рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КОММЕНТАРИИ

КОММЕНТАРИИ - раздел Философия, Золотой канон. Фигуры эзотерики 1 Милетп — Богатейший Ионический Город, Руины Которого Нахо...

1 Милетп — богатейший ионический город, руины которого находятся близ совр. пос. Аккёй, вилайет Айдын, Турция. Город был населен эллинами с середины II тыс. до н. э., сначала критскими эолийцами (ахейцами), позднее (с XI в. до н. э.) аттическими ионийцами. В VIII в. до н. э. он превратился в крупнейший ремесленный и торговый центр Эгеиды, богатевший на международной торговле. В Милете развивались текстильное и керамическое производства, кораблестроение и монетное дело. В VII — VI вв. до н. э. милетянами было основано около 80 колоний на побережьях Азии и Европы. Около 600 г. до н. э. при тиране Фрасибуле Милет достиг своего экономического и культурного расцвета. В городе жили и творили фисиологи (натурфилософы) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, логограф (географ и историк) Гекатей. Милету длительное время удавалось сохранить независимость от Лидийской и Персидской держав, однако во время восстания ионийцев против персов в 500 — 494 гг. до н. э. Милет был разрушен. Только после славной победы эллинов при Микале в 479 г. до н. э. город был заново отстроен.

2 Анаксимандр-физик (611—546 гг. до н. э.) — ионийский натурфилософ, ученик Фалеса.

3 Анаксимен (585—525 гг. до н. э.) — ионийский физик, ученик Фалеса и Анаксимандра.

4 Персы — этническая группа носителей иранских диалектов и.-е. языковой семьи, мифологическими предками которых были с одной стороны Перс, сын Персея и Андромеды, внук Кефея и Кассиопеи, а с другой – Перс, брат Ээта, царя Колхиды. Персы обитали с конца IV тыс. до н. э. в историко-культурных областях Элам и Аншан (ныне Хузестан и Фарс, Иран). В VIII—VI вв. до н. э. вошли в состав Мидийской державы, а около 550 г. до н. э. создали свое независимое государство, возглавляемое царской династией Ахеменидов. Во второй половине VI века до н. э. персидская держава подчинила себе весь Ближний и Средний Восток, став первой сверхдержавой исторической эпохи.

5 Лидийская держава — древнее царство на территории которого теперь расположены вилайеты Измир и Маниса, Турция. Основным этносом Лидии были родственные лелегам племена, носители хеттонеситских диалектов, которые заселили страну во II тыс. до н. э., прийдя с Архипелага. После крушения Фригийской державы в начале VII в. До н. э. Лидийское царство усилилось, а после многочисленных войн с киммерийцами, ионийцами и мидийцами восточной границей Лидии стала река Галис (Кызыл-Ирмак). Лидийская династия Мермнадов (Гиг, Алиатт, Садиатт, Кройс) славилась богатством и роскошью двора, обилием золота и денег. В 546—545 гг. до н. э. Лидия была завоевана персидскими войсками Кира Старшего и превращена им в регулярную сатрапию.

6 Иония — историко-культурная область древней Эллады, ныне берега вилайетов Измир, Айдын и Мугла, Турция. Иония была заселена выходцами из Аттики и других областей Эллады, потомками Иона, сына Ксута и внука Эллина. Поселенцы построили 12 городов: Хиос, Эритры, Теос, Колофон, Эфес, Самос, Приена, Милет, Фокея, Клазомены, Лебедос, Миунт. Позднее в ионийский союз вршла Смирна, эолийский город, а общеэллинским религиозным центром ионийского двенадцатиградья стало святилище Панионион на мысе Микале. Расцвет Ионийского двенадцатиградья пришелся на VIII—VI вв. до н. э. В дальнейшей истории Иония не играла уже самодовлеющей роли.

7 Набонид — сын арамейского вождя и жрицы бога Сина (Месяца) в Харране, царь Вавилона, Шумера и Аккада. Правил с мая 556 г. по 29 октября 539 г. до н. э. Из страха перед растущей персидской мощью перенес свою резиденцию в аравийский оазис Тейма (549—539 гг. до н. э.), оставив в Вавилоне своего сына Белшар-уцу-ру (Валтасар). В августе 539 г. персидская армия разгромила вавилонское ополчение у г. Опис близ реки Тигр. 12 октября 539 г. до н. э. войска Кира Старшего появляются у стен Вавилона. Туда же прибыл Набонид, чтобы организовать оборону города. Однако Вавилон пал, а последний вавилонский владетель был пленен. 29 октября Кир был торжественно принят вавилонянами в качестве законного правителя.

8 Мидийское завоевание — здесь речь идет о пресид-ском завоевании Вавилонии и последующем покорении Сирии, Финикии, Самарии и Иудеи 539—538 гг. до н. э.

9 Сарды (лид. Сфард) — столица Лидии, близ ее развалин теперь вырос турецкий город Салихли, вилайет Маниса.

10 Кир Старший — древний персидский царь Куруш (553—529 гг. до н. э.), объединивший страны Ближнего и Среднего Востока в огромную персидскую державу.

11 Мох-фисиолог — финикийский первоучитель, мыслитель и писатель, живший в XII в. до н. э. От него шла традиция финикийской теогонии и космогонии. Его древние считали основоположником учения об атоме. Фисиолог — то же, что натурфилософ.

12 Таинства.— Филон Библосский полагал, что греческие инициации произошли от финикийских.

Таинства Полая (Цида) — финик, sid [цид] «ловчий, охотник, зверолов» — эпитет героя Эолая — Энкиду. Мистерии в культовом центре Цида в г. Сидон (городе Цида) были связаны со смертью и воскресением из мертвых.

13 Мелькарт финик. mel(i)k-qert «царь города». Эпитет Геракла-Гильгамеша, считавшегося основателем г. Тира и покровителем тирской колонизации западного Средиземноморья.

14 Адонис финик, 'adoni «мой господин» — обращение к богу Тумузу (шумерск. ДУМУЗИ: бог — пастырь овец), экзотерический мифологический персонаж, ипостась Ареса (Авеля), убитого ЭНКИМДУ — земледельцем, Гефестом (Каином), в результате соперничества двух братьев из-за недвижимого и движимого имущества (земли и стад), а также из-за любви прекраснейшей из богинь, Афродиты (ИННАНА, Иштар).

15 Астрея — передача эпитета богини ИННАНЫ — Аштарты. Само это имя («звезда») — раннее лексическое заимствование из и.-е. языков в семито-хамитские. Астрея соответствует Афродите, дочери титаниды Дионы и Зевса.

16 Библ др.-финик, город Губл, рядом с которым расположен теперь ливанский городок Джубейль. Это один из древнейших культовых центров Астарты и Туммуза в Леванте.

17 Кармел {финик, «заросший лозой») — гористый мыс, являвшийся в древности южной границей Финикии. На нем располагалось святилище и священная роща Зевса. Непосвященным было запрещено на нее подниматься.

18 Вавилон {семит, bab-'ilim, «Врата Бога») — древний город, руины которого расположены близ Багдада (Ирак).

19 Сирия в те годы входила в состав Вавилонской державы.

20 Божественный даймон — божество, стоящее наиболее высоко в иерархии даймонов и имеющее свойства богов.

21 Посейдон — ипостась верховного бога, владыка водной стихии.

22 Египет {др.-греч. Aigyptos из др.-ег. *h[i]tk[u]'pt[a]h, «ограда (стена) души бога Пта (Гефеста)») — одно из древнейших наименований Мемфиса. Позднее имя столицы нильской державы было перенесено на всю страну.

23 Амасис — фараон Яхмос II (570—526 гг. до н. э.).

24 Хиром III — царь Тира Хирам (551—532 гг. до н. э.). Когда умер царь Тира Мербал (Maharb'al) (555— 552 гг. до н. э.), приглашенный из Вавилона, тиряне пригласили его брата Хирома, который царствовал 20 лет. При нем Кир Старший воцарился над персами.

25 Египетский язык — представитель афразийской семьи языков, имеющий в своем лексическом составе немало ранних заимствований из индоевропейских языков.

26 Гелиополь (др.-егип. jwnw) — древний город в Нижнем Египте с главным святилищем бога Рэ, культами богов Атума, Геба, Исиды, Иунит, Нут, Тефнут, Шу, Ока Уаджо.

27 Мемфис (егип. Hit-Ku'-Ptah, позднее Men-nfer) — город в Нижнем Египте, на месте которого теперь раскинулся Каир, со святилищем бога Пта (Гефеста) и священным тельцом Апидом.

28 Диосполь — Фивы Египетские, где находилось святилище Зевса-Аммона.

29 Иероглифические письмена — идеографическая письменность Древнего Египта.

30 Ра (коптск. Рэ,) — бог Солнца, соответствующий титану Гипериону, в «поле» которого находится в том числе и Аполлон. В «Текстах Пирамид» упоминается как золотой теленок, которого рождает небесная корова, и как бог-покровитель умершего фараона; в Гелиополе в начале Древнего царства — бог Солнца. Культ Рэ постепенно вытеснил культ Мафдет как солярного божества. Рэ стал отождествляться с различными воплощениями Хора, богами Монту, Хнумом, Амоном, Осирисом. Культовым центром Рэ при повсеместном распространении его почитания оставался город Гелиополь. Фетиш Рэ — обелиск, священные животные — бык Мневис и сокол.

31 Бастида или Баст(ет) — богиня столицы 20-го нижнеегипетского нома, города Бубастиса, однако культ ее был распространен по всему Египту. Изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Самый древний храм богини построен фараоном VI династии Пепи I в Бубастисе. Первоначально Бает почиталась как дочь Рэ, его Око и помощница в битвах со змеем Апопом. Культ Бает к концу Древнего царства начинает Сливаться с культами Тефнут, Сохмет и других богинь-львиц. В эпоху Нового царства Бает отождествлялась с Мут и Хатхор. В поздний период Бает — доброе божество любви, веселья, музыки, олицетворение плодородных сил Рэ. Священное животное — кошка. Бает отчасти соответствует Артемиде.

32 Нейт — богиня, соответствующая Афине. Ее культ возник в Додинастическую эпоху в Западной Дельте Нила и в сопредельных частях Ливии. Первоначально почиталась как богиня, сотворившая мир (эпитет «отец отцов и мать матерей»). С Раннединастического периода — богиня женской войны, охоты и покровительница цариц (эпитет «устрашающая»). В Древнем царстве приобрела функции богини плодородия, почиталась как покровительница прядения и ткачества (главных ремесел города Саиса). Нейт связана с царством мертвых (эпитет «открывающая пути Дуата»). Согласно представлениям древних египтян, она на своих крыльях переносила души умерших в небеса. Часто изображалась кормящей грудью крокодилов и считалась матерью Сухоса (Субк). Фетиш Нейт — щит с двумя перекрещенными стрелами, культовый центр — г. Саис. Греками эта богиня справедливо отождествлялась с Афиной Палладой, богиней ливийских амазонок и владычицей тайного женского союза.

33 Сет — бог, соответствующий Посейдону. В Раннединастический период и в начале Древнего царства — бог-покровитель власти фараонов (в паре с Хором). «Тексты Пирамид» изображают Сета богом-воителем, помощником Рэ в его битвах с Апопом. Образ Сета связан с войной, бедствиями, убийствами и узурпацией престола. День рождения Сета — третий предновогодний день — считался в Египте несчастливым. Сет изображался в виде стилизованного копытного животного с длинными ушами, обычно красноглазого и с красной гривой. Его священные животные конь или осел, реже гиппопотам или жираф. Культовые центры — Омбос, Аварис, Гипсель (11-й верхнеегипетский ном) и Су (в Фаюмском оазисе).

34 Летополь — главный город 3-го южноегипетского нома, культовый центр богини Сатис (Лето) и Анукет (Артемиды).

35 Гермополъ (егип. Hmnw [Hmunu], совр. Эль-Ашмунейн) — главный город 16-го верхнеегипетского нома с культами восьми божеств, в частности Тота, Унута и Нефертума, отождествлявшихся греками с Гермесом.

36 Саис — главный город 5-го нома Нижнего Египта с культом Афины-Нейт.

37 Солон (между 630 и 550 гг. до н. э.) — один из Семи мудрецов, знаменитый афинский законодатель, политик и поэт; посетил Египет и Лидию во время путешествий в середине VI в. до н. э. Из «Собрания изречений Семи мудрецов» Деметрия Фалерского следует, что Солон, сын Эксекестида, афинянин, изрек:

1. Ничего слишком. 2. В судьи не садись, а не то будешь врагом уличенному. 3. Избегай удовольствия, рождающего страдание. 4. Телесную красоту и духовное совершенство соблюдай вернее клятвы. 5. Скрепляй слова печатью молчания, а молчание — печатью подходящего момента. 6. Не лги, но говори (всегда) правду. 7. Радей о честном. 8. Не говори более справедливого, чем родители. 9. Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть. 10. Научившись подчиняться, научишься управлять. 11. Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее сам. 12. Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное. 13. Не будь дерзким. 14. Не якшайся с дурным. 15. Почитай богов. 16. Уважай друзей. 17. Чего не видел, того не говори. 18. Знаешь — так молчи. 19. К своим будь кроток. 20. О тайном догадывайся по явному.

38 Камбиз — старший сын Кира, унаследовавший власть в державе персов (529—522 гг. до н. э.) и завоевавший Египет в 527—525 гг.

39 Псамметих — последний фараон Саисской династии Псамметих III (526—525 гг. до н. э.). На его правление пришлось завоевание Египта персами.

40 Бел-Мардук (акад., возм. от шумерского АМАР-УТУ(К) — «теленок Угу, т. е. бога Солнца») — верховный бог вавилонского пантеона, соответствующий Зевсу. Считался покровителем мудрецов, заклинателей и врачевателей. От бога Шамаша, чьим братом он иногда называется, к нему переходят эпитеты «судья богов», «владыка (бел) богов», «отец богов».

41 Халдейские жрецы — сословие жрецов и астрологов, выведенное ассирийским царем в 714 г. из г. Ардини (Му-сасира), сакрального урартского центра верховного бога Халди. Расселенные в Борсиппе, Уруке, они стали предками знаменитых месопотамских астрологов. Из их среды происходила и династия «халдейских царей» Вавилона (626—539 гг. до н. э.).

42 Маги — грецизированная форма др.-перс, этнонима Magus, названия одного из мидийских племен. К началу проповеди Заратуштры маги превратились в жреческое сословие (жрецы Зервана, Митры, Веретрагна и др. божеств др.-иранского языческого пантеона). Специализировались в области охранительной магии (колдовстве), ведовстве, гаданиях и жертвоприношениях древнеиранским богам.

43 Халдей Зарата — великий пророк Заратуштра, реформатор древнеиранской религии, живший между 579 и 502 гг. до н. э. Проповедовал помимо служения Ахурамазде и Амеша Спента примат жречества над воинским сословием.

44 Дарий — др.-персидский царь Дарайавуш (522— 486 гг. до н. э.), сын Виштаспы, при дворе которого проповедовал Заратуштра.

45 Свержение Поликрата произошло около 522 г. Тиран был коварно отравлен персидским сатрапом Оройтом.

46 Астрей др.-греч. «звездный».

47 Аистова забота — зд.: забота и уход за престарелыми родителями.

48 Олимпийские игры — общегреческие спортивные соревнования ритуального происхождения, проходившие каждые четыре года в городе Олимпия с 776 г. до н. э.

49 Фракия — историко-культурная область, ограниченная морями, рекой Струма и горным хребтом Стара Планина (европейская Турция, северо-восточная Греция, Болгария).

50 Геракл — зд.: отождествление с подобным фракийским (гетским) божеством, типа Героя Перкона.

51 «Бескровный жертвенник благочестивых» — на нем приносили Аполлону нехарактерные для этого бога, как и для многих других богов, бескровные жертвы. Однако древние полагали, что первоначально было принято совершать растительные жертвоприношения, а животных стали приносить в жертву гораздо позже.

52 Крит — о-в Крит, Греция.

53 Идейская мать — титанида Рея, олицетворение женской части энергии планеты Сатурн.

54 Диктейская пещера — сакральное место укрытия малолетнего Зевса в Восточном Крите.

55 Минос — сын Зевса и Европы, мудрый законодатель и правитель ахейцев Крита, после смерти стал судьей в царстве душ умерших.

56 Вакх — звукоподражательный эпитет Диониса.

57 Лакедемон — область в Южной Греции, названная в память Лакедемона, сына плеяды Таигеты и Зевса.

58 Алкей — политический деятель самосской республики 522—517 гг. до н. э. Информация о нем скудна.

59 Великая Греция — наименование колонизованной эллинами Италии. Подобный подход традиционен для индоевропейских народов: первичная родина этноса именуется «малой» (Малая Армения, Малая Русь, Малая Польша), а вторично освоенная и колонизованная этим этносом территория называется «великой» (Великая Армения, Ве-ликороссия, Великая Польша).

60 Сатрапы (др.-перс, «хшатрапавана» «хранитель царской (области), штатхальтер») — наместники персидского царя в провинциях, имевшие высшие военно-административные функции. По соседству с Элладой в те годы располагались сатрапии Скудра (Фракия), Спарда (Лидия), Карка и Иауна (Иония, Кария, Ликия, Памфилия), Катпатука (Фригия, Вифиния, Пафлагония, Каппадокия). Сатрапы нередко вмешивались в дела греческих государств, сохранявших формальную независимость, с целью расширения своих владений.

61 Братья Поликрата — правители, навязанные Самосу около 517 г. до н. э. в качестве вассалов персидского царя. Братья и племянники Поликрата правили тиранически. Геродот упоминает Эакея, сына Силосонта, племянника Поликрата, который был тираном Самоса и состоял в милости у царя Дария. Он принял участие в голосовании ионян по поводу разрушения моста через Истр во время похода персов в Скифию (между 516 и 512 гг. до н. э.). Эакей был также участником Ионийского восстания против персов в 500—499 гг. до н. э. Его, как и других ионийских тиранов, лишил власти Аристагор из Милета.

62 Совет Бианта ионийцам заключался в следующем: чтобы избежать лидийского, мидийского или персидского завоеваний и порабощения, им следовало бы всем вместе переселиться на о-в Кирн (Корсику) и там создать мощное колониальное государство.

63 Силен — сын Гермеса или Пана, воспитатель и постоянный спутник Вакха, старший из сатиров, изображаемый толстым, веселым, вечно пьяным стариком.

64 Пифон — дракон, владевший Дельфийским прори-цалищем до Аполлона и убитый последним.

65 Трипод — священный треножник Пифии, занимавший особое место на храмовом участке Дельф.

66 Триоп — мифический основатель святилища Аполлона на мысе Триопий, потомки которого населяли город Книд (Искандиль-Бурун, вилайет Мугла, Турция).

67 Морг — один из пяти идейских (критских) дактилей (их другие имена: Геракл, Пеон, Эпимед, Иасий, Акесид), которые отождествлялись с куретами, корибантами и тель-хинами. По преданию, мужчины были куретами, охранявшими колыбель Зевса на Крите. Потом они пришли в Элиду и воздвигли храм, чтобы умилостивить Крона. Геракл, принеся дикую оливу от гиперборейцев в Олимпию, устроил между братьями соревнование в беге, положив тем самым начало Олимпийским играм.

68 Идейские дактили — олицетворяли пять пар титанов и титанид, управляющих пятью планетами, а также пять пальцев руки и их качества в хиромантии.

69 Сибарис — ахейская колония в Тарантском заливе, основанная в 709 г. до н. э. Благодаря плодородию почв и выгодной торговле в VI в. до н. э. Сибарис достиг процветания и слыл самым богатым городом Великой Греции. Жители города (сибариты) привыкли к роскоши и удобствам. Их этникон стал нарицательным.

70 Кротон — ныне Кротоне (Италия).

71 Фемида — титанида, олицетворяющая женскую часть энергии планеты Юпитер, покровительница неписаного права.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Золотой канон. Фигуры эзотерики

На сайте allrefs.net читайте: Золотой канон. Фигуры эзотерики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КОММЕНТАРИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Золотой канон. Фигуры эзотерики
  Серийное оформление, дизайн книги и оформление обложки Елены Шамрай Подготовка текста, комментарии, вступительная статья А. Шапошникова Поэтические п

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Издавна европейское богословие внедряет в сознание обывателей идею о том, что никто до Иешу Амашшии1 не возвестил миру о вселенской всеобъемлющей божественной любви, через которую придет

КОММЕНТАРИИ
1 Иешу Амашшия — греч. Иисус Христос из Назарета (11 г. до н. э.— между 14 и 37 гг. н. э.) — пророк и реформатор древнееврейской религии. Иешу Ноцри поначалу присоединился

ВОПЛОЩЕНИЕ ДУШИ
Палингенесии1 (телесные воплощения) души Пифагора происходили в течение 216 лет, он достигал нового рождения, и как бы после первого цикла и возвращения куба шести, душеродного и одновре

КОММЕНТАРИИ
1 Палингенесия — возрождение, рождение снова (др.-греч.). 2 Эталид, сын Гермеса — жил еще до Девкалионова потопа. {Гомер, «Илиада». Пер. Гнеди

РОЖДЕНИЕ, ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ
Мать Пифагора, Партения (Партения — прозвище Геры1 и одно из названий о-ва Самос2), происходила из семьи и родственной филы3, ведущей свой род от Анкая4

Аполлон посылает на землю душу-спутницу для воплощения в ребенке Партениды
Мнесарх взял по любви в жены Партениду, превосходившую красой всех самиянок, и жил с ней счастливо. Богами было суждено, чтобы молодожены зачали дитя. Душа будущего Пифагора была ниспослан

Рождение Пифагора
Когда все было готово, Мнесарх с Пифаидой на торговом судне отплыли в Финикию, где она разрешилась от бремени в городе Сидоне36.   Фебу, Зевесову сыну, ро

КОММЕНТАРИИ
1 Партенида, Партения — девическое имя матери Пифагора, в переводе с др.-греч. «девственная»; совпадает с поэтическим именем о-ва Самос и эпитетом Геры. Гера — сес

СТРАНСТВИЯ: ОТ МИЛЕТА ДО КРОТОНА
В 20 лет, будучи еще эфебом, Пифагор не пожелал подчиниться зарождавшейся тирании Поликрата на Самосе, и, предвидя, что это послужит препятствием его цели и любви к знаниям, он тайно от всех вместе

Пифагор стал зрелым, приобрел достоинство, развил свои силы и выполнил свою земную обязанность — стал мужем, отцом, создал семью
Пифагор получил в наследство имущество Алкея, умершего после посольства в Лакедемон. Став состоятельным человеком и отвечая настоятельным просьбам матери, Пифагор решил жениться и обзавестись семье

КОММЕНТАРИИ
1 Царство Аида — царство душ теней умерших. 2 Гесиод — один из древнейших эллинских поэтов (около 700 г. до н. э.), соперник Гомера. Жил в Беотии. Славу

ЧУДЕСА ПИФАГОРА
С юности много было чудесного в Пифагоре — совершенное тело, благородная осанка и величие, длинные золотистые волосы необычайной красоты. Немало и чудес было сотворено Пифагором в течение долгой жи

ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПИФАГОРА
Пифагор обладал множеством дивных и чудесных способностей. Многими из них он был наделен еще с детства. Пифагор умел по-разному говорить с людьми. Так, когда его просили выступить с речью

КОММЕНТАРИИ
1 Мегары Сицилийские — прежде Хюблэ, древняя греческая колония (основана в 729 г. до н. э.) близ совр. Ачи-реале, Сицилия. 2 Кавлония — др.-греч. колони

СЕМЬЯ ПИФАГОРА
Во время поездки на Крит безумная страсть критянки Теано связала самосца Пифагора, изобретшего изощренные геометрические спирали и сферу, которой окружен эфир, и поместившего весь мир в маленьком ш

СХОЛА ПИФАГОРА
В Кротоне Пифагор, его ученики и слушатели (математики и акусматики) образовали общину «совместно слушающих» пифагорейцев, которая была одновременно и тайным мужским союзом, и образовательным инсти

Залмоксис
Залмоксис-гет8 был рабом Пифагора на Самосе. Получив вольную, он сделался свободным и нажил богатое состояние. Вернувшись на родину, он соорудил и обставил себе андрон (пиршеств

КОММЕНТАРИИ
1 Акусматики — «слушатели» от др.-греч. сскотхтпхх,-атоо, «то, что слушают». Этот термин можно истолковать и как «обучаемые с помощью акусм (символов)», ибо акусматики выуч

КАТАЛОГ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Абарид с острова Гиперборейцев — гиперборейский жрец Аполлона, ставший преданным учеником и последователем Пифагора. Автохарид из Лакедемона. Агей из Кротона. Агел из Кро

КОММЕНТАРИИ
1 Парос — о-в Парос (Греция). 2 Элея — эллинская колония в Италии близ совр. Касаль-Велино, Юж. Кампания. 3 Карфаген — пуниче

УЧЕНИЕ ПИФАГОРА
Боги послали Пифагора улучшить человеческую природу при помощи воспитания и обучения. При этом каждый должен был нести бремя своего долга самостоятельно и облегчить его было нельзя. Цель п

ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ЛЮДСКОЙ ПРИРОДЫ
Пифагор первым провозгласил необходимость воцарения во вселенной всеобщей любви и согласия (ФΙΛΙА KAI APMONIA). Через утверждение всеобщей любви произойдет улучшение человеческой при

ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ДЕТОПРОИЗВОДСТВА
Пифагор заметил, что большинство людей не берут на себя никакой заботы о собственном потомстве. Они производят потомство наобум и как попало, избегая всякого разумного подхода. Да и после этого кор

ПИФАГОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(ΠAIΔEYTIKON) Было бы глупо признать разум самым главным, но не отдавать ему предпочтение перед всем остальным и не тратить на его развитие ни времени, ни усилий

ПИФАГОР О ВОСПИТАНИИ
(ΠAIΔEYTIKON) Огромное значение для улучшения человеческой природы имеет воспитание. Разумная система, основанная на правильных примерах,— вот главный путь насто

АКУСМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Акусмы (ТА AKOYΣMATA) — предназначенные для слушания и размышления высказывания Пифагора. С одной стороны, они продолжали традицию мудрых изречений Семи Мудрецов, а с другой — обогатили эллинс

КОММЕНТАРИИ
1 О-ва Блаженных — мифическая страна, где пребывают души умерших героев. 2 Эсто — глагольная форма сослагат. накл. глаг. «быть». 3

ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ. ГРАММАТИКА, ПОЭТИКА, РИТОРИКА
ПИФАГОР О ГРАММАТИКЕ(ΔΩPIKA) Пифагорейцы призывали всех эллинов, вступивших в их братство, говорить лишь на родном языке. Лучшим из диалектов они считали дорийск

КОММЕНТАРИИ
1 Хроматизм – зд.: акцент, окрашенность произношения. 2 Родословные.— Традиция составления мифологических родословных восходит к древним логографам VI в

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ. О ЧИСЛАХ ГЕОМЕТРИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ ОТ ПИФАГОРА (КВАДРИВИУМ) Считается, что математические науки1 Пифагор позаимствовал у египетских, финикийских и халдейских жрецов. Не забуд

ПИФАГОР О ЧИСЛАХ
(YMNOΣ EIΣ APIΘMON) Пифагор продвинул арифметику вперед и вывел ее за пределы обычных торговых вычислений, сравнивая вещи с числами (моделируя все вещи числ

ГЕОМЕТРИЯ ОТ ПИФАГОРА
Геометрия — это устное сообщение (IΣTOPIA) Пифагора, целиком исходившее от него. Он учился геометрии у египтян, которые занимались ею с древних времен. Пифагор считал геометрию необхо

КОММЕНТАРИИ
1 Математические науки — современное понимание этого определения значительно отличается от его первоначального значения — «науки учеников Пифагора, допущенных к прямому собеседова

АСТРОНОМИЯ ОТ ПИФАГОРА
Пифагор научился астрономическим теориям у Фалеса и Анаксимандра, халдеев и магов. Он много говорил о космосе, о всевозможных видах движения небесных сфер и светил, о заграждениях одних др

ПЕРΙ APMONIKHΣ). МУЗЫКА
Пифагор открыл законы гармонии и гармонические отношения между звуками. Пребывая однажды в состоянии озабоченности и напряженного размышления, не сможет ли он придумать для слуха какое-ниб

КОММЕНТАРИИ
1 Музыкальная гармония звучания — долгое время подвергавшееся осмеянию учение Пифагора о музыке сфер в недавнее время нашло некоторое научное подтверждение: Буданов В. Г. Р

ПИФАГОР О ВСЕОБЩЕМ
(ПЕРΙ TOY OΛOY) Название философия (ФΙΛОΣОФΙА) придумал первым Пифагор, ибо мудрость (ΣОФΙА) есть знание истины, коренящейся в истинно сущем. Истинн

КОСМОГОНИЯ ОТ ПИФАГОРА
Пифагор и пифагорейцы рассуждали о происхождении Неба. В том, что касается его частей, действий и претерпеваний, строго следовали наблюдаемым фактам. Они без остатка тратили свои начала и причины н

ФИСИОЛОГИЯ
(натурфилософия) от Пифагора(ФΥΣΙКОΝ) Пифагор считал хронос (XPONOΣ) сферой объемлющего (небосводом) (ΔIAΣTHMA OIKOYMENHΣ).

О БОГАХ. ПИФАГОР О БОГАХ
(MYΣTIKOΣ ΛОГОΣ, ΙЕГОΣ ЛОГО1, ΛОГОΣ ПЕРΙ ΘEΩN) Священное Слово, или учение о богах: «Это слово о богах принадлежит Пифагору, сыну Мне

Предписания и запреты
Из запретов Пифагора много привнесенного из мистерий: запрет есть бобы — священное растение Аполлона. «И не касаться бобов» по многим божественным, природным и имеющим отношение к душе причинам. На

Жертвоприношения
Пифагор ревностно изучал науку о жертвоприношениях и торжественных богослужениях, совершаемых в храмах. Жертвы богам Пифагор приносил необременительные, угождая им мукой, лепешками, ладано

КОММЕНТАРИИ
1 Мистерии — тайные священнодействия, таинства. 2 Символ веры от Пифагора — фундаментальное положение философии Пифагора. 3 Маг Г

О ДУШЕ. МЕТЕМПСИХОС. ПОСМЕРТНОЕ СТРАНСТВИЕ ДУШИ
ПИФАГОР О ДУШЕ (ПЕРΙ ΨΥХНΣ) Душа — осколок эфира, одновременно теплого и холодного, душа отличается от жизни тем, что наряду с теплым эфиром содержит х

МЕТЕМПСИХОС
(ПАΛΙГЕΝЕΣΙАΙ KAI METENΨYXΩΣΙΣ) Считается, что Пифагор первым высказал мнение, что душа, проходя по кругу неизбежнос

ПОСМЕРТНОЕ СТРАНСТВИЕ ДУШИ ПО ПИФАГОРУ
(AYΣΙΣ ΨΥXHΣ H KATABAΣIΣ EIΣ AIΔOY) Пифагор так говорил своим ученикам о посмертном странствии души: «Когда тебе

КОММЕНТАРИИ
1 Патрокл — сын Менетия, родом из Опунта, любимый друг Ахилла, убитый в поединке Гектором. 2 Ферсефонея — диалектный вариант имени Персефоны, супруги Аи

ЭТИКА ОТ ПИФАГОРА
(HΘIKΩN ΔOГMATΩN) Большую часть этических воззрений Пифагор заимствовал у Фемистоклеи, дельфийской жрицы. После богов, даймонов и героев более

ПРАВО ОТ ПИФАГОРА
Пифагор говорил, что одну и ту же (равную) силу имеют: в царстве Плутона — Дике1, в царстве Зевса — Фемида2, в полисах — Номос3. Поэтому тот, кто поступает несправе

ПОЛИТИКА ОТ ПИФАГОРА
(ПОΛΙΤΙКОΣ ΛОГОΣ, ΠOΛITIKON) Никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется, но всегда нужно иметь какое-ли

КОММЕНТАРИИ
1 Дике — богиня высшей Правды и высшей Справедливости в ее нравственном аспекте. С ней связана идея посмертного суда и воздаяния. 2 Фемида — богиня прав

ОЧИЩЕНИЕ И ТЕРАПЕВТИКА
(KAΘAPMOI) Здоровье — сохранение облика, болезнь — его гибель. Пифагор всегда заботился о том, как выглядит его тело, чтобы оно не худело и не толстело, так

ДИЕТА ОТ ПИФАГОРА
Из видов пищи Пифагор советовал полностью отвергнуть такие, которые вызывают беспорядок в желудке, урчание и ветры; ■ виды пищи, враждебные божественной природе (нечистые плоды и жив

О РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЕ
(КАΘАРМОΙ) Ритуальная чистота (AГNEIA) достигается очищениями, омовениями и окроплениями, а также неприкасанием к трупам, роженице и всякой скверне и воздержание

КЛЯТВА ПИФАГОРЕЙЦЕВ
(OPKOΣ) Клянусь величайшей клятвой — Космосом, Аполлоном и всеми богами и богинями олимпийскими, клянусь изобретшим тетрактиду мудрости нашей, ту, из которой течет ис

ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО УЧЕНИКА
Пифагор полагал, что хорошим окажется тот ученик, который обладает следующими качествами: 1) способностью хранить молчание (безмолвствовать; EXEMYeiA); 2) способностью хранить в т

Проверка и оценка характера ученика
Прежде чем принять кого-нибудь себе в ученики, Пифагор долго присматривался к нему, стремясь оценить его характер; 1) расспрашивая других об их поведении с родителями и остальными домашним

ПИФАГОРЕЙСКИЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ
(ΔΙАΙТН) Пифагор предписал своим последователям следующий распорядок дня: 1. Просыпаться и вставать с постели не позже восхода солнца, чтобы, заста

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИФАГОРА
Пифагору приписывалось традицией немало речей, письменная фиксация содержания которых была выполнена его учениками, развивавшими его учение. Сам Пифагор ничего не писал, кроме «Священного Слова». П

МОЛИТВЫ ОТ ПИФАГОРА
(Ιερός λόγоς в гексаметрах) От Пифагора идет традиция «Священного Слова Пифагорейцев», стихотворного изложения основоположений

КОММЕНТАРИИ
1—4: Начало «Золотых стихов» предположительно представляет собой переложение начала древнего пифагорейского стихотворения Hieros logos, приписываемого самому Пифагору. Это сочинение было завещано и

Заутренний гимн Гелиосу
(воскурение из ладана и манны) Слух свой открой для мольбы, о блаженный, чье око всезряще, Златоблестящий титан, светоч просторных небес; Неутом

Заутренний гимн Аполлону
(воскурение манной) О святочтимый, приди, лучезарный Пэан, поразивший Тития меткой стрелой, Ликорейский, Мемфисский, Мышиный, Радости светлой творец,

Книга восьмая
1. ПИФАГОР Теперь, когда мы обошли всю ионийскую философию, что вела начало от Фалеса, и упомянули в ней всех, кто достоин упоминания, перейдем к философии италийской, которой положил нача

КОММЕНТАРИИ
1 Тирренцы — этруски, считавшиеся народом, искушенным в тайных знаниях: отсюда и легенда, возводящая к ним Пифагора (еще красочнее — у Порфирия, § 10).— 307. 2

ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Почти все согласно утверждают, что Пифагор был сыном Мнесарха, но разноречиво судят о происхождении самого Мнесарха. Некоторые считают Мнесарха уроженцем Самоса. Но Клеанф (в V книге «Мифических по

КОММЕНТАРИИ
Порфирий (ок. 232 — ок. 301 гг. н. э.) — ученик Плотина, располагал для своей биографии Пифагора приблизительно теми же материалами, что и Диоген Лаэртский, но в своем изложении уже гораздо

Изданные источники о Пифагоре и его учении
1. Фрагменты Ранних Греческих Философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подгот. А. В. Лебедев.— М.: Наука, 1989.— 576 с. (О Пифагоре и пифагорейских философа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги