конца жизни.
Занимаясь по поручению отечества совершенствованием законов, Пифагор побывал на Крите32 с целью изучения законодательства и посвящения в таинства Идейской матери53. Там, в Диктейской пещере54, где раз в девять лет Миносу55 являлся Зевс, ему открылось совершенство законов, происходящих от Миноса. В священных стихах говорится:
Я сделался мистом идейского Зевса, Загрея, мечущего громы в грозах ночи, Среди куретов я зовусь священным Вакхом56, Вкусившим сырого мяса и вздымавшим Факелы матери горной.
(Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии.
Пер. с нем. М.: Энигма, 1996.)
Побывал Пифагор и в Лакедемоне57 с посольством Алкея58. Затем он занялся отысканием забытых местных законов на Самосе. В те времена ему открылось новое искусство — законодательное.
В Самосе Пифагор расчертил и обустроил место для обсуждений, называемое «пифагоров полукруг», где собирались всенародно для обсуждения общественных дел. Впоследствии по его подобию повсюду стали строить театры.
Отыскав себе пещеру за городом, Пифагор устроил себе в ней жилище для философских занятий; это место и поныне называют «пещерой Пифагора». Там он провел много дней и ночей и исследовал все полезное в науках. Он в совершенстве овладел наукой о небесных явлениях и подкрепил ее всеми необходимыми арифметическими и геометрическими расчетами. В эти годы ему служил рабом гет Залмоксис, также ставший приверженцем его учения.
Поступки взвешиваются, положительные и отрицательные, все внимание души направлено на мирское и духовное. Пифагор обретает душевное равновесие внутри себя
И достигает гармонии
Пройдя полпути до Кротона, Пифагор остановился на ночлег в заброшенной рыбацкой хижине на пустынном взморье. Там он провел несколько дней и ночей в полном одиночестве, обдумывая все пережитое им, взвешивая на весах Фемиды71 все доброе и дурное, испытанное им в жизни, размышляя над мирскими и духовными сущностями. Обретя душевное равновесие и достигнув гармонии в душе, Пифагор продолжил свой путь, направляясь в Кротон.
ПРОСВЕТЛЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
Пифагор воспарил, как священный орел, в совершенной духовной свободе. Великая поворотная точка жизни. Пифагор одухотворяет божественную творческую силу, которая до сих пор проявлялась внутри него как ведущее стремление, инстинкт. Пифагор использует эту божественную творческую силу для служения другим. Он преодолел свою личность, мистически умерев, воскрес. Он переживает мистическую смерть своей личности и воскресает бессмертным в духе. Отныне Он прекращает служить вещественному миру
Пифагор прибыл в Кротон. Появление столь необыкновенного человека, много путешествовавшего, щедро наделенного судьбой от природы (внешность у него была благородной и величественной; в голосе, манере держаться и во всем прочем — величайшая грация и чинность), произвело надлежащее впечатление. Воспользовавшись этим, Пифагор сумел расположить к себе все население Кротона.
Поселившись в Кротоне, Пифагор соорудил себе комнатушку под землей и удалился туда, чтобы умереть. Однако, спустя некоторое время, он вновь появился наверху, тощий как скелет. Пифагор направился в народное собрание и объявил, что прибыл из царства Аида1.
Он рассказал жителям Кротона обо всем, что произошло в городе за время его отсутствия, а также поведал им всякие чудеса о перевоплощениях душ (палингенесиях) и о том, что происходит в царстве Аида. Живым он описывал их умерших родных, с которыми встречался в царстве Аида. Там Пифагор видел, как стонет душа Гесиода2, прикованная к медному столбу, и душу Гомера, повешенную на дереве со змеями в наказание за то дурное, что он говорил о богах. Посмотрел он и на наказание душ тех, кто не пожелал жить со своими женами.
Слушатели были столь потрясены, что заплакали и уверовали, что Пифагор — божественное существо. Они доверили ему своих детей, мужей и даже жен, чтобы те научились кое-чему из его учений. Так появились последователи Пифагора, пифагорейцы и пифагорейки.
Сначала он пленил души старейшин городской управы пространными и прекрасными речами, потом по просьбе властей обратился с наставлениями к молодым, после этого выступил с назидательной речью перед детьми, собранными из школ, а уж затем перед женщинами: собрание женщин ему тоже устроили.
Пифагор беседовал с юношами в гимнасии, произнес речь в совете тысячи, высшем органе власти в Кротоне, беседовал с детьми в храме Аполлона и с женщинами в храме Геры, искусно изменяя содержание речей в зависимости от возраста и пола слушателей.
Во время прогулки вблизи одной из кротонских кузниц Пифагор провел в ней опыты с молотками разного веса и открыл тайну музыкальных интервалов3. Он обнаружил, что природа музыкальных интервалов неразрывно связана с числовыми значениями, так как названные интервалы имеют количественные значения. Он исследовал, в результате чего возникают консонирующие и диссонирующие интервалы, а также гармония и дисгармония в целом.
Пифагор становится великим учителем, чтобы скорее достичь великой цели, которая ему ясно видится впереди. Его мысли пронзают темноту и невежество, как молнии грозовые облака. Он передает свой опыт, знания и мир переживаний следующему поколению
Первоначально Пифагор выступил со своим учением в городе Кротоне, где уже на первой его публичной беседе присутствовало 2000 слушателей. Он поговорил отдельно с мужами, старцами, юношами и даже женщинами города и сумел завоевать всеобщее уважение и признание.
После этих событий слава Пифагора неизмеримо возросла, он приобрел себе многих учеников среди не только мужчин, но и женщин Кротона, равно как и в лице властителей и царей из соседней варварской страны.
Кротонцы оказались вполне восприимчивы к учению Пифагора. Вскоре 600 человек, приобщившихся к предписанному им образу жизни и побужденных к занятиям философией, арифметикой, геометрией, астрономией и физикой, музыкой и гармонией, стали его слушателями (AKOYΣMATIKOI), а наиболее успешно продвигавшиеся в обучении — учениками (MAΘHMATIKOI).
Они построили огромный дом «совместного слушания» (OMAKOEION), сами организовали общину (KOINON), приняли от Пифагора законы и предписания так, словно они исходили от самого бога.
Пифагор учил и много говорил о всеобщей и всеохватной любви (ФΙΛΙА, ЕРΩΣ); о богах, даймонах и героях; о космосе, о небе и земле; о всевозможных видах движения небесных сфер, светил-шаров; о загораживании одних небесных тел другими и затмениях; об отклонениях от правильного движения; об эксцентриситете4 и эпициклах5, о творениях видимых и невидимых. Подобное знание преподавалось эллинам, чтобы они могли осмыслить истоки и начала подлинно целого6.
Среди акусматиков и математиков Пифагора были виднейшие политические деятели Великой Греции, известные законодатели, философы, музыканты и драматурги. Они изменили к лучшему политическую жизнь в городах Италии и Сицилии и перенесли эти новшества в Элладу. Через своих учеников, законодателей, Пифагор содействовал восстановлению порядка в полисах и их благоустройству.
Пифагор обнаружил способы лечения душ учеников музыкой. Для этого они вслушивались в музыку космоса7 и упорядочивали свой ум, настраивая его на музыкальное звучание космоса. Пифагору было известно также немало других способов очищения души. Так однажды он обуздал спондеической мелодией8 буйствовавшего от любви юношу. Известны неоднократные случаи, когда Пифагор демонстрировал чудеса вразумления животных.
11. В сердце рождается божественное дитя — всеобщая любовь. Эта любовь становится зримой. Пифагорово Я отождествляется с божественной самостью и осознает себя в ней. Пифагор чист и прозрачен, как кристалл. В своих мыслях и делах он раскрывает всеобщую любовь(ФΙΛΙА)
Ученики и слушатели причислили Пифагора, как благого и человеколюбивого даймона9, к богам. Одни называли его Пифием10, другие Аполлоном Гиперборейским11, третьи Пеаном12 — врачевателем богов и человеческих душ, четвертые — одним из населяющих Луну даймонов, пятые — олимпийским богом, явившемся в человеческом образе для исправления рода смертных и всеобщей пользы.
Многие полагали также, что большее благо, чем то, что было даровано богами через Пифагора, не являлось прежде и не явится когда-либо еще. Именно тогда и возникло убеждение, что существует четыре типа одухотворенных существ — боги, герои, даймоны, т. е. существа подобные Пифагору, и простые люди.
Школа Пифагора была очень престижной, и немало людей стремились в нее лишь для того, чтобы попасть в ряды духовной и политической элиты и возвысить себя в глазах окружающих сограждан. Таких Пифагор особенно тщательно испытывал и многим отказывал, чем нажил себе немало врагов.
Он приобрел себе многих учеников в лице царей и властителей из соседних варварских стран — Леукании13, Мессапии14, Певкетии15, Пикена16, Рима17 и Тиррении18. Известен он был на Тринакии и в Кархедоне19, молва о нем достигла галатов20 и кельтиберов21.
Знали его и в Элладе. Особенно полюбился он эллинам, когда приезжал на Олимпийские игры. Вообще, пока Пифагор жил в Кротоне, семеро кротонцев четыре Олимпиады подряд одерживали победы в беге.
Говорят, Пифагор впервые назвал любомудрие этим именем, а себя — философом, разговаривая в Сикионе22 с сикионским или флиунтским тираном Леонтом23: по его словам, никто не мудр, кроме бога.
Пифагор и Абарид24, по свидетельству некоторых авторов, содействовали свержению тирании Фаларида25 в Акраганте, чем избавили эллинов от многих бед и утвердили в Италии и Сицилии благоприятную для граждан городов политическую стабильность.
Вскоре авторитет Пифагора был настолько велик, что граждане Кротона не приступали ни к какому делу, не посоветовавшись с ним, вынуждая его принимать активное участие в общественной жизни, участвовать в общественных мероприятиях и посольствах.
В то время у сибаритов появился демагог26 Телис. Своими обвинениями против высшей знати он убедил сибаритов отправить в изгнание пятьсот самых богатых граждан, а их имущество конфисковать. Изгнанники прибыли в Кротон и припали к алтарям, стоявшим на агоре27, с мольбой о защите. Тогда Телис отправил к кротонцам послов с требованием либо выдать изгнанников, либо ждать войны.
Было созвано народное собрание для обсуждения вопроса, следует ли выдать просителей сибаритам или отважиться на войну с более сильным противником. Синклит и народ28 пребывали в нерешительности. Поначалу мнение большинства склонялось к выдаче просителей ввиду угрозы войны. Но после того как философ Пифагор подал совет спасти изгнанников, их мнение переменилось, и кротонцы приняли беглецов, выбрав войну.
Сибариты пошли на них войском в три мириады (тридцать мириад?)29, кротонцы выставили против них одну мириаду (десять мириад?) под командованием атлета Милона, который, благодаря своей огромной телесной силе, первым обратил в бегство противников. Рассказывают, что Милон, будучи шестикратным победителем на Олимпийских играх и обладая отвагой, соответствующей его телесной мощи, пошел в бой, увенчанный олимпийскими венками и облаченный в наряд Геракла — львиную шкуру с палицей (по преданию, Геракл был основателем Кротона). За решающий вклад в победу Милон вызвал всеобщее восхищение сограждан.
В гневе кротонцы не захотели брать пленных и всех, кто во время преследования сдавался, убивали на месте. Поэтому большинство сибаритов было уничтожено, а сам город кротонцы разграбили, оставив совершенно пустынным.
Одержав верх над тридцатью мириадами сибаритов при Тетраэнте30, кротонцы стали самыми сильными в Италии.
Однако, по прошествии нескольких лет, дела кротонцев, пользовавшихся доброй славой и заслуженной гегемонией31, приняли дурной оборот.
Пифагор, предчувствуя приближение заговора и разгрома общины пифагорейцев в Кротоне, где он прожил уже двадцать лет, не захотел участвовать в кровавой вражде и, никем не замеченный, ушел в Метапонт32.
До поры до времени калокагатия33 пифагорейцев и желание самих полисов, чтобы государственными делами управляли пифагорейцы, одерживали верх. Однако козни против них продолжались и постепенно достигли угрожающих размеров. Однажды, когда пифагорейцы заседали в доме Милона в Кротоне и обсуждали государственные дела, Килон и его приспешники окружили дом и подожгли. В огне сгорели все находившиеся в здании пифагорейцы, кроме двоих: Архиппа и Лисида. Они были самыми молодыми и сильными и каким-то образом прорвались наружу.
После этого пифагорейцы сложили с себя правительственные полномочия, так как полисы не придали случившемуся никакого значения. Произошло это не только из-за равнодушия и попустительства полисов, но и из-за гибели высшего руководства пифагорейцев.
Последствия этих трагических событий долго отзывались в Кротоне. Человек, купивший дом Пифагора в Кротоне, перерыл в нем все вверх дном. Он никому не осмелился рассказать, что ему удалось обнаружить, а вскоре он был схвачен и казнен в наказание за прегрешение (этот человек совершил святотатство в Кротоне — взял отвалившуюся от статуи золотую бороду в храме, не сумев скрыть это от других).
Вскоре кротонцы утратили гегемонию в Великой Греции и испытали многочисленные бедствия.
В сообщениях древних авторов о местонахождении Пифагора во время нападения на его учеников и последователей в Кротоне нет единой точки зрения. Одни полагают, что он загодя переселился в Метапонт, другие — что он отправился навестить своего учителя Ферекида.
Согласно последней из этих версий, когда пришло известие о том, что наставник его, Ферекид, тяжело болен34 на Делосе, Пифагор, не взяв с собой ничего из имущества, тотчас отплыл из Италии на Делос. Там он по-сыновнему долгое время опекал старика, приложив немало стараний, чтобы спасти его от болезни. Когда же старость и тяжкий недуг одолели Ферекида, Пифагор заботливо похоронил его и почтил соответствующими обрядами, словно любящий сын своего отца, после чего снова вернулся в Италию.
Во время его отсутствия в Кротоне возник заговор против общины пифагорейцев, и многие из них были перебиты заговорщиками. Это очень опечалило Пифагора, прежде возлагавшего большие надежды на исправление пороков людского рода и воцарение между людьми любви (ФΙΛΙА) и согласия (ΣYMΦΩNIA).
После этого, т. е. около 499 г., до н. э. во многих городах-государствах начались волнения, ибо все они неожиданно потеряли своих знатнейших сограждан. Города переполнились убийствами, междоусобными распрями и всяческой смутой. Оставшиеся в живых пифагорейцы отошли от дел из-за гибели своих самых авторитетных политиков и из-за пренебрежения к их судьбе полисов.
Во многих городах Италии и Сицилии распространились смуты, гражданские волнения, заговоры с целью ниспровержения общественного порядка, которые вели к переворотам и тирании.
Так, еще при жизни Пифагора в Геле35 установил тиранию Гиппонакт36 (498—491), вслед за ним тираны Гелон" (491—478) и Гиерон38 (478—467), в Акраганте39 стал тираном Ферон (497—472), а в Регии40 тиранически правил Анаксилай (496—479).
Остальные пифагорейцы, кроме Архита Тарентского, собравшись в Регии, проводили там время в общении между собой, а после ухудшения порядка в полисах вообще покинули Италию. Архипп вернулся в Тарент, где в дальнейшем проживали Архит, Еврит и Филолай, известные тарентские пифагорейцы.
Юный Аисид, возненавидев отчизну и негодуя на италийских эллинов за их попустительство, уехал в Ахайю41. Там он жил, пока при поддержке знатных фиванцев не переселился в Фивы42. Лисид пользовался огромным уважением в Элладе. Говорят, его слушал Эпаминонд43, называвший его отцом. В Беотии44 Лисид и умер, будучи более ста лет от роду.
Пифагор изливает свои сокровища. Он становится светящимся, сияющим чадом божьим. Преодолев страсти, он стал источником высшей, божественно духовной силы— он сам дает излучение
Вернувшись с Архипелага45 в Метапонт, Пифагор отошел от общественной деятельности, ограничив свой круг общения родными и близкими, а также наиболее преданными ему учениками. Он все реже появлялся на людях.
На склоне лет Пифагор воспитывал своего малолетнего сына Телавга и Биталу, дочь Дамо. Впоследствии он написал своему первому ученику Пифагору, сыну Эратокла, прося о помощи и приглашая его к себе. Благородный Пифагор, не будучи обремененным семьей и богатством, явился на зов учителя и стал его преданным другом и слугой, посвятив свою жизнь заботам об учителе и его потомках.
Круг замкнулся. Пифагор переживает распад телесный и воссоединение его души со скрытой, дополняющей ее половиной. Он соединяется с Аполлоном и видит престолы Зевса и очаг Гестии
Прожив в Метапонте около 20 лет, Пифагор почувствовал приближение смерти. Тогда он призвал к себе детей и внуков, объявил свою последнюю волю, разделил по справедливости небольшое наследство и никого не обидел. Он оставил записи «Священного слова Орфея» своему малолетнему сыну Телавгу и Битале, дочери Дамо, освободил Пифагора, сына Эратокла, от забот о себе и, простившись со всеми, отпустил их.
После захода солнца старик по своему обыкновению ушел в опочивальню, загасил светильник, лег и, храня благоговейное молчание, умер. В ту ночь (около 477 г.) душа покинула Пифагора и устремилась к престолам Зевса и очагу Гестии.
Жители Метапонта, хранившие память о Пифагоре и после его смерти, превратили его дом в храм Деметры46, а переулок назвали Мусеем47 («святилищем Муз») (намек на то, что умение Пифагора управлять домохозяйством по заветам Деметры связано с его искусством вносить во все гармонию и согласие, полученным им непосредственно от Аполлона, предводителя Муз).
ЧУДЕСА И ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ
СЕМЬЯ. СХОЛА. ВЕЛИКИЕ УЧЕНИКИ
ВЕЛИКИЕ УЧЕНИКИ ПИФАГОРА
УЧЕНИЕ. УЛУЧШЕНИЕ ЛЮДСКОЙ ПРИРОДЫ И ДЕТОПРОИЗВОДСТВА.
ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
КОММЕНТАРИИ
1Литургия — жертвенное служение богам, служба, почитание.
ПИФАГОР О ПОЭТИКЕ
(ПЕРΙ OMHPOY)
Больше всего Пифагор любил поэмы и гимны Гомера и написал особый трактат о его поэтике. Этого поэта он рекомендовал и для обучения.
Среди последователей Пифагора называют и Эпихарма Косского, главного представителя дорической комедии, первого мастера комедийного диалога.
ПИФАГОР О РИТОРИКЕ
Пифагор и пифагорейцы немало потрудились и в этой области. Они разработали ораторское искусство и составление эпидейктических речей (ЕПΙΔЕΙК-TIKON ГENOΣ TΩN ΛOГΩN), предназначенных для наглядной демонстрации.
АСТРОНОМИЯ. ГАРМОНИЯ. МУЗЫКА
ПИФАГОР О ГАРМОНИИ
О ВСЕОБЩЕМ. КОСМОГОНИЯ. ФИЛОСОФИЯ
ЭТИКА. ПРАВО. ПОЛИТИКА
ОЧИЩЕНИЕ И ТЕРАПЕВТИКА. ДИЕТА. О РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЕ
КОММЕНТАРИИ
1 Ученики Асклепия — зд.: школы жрецов-лекарей (асклепиадов) в Эпидавре, Трикке и Косе. (Гиппократ. Избранные книги./ Пер. с греч. проф. В. И. Руднева. Ред. вступ. статьи и прим. проф. В. П. Карпова.— М: Сварог, 1994.— 736 с.)
2 Лептий — город на сев.-африканском побережье (Ливия).
КЛЯТВА ПИФАГОРИЙЦЕВ. ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО УЧЕНИКА.
ПИФАГОРЕЙСКИЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПЕРЕПИСКА
Очищения».
ПЕРЕПИСКА ПИФАГОРА
Дошло также несколько подложных, как полагают, писем из переписки Анаксимена и Пифагора, в которых речь идет о кончине Фалеса и настроениях в ионийских городах накануне восстания 500—499 гг. до н. э. против власти персов:
I
Анаксимен — Пифагору:
Фалес, сын Эксамия, отошел (умер) в старости от одного несчастного случая. Ночью, как обыкновенно, он вышел из дома вместе со служанкой для наблюдения звезд и, заглядевшись на них, упал в колодец, о существовании которого совершенно забыл. Вот каков, согласно милетцам, был конец этого исследователя неба. А мы сами, которые любим науку, и наши дети, и наши приятели сохраняем заботливо воспоминание об этом муже и продолжаем читать его наставления. Пусть всякая наша речь начинается с имени Фалеса.
II
Анаксимен — Пифагору:
Ты поступил много более разумно, чем мы, когда переселился из Самоса в Кротон, где живешь в спокойствии. А здесь сыновья Эака совершают невыносимые злодейства и эсимнеты притесняют (не оставляют в покое) милетских граждан. Угрожает нам и мидийский царь, если откажемся платить подати. Ионийцы вознамеряются поднять восстание против мидийцев, чтобы отвоевать свою общую свободу, и, если совершат это, не останется нам никакой надежды на спасение. Как может тогда Анаксимен размышлять о небесных делах, когда ему угрожает смерть и рабство. А ты, напротив, принят с радостью жителями Кротона и всей Италии, и к тебе стекаются любознательные люди даже из Сицилии.
III
Пифагор — Анаксимену:
Если бы ты, лучший из людей, не превосходил Пифагора родом и славой, право, ты бы снялся и покинул Милет; и удерживает тебя от этого только добрая слава твоих предков, как и меня бы она удерживала, будь я подобен Анаксимену. Но если вы, лучшие люди, покинете города свои, то весь порядок в них разрушится, а угроза мидян станет сильней. Не всегда хорошо вперяться умом в эфир — лучше бывает принять заботу об отечестве. Я ведь тоже не весь в моих вещаниях — я и в тех войнах, какими ходят друг на друга италийцы.
Подложный характер имеет и письмо Пифагора к тирану Гиерону, в котором он вежливо отказывается от приглашения стать сотрапезником и врачевателем тирана, описывает скромную, но с достатком жизнь философа в контрасте с излишествами и страстями жизни тирана:
Пифагор — Гиерону:
Безопасна моя жизнь и спокойна, а твоя — ни в чем не близка моей. Умеренный муж не пожелает ничего из тучной сицилийской трапезы. Все имеет Пифагор в достатке на всякий день. Куда ему ехать? Попечение и уважение династа тягостно и неприятно тому, кто не привык (к ним). Велика и незыблема самодостаточность (независимость), ибо не имеет она ни завистника, ни злоумышленника (устраивающего заговор).
Вот почему и следует, чтобы образ жизни был как можно ближе к богу. Доброе душевное предрасположение не родится ни через (неумеренные) любовные утехи, ни от (чрезмерной) пищи, но лишь через потребность, ведущую к мужской добродетели (доблести). Удовольствия же пестрые (разнообразные) и невоздержанные порабощают души слабых людей, тем более, что ныне ты наслаждаешься. Поэтому-то и привязыва-
ешь ты себя тем самым к качелям (колебаниям души) и не сможешь спастись. Ибо рассудок твой не сопротивляется (противится) вредному.
Вот почему и не зови Пифагора жить с тобой вместе, ибо даже врачи не одобряют соболезновать больным (переносить болезнь вместе с больными).
Полагают, что эти письма были составлены много позже века Пифагора в философско -литературной среде. Однако их содержание в целом соответствует событиям жизни Пифагора.
ЗОЛОТЫЕ СТИХИ ПИФАГОРИЙЦЕВ
ОРФИЧЕСКИЕ ГИМНЫ
Некоторые орфические гимны имеют очевидные пифагорейские черты в системе образов и поэтическом языке. Эти гимны посвящены наиболее почитаемым пифагорейским божествам — Солнцу и Аполлону. Вероятно, часть гимнов Орфея была создана в пифагорейских кругах и предназначалась для литургии в закрытом религиозном обществе.
ЗОЛОТОЙ КАНОН. ДИОГЕН. ПОРФИРИЙ. ЯМВЛИХ
Диоген Лаэртий
О ЖИЗНИ И УЧЕНИЯХ ФИЛОСОФОВ
Порфирий
СОДЕРЖАНИЕ
Осеннее равноденствие в год гневного солнца.
Александр Полиистор. От составителя
Комментарии
Воплощение души
Комментарии
Рождение, детство, юность
Комментарии
Странствия: от Милета до Кротона
Комментарии
Просветленный учитель
Комментарии
Чудеса и чудесные способности
Чудеса Пифагора
Чудесные способности Пифагора
Комментарии
Семья. Схола. Великие ученики
Семья Пифагора
Схола Пифагора.
Великие ученики Пифагора
Залмоксис
Абарид
Комментарии
Каталог пифагорейцев
Комментарии
Учение. Улучшение людской природы и детопроизводства. Об образовании и воспитании
Учение Пифагора
Пифагор об улучшении людской природы Пифагор об улучшении детопроизводства
Пифагор об образовании
Пифагор о воспитании
Комментарии
Акусматические науки
Комментарии
Герметические науки. Грамматика, поэтика, риторика
Пифагор о грамматике
Пифагор о поэтике
Пифагор о риторике
Комментарии
Математические науки. О числах. Геометрия
Математические науки от Пифагора
(Квадривиум)
Пифагор о числах
Геометрия от Пифагора
Комментарии
Астрономия. Гармония. Музыка
Астрономия от Пифагора
Пифагор о гармонии. Музыка
Комментарии
О Всеобщем. Космогония. Фисиология
Пифагор о Всеобщем
Космогония от Пифагора
Физиология (натурфилософия) от Пифагора . .260
О богах
Пифагор о богах
Предписания и запреты
Жертвоприношения
Комментарии
О душе. Метемпсихос. Посмертное странствие души
Пифагор о душе
Метемпсихос
Посмертное странствие души
Комментарии
Этика. Право. Политика
Этика от Пифагора
Право от Пифагора
Политика от Пифагора
Комментарии
Очищение и терапевтика. Диета. О ритуальной чистоте
Очищение и терапевтика
Диета от Пифагора
О ритуальной чистоте.
Комментарии
Клятва пифагорейцев. Признаки хорошего ученика. Пифагорейский распорядок дня
Клятва пифагорейцев
Признаки хорошего ученика
Проверка и оценка характера ученика
Пифагорейский распорядок дня
Произведения. Переписка
Произведения Пифагора
Переписка Пифагора
Золотые стихи пифагорейцев
Молитвы от Пифагора
Пифагорейские «Золотые стихи».
Перевод И. Евсы
Комментарии
Орфические гимны
Заутренний гимн Гелиосу.
Перевод И. Евсы
Заутренний гимн Аполлону.
Перевод И. Евсы
Золотой канон. Диоген. Порфирий
Диоген Лаэртий.
О Жизни и Учениях философов.
Книга восьмая. 1. Пифагор
Комментарии
Пер. М. Л. Гаспарова
Порфирий. Жизнь Пифагора
Комментарии
Пер. М. Л. Гаспарова
Изданные источники о Пифагоре и его учении
– Конец работы –
Используемые теги: золотой, Канон, фигуры, эзотерики0.051
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Золотой канон. Фигуры эзотерики
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов