рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

АКУСМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

АКУСМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ - раздел Философия, Золотой канон. Фигуры эзотерики Акусмы (Та AkoyΣmata) — Предназначенные Для Слушания И Размышления Выска...

Акусмы (ТА AKOYΣMATA) — предназначенные для слушания и размышления высказывания Пифагора. С одной стороны, они продолжали традицию мудрых изречений Семи Мудрецов, а с другой — обогатили эллинскую словесность новыми эзотерическими смыслами.

От Пифагора идет традиция акусматического (EYMBOΛIKH, «символического») обучения. Имелось три вида акусм, или символов (ТА ΣYMBOΛA). Первый вид акусм от Пифагора строился примерно так:

■ Что такое острова Блаженных1? — Солнце и Луна.

■ Что такое прорицалище в Дельфах? — Тетрак-тида, то есть гармония, в которой заключены сирены.

■ Кто ты, Пифагор? — Аполлон Гиперборейский.

■ Половина всего дела — начало.

■ Старость подобна всему тому, что уменьшается, а молодость — тому, что нарастает.

■ Все годится (сопричастно) числу.

■ Эсто2 — сущность.

■ Благом являются труды (трудности), наслаждения же — во всех отношениях — зло.

■ Вселенная — это космос («украшенное»); она названа так по порядку и красоте, которые ей присущи.

■ Северный полюс Земли — «печать Реи», а Медведи (APKTOI) — «руки Реи».

■ Планеты — «псы Персефоны3».

■ Плеяды — «лира Муз».

■ Центральный очаг, демиургическая сила — «Зевсов острог» (ΔΙΟΣ ПΥРГОΙ) или престолы Зевса (ΔΙΟΣ ΘPONOI).

■ Море — «слеза Крона».

■ Есть человек двуногий, и птица, и третье, другое.

Второй вид символов идет от Фалеса и Семи Мудрецов и восходит к популярной форме народной дидактической словесности:

■ Что всего старше? — Бог, ибо он безначален.

■ Что всего больше? — Пространство. (Мироздание объемлет все остальное, а пространство объемлет и само мироздание.)

■ Что всего разумнее? — Время: одно оно уже открыло, а другое еще откроет.

■ Что всего неотъемлемей? — Надежда. Она есть и у тех, у кого больше ничего нет.

■ Что всего полезней? — Добродетель. Она делает полезным и все остальное хорошим пользованием.

■ Что всего вреднее? — Порок. Он больше всего портит вещей одним своим присутствием.

■ Что самое праведное? — Жертвовать.

■ Что самое мудрое? — Число.

■ Что второе по мудрости? — Давать имена вещам.

■ Что самое мудрое у эллинов (ΟΙ ПАР'HMΩΝ)? — Искусство врачевания.

■ Что самое прекрасное? — Гармония. (Мироздание: ибо все, что стройно, входит в него как часть.)

■ Какая из плоских фигур самая прекрасная? — Круг.

■ Какая из телесных фигур самая прекрасная? — Шар (Сфера).

■ Что всего сильнее? — Неизбежность. Она неколебима.

■ Что самое сильное? — Мысль.

■ Что всего легче переносится? — Естественное. Ибо даже сладостное часто вызывает отвращение.

■ Что самое справедливое? — Жертвоприношения.

■ Что самое лучшее? — Счастье (EYΔAIMΩNIA).

■ Что самое трудное? — Познать самого себя.

■ Что самое легкое? — Жить по привычке.

■ Какое высказывание можно считать самым правдивым? — Что люди злы.

Третий вид символов предписывает то, что следует делать или не следует делать:

■ Более всего следует заботиться о философии, родителях (так как последним мы обязаны тем, что живем), философах и воспитателях (им мы обязаны тем, что живем хорошо и разумно, обретя в их лице правильное руководство).

■ Не разрушай в себе бога!

■ Не перешагивай через весы, соблюдай меру. Ярмо не перешагивай (МН ZYГON YПEPBAINEIN!), т. е. не лихоимствуй.

■ Венок не ощипывай, т. е. законов не нарушай, ибо они — венки полиса.

■ Следует обзавестись потомством, чтобы оно служило богам после тебя.

■ Следует первой подвязывать правую сандалию.

■ Не следует ходить торными дорогами. Избегая торных дорог (по которым идет большинство), ходи тропинками.

■ Идя в храм поклониться, не говори и не делай ничего житейского...

■ Не заходи в храм мимоходом и не поклоняйся походя ни в коем случае, даже если будешь проходить мимо самых дверей.

■ Приноси жертвы и поклоняйся босиком. Следует подходить к алтарю и приносить жертву необутым (босиком).

■ Не следует окунать руку в сосуд с водой для освящения.

■ Во время жертвоприношения ногтей не подстригай.

■ Воздерживайся от живого.

■ Не ешь ни того, что недозволено,— рождения, роста, начала и конца, ни того, откуда происходит первая основа всего (т. е. воздерживайся от филейной части, яичек, гениталий, матки, костного мозга, ног и головы жертвенных животных).

■ Мозга не ешь.

■ Сердца не ешь.

■ Эритину4 не ешь.

■ Мальву5 расти, но не ешь.

■ Воздерживайся от чернохвостки, ибо она посвящена подземным богам.

■ Воздерживайся от бобов. Не следует касаться (есть) бобов.

■ Не следует мыться в общей бане. Чисты ли те, вместе с кем ты это делаешь?

■ На обрезки своих волос и ногтей плюй.

■ Поворотясь к Солнцу, не мочись.

■ Стульчак факелом не оттирай.

■ На дороге не гадь.

■ Не следует ни с кого снимать его ношу, но, напротив, следует помогать ее взваливать. Поднимающему ношу взваливать помогай, снимающему сваливать не пособляй.

■ Не следует сходиться для детопроизводства с женщиной, имеющей на себе золото, дабы не осквернить его.

■ Не следует заниматься любовью или рожать детей в храме, дабы не осквернить его.

■ С богатой (женщиной) для деторождения не сходись.

■ Не следует носить изображения божества на перстне в качестве печати, дабы не осквернить бога. Изображения бога на перстне не вырезай.

■ Перстень не носи.

■ Следует хранить образ божества в жилище.

■ Следует совершать возлияния богам через ушко сосуда ради хорошей приметы и чтобы никто не пил с этой стороны.

■ Не глядись в зеркало при светильнике.

■ Не следует говорить о пифагорейских предметах без света (в темноте). О пифагорейских вещах без света не говори.

■ Без удержу не смейся.

■ Следует давать самый лучший совет спрашивающему, ибо совет священен.

■ Не протягивай десницу всем без разбора.

■ Следует брать жену правой рукой, когда уводишь ее от отцовского очага к своему6.

■ Следует относиться к жене как к просительнице.

■ Не следует жену преследовать.

■ Не следует приносить в жертву белого петуха, так как он — проситель и посвящен Месяцу. Он указывает время и потому посвящен Месяцу и Солнцу.

■ Петуха корми, но не закалывай, ибо он посвящен Месяцу и Солнцу.

■ Никаких когтистых тварей (хищных птиц) в доме не содержи и не выкармливай.

■ Ласточку в дом не пускай. Не допускай в доме присутствия ласточек, ибо они неблагодарны и не заслуживают доверия.

■ Следует входить в храм в чистых и белых одеждах.

■ Покойника следует обряжать в белые и чистые одежды. Чистота и белизна — свидетельство прямоты и справедливости.

■ Не следует заходить в храм походя.

■ Не следует рассматривать службу божеству как нечто второстепенное.

■ Не смей не верить сказаниям о богах или божественным учениям, даже если они невероятны.

■ Следует стойко сражаться и получать рану спереди, тогда смерть — благо, если поступаешь наоборот — она позорна.

■ Надо ставить на стол соль в напоминание о справедливости. Соль все сохраняет, она рождена самыми чистыми стихиями — солнцем и морем...

■ Не следует преломлять хлеб. Того, что сводит людей вместе, делить не нужно — это не принесет пользу человеку на суде в доме Аида.

■ След горшка на золе стирай. Не оставляй на золе следов снятого горшка, а сглаживай золу.

■ На хлебной мере не сиди (т. е. не живи праздно, равно заботься о нынешнем и будущем).

■ Поговорка об «отложенной рыбе» (Paroemio-graphi, II, 462) поучает нас всегда откладывать на будущее что-нибудь из наличности и сегодня помнить о завтрашнем дне.

■ Бездеятельному сну подобает коричнево-красный и черный цвет. Сну для общения с божеством приличествует чистый белый цвет.

■ Встав с постели, сверни ее и разгладь место, где спал.

■ Из того, что заслуживает осторожности, более всего следует остерегаться наслаждения.

■ Будь сдержан на язык перед другими, следуя богам.

■ Когда дуют ветры, поклоняйся (богине) Эхо7.

■ Огонь ножом не вороши (т. е. не раздражай еще больше колкими словами вспылившего в гневе).

■ Отворачивай от себя всякое острие.

■ Обуваться начинай с правой ноги, мыть ноги — с левой.

■ Уходя из дому, не оборачивайся, ибо Эринии идут по пятам.

■ Предпочитай девиз «что ни фигура, то шаг (к совершенству)» девизу «что ни фигура, то три обола».

■ Следует изгонять дух соперничества и вражды из любого вида филии (с родителями и старшими, с братьями и сестрами, с друзьями и благодетелями). Душевных царапин и ран при дружбе (любви) надо наносить друг другу как можно меньше. Это происходит, если умеют уступать и смирять свой гнев оба, особенно — младший.

■ Не следует никогда изгонять доверия из дружбы (любви).

■ Не следует отказываться от дружбы (любви) из-за несчастья (с партнером).

■ Можно отказаться от дружбы (любви) лишь по причине полного разочарования в партнере и в отношениях с ним, происходящего из-за большой испорченности и неисправимости друга.

■ Не нужно в ссоре апеллировать к третьему, а нужно унять злобу в себе самих. Первым это должен сделать старший.

 

Пифагор приводил пояснения и доказательства всех акусм (символов), но так как их передавали друг другу многие и при этом все менее, чем их предшественники, понимали их смысл, то изречения в конце концов лишились своего первоначального смысла и превратились в малопонятные изречения.

Все его предписания относительно того, что следует делать или не делать, имеют целью общение (0МΙΛΙА) с божеством.

Вообще Пифагор полагал, что заучивание подобных акусм (символов) слушателями само по себе благотворно, даже без знания каких-либо причин и объяснений.

Эти предписания и запреты представляют собой смесь народных поверий и примет, древних запретов и обрядов с пифагорейским представлением о бессмертии души и ее последовательных воплощениях в различные тела.

 

***

Имеется немало акусм, афоризмов и изречений Пифагора, вошедших в мировое культурное наследие Эллады:

■ Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

■ Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он нигде больше не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

■ Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

■ Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

■ Делай великое, не обещая великого.

■ Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

■ Жизнь подобна театру: наилучшие места в ней часто занимают очень дурные люди.

■ Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

■ Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.

■ Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него несколько горьких слез.

■ Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы от нее никакой.

■ Молчи или говори то, что получше молчания.

■ Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

■ Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

■ Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобрав всех своих поступков за прошедший день.

■ Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце.

■ Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье.

■ Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю свою жизнь.

■ Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

■ Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

■ Пьянство есть упражнение в безумстве.

■ Статую красит вид, а человека — его деяния.

■ Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

■ У друзей все общее, и дружба есть равенство.

■ У хвастунов, как и в позолоченном оружии: внутреннее не соответствует наружному.

■ Шутки, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Золотой канон. Фигуры эзотерики

На сайте allrefs.net читайте: Золотой канон. Фигуры эзотерики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АКУСМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Золотой канон. Фигуры эзотерики
  Серийное оформление, дизайн книги и оформление обложки Елены Шамрай Подготовка текста, комментарии, вступительная статья А. Шапошникова Поэтические п

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Издавна европейское богословие внедряет в сознание обывателей идею о том, что никто до Иешу Амашшии1 не возвестил миру о вселенской всеобъемлющей божественной любви, через которую придет

КОММЕНТАРИИ
1 Иешу Амашшия — греч. Иисус Христос из Назарета (11 г. до н. э.— между 14 и 37 гг. н. э.) — пророк и реформатор древнееврейской религии. Иешу Ноцри поначалу присоединился

ВОПЛОЩЕНИЕ ДУШИ
Палингенесии1 (телесные воплощения) души Пифагора происходили в течение 216 лет, он достигал нового рождения, и как бы после первого цикла и возвращения куба шести, душеродного и одновре

КОММЕНТАРИИ
1 Палингенесия — возрождение, рождение снова (др.-греч.). 2 Эталид, сын Гермеса — жил еще до Девкалионова потопа. {Гомер, «Илиада». Пер. Гнеди

РОЖДЕНИЕ, ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ
Мать Пифагора, Партения (Партения — прозвище Геры1 и одно из названий о-ва Самос2), происходила из семьи и родственной филы3, ведущей свой род от Анкая4

Аполлон посылает на землю душу-спутницу для воплощения в ребенке Партениды
Мнесарх взял по любви в жены Партениду, превосходившую красой всех самиянок, и жил с ней счастливо. Богами было суждено, чтобы молодожены зачали дитя. Душа будущего Пифагора была ниспослан

Рождение Пифагора
Когда все было готово, Мнесарх с Пифаидой на торговом судне отплыли в Финикию, где она разрешилась от бремени в городе Сидоне36.   Фебу, Зевесову сыну, ро

КОММЕНТАРИИ
1 Партенида, Партения — девическое имя матери Пифагора, в переводе с др.-греч. «девственная»; совпадает с поэтическим именем о-ва Самос и эпитетом Геры. Гера — сес

СТРАНСТВИЯ: ОТ МИЛЕТА ДО КРОТОНА
В 20 лет, будучи еще эфебом, Пифагор не пожелал подчиниться зарождавшейся тирании Поликрата на Самосе, и, предвидя, что это послужит препятствием его цели и любви к знаниям, он тайно от всех вместе

Пифагор стал зрелым, приобрел достоинство, развил свои силы и выполнил свою земную обязанность — стал мужем, отцом, создал семью
Пифагор получил в наследство имущество Алкея, умершего после посольства в Лакедемон. Став состоятельным человеком и отвечая настоятельным просьбам матери, Пифагор решил жениться и обзавестись семье

КОММЕНТАРИИ
1 Милетп — богатейший ионический город, руины которого находятся близ совр. пос. Аккёй, вилайет Айдын, Турция. Город был населен эллинами с середины II тыс. до н. э., сначала крит

КОММЕНТАРИИ
1 Царство Аида — царство душ теней умерших. 2 Гесиод — один из древнейших эллинских поэтов (около 700 г. до н. э.), соперник Гомера. Жил в Беотии. Славу

ЧУДЕСА ПИФАГОРА
С юности много было чудесного в Пифагоре — совершенное тело, благородная осанка и величие, длинные золотистые волосы необычайной красоты. Немало и чудес было сотворено Пифагором в течение долгой жи

ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПИФАГОРА
Пифагор обладал множеством дивных и чудесных способностей. Многими из них он был наделен еще с детства. Пифагор умел по-разному говорить с людьми. Так, когда его просили выступить с речью

КОММЕНТАРИИ
1 Мегары Сицилийские — прежде Хюблэ, древняя греческая колония (основана в 729 г. до н. э.) близ совр. Ачи-реале, Сицилия. 2 Кавлония — др.-греч. колони

СЕМЬЯ ПИФАГОРА
Во время поездки на Крит безумная страсть критянки Теано связала самосца Пифагора, изобретшего изощренные геометрические спирали и сферу, которой окружен эфир, и поместившего весь мир в маленьком ш

СХОЛА ПИФАГОРА
В Кротоне Пифагор, его ученики и слушатели (математики и акусматики) образовали общину «совместно слушающих» пифагорейцев, которая была одновременно и тайным мужским союзом, и образовательным инсти

Залмоксис
Залмоксис-гет8 был рабом Пифагора на Самосе. Получив вольную, он сделался свободным и нажил богатое состояние. Вернувшись на родину, он соорудил и обставил себе андрон (пиршеств

КОММЕНТАРИИ
1 Акусматики — «слушатели» от др.-греч. сскотхтпхх,-атоо, «то, что слушают». Этот термин можно истолковать и как «обучаемые с помощью акусм (символов)», ибо акусматики выуч

КАТАЛОГ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Абарид с острова Гиперборейцев — гиперборейский жрец Аполлона, ставший преданным учеником и последователем Пифагора. Автохарид из Лакедемона. Агей из Кротона. Агел из Кро

КОММЕНТАРИИ
1 Парос — о-в Парос (Греция). 2 Элея — эллинская колония в Италии близ совр. Касаль-Велино, Юж. Кампания. 3 Карфаген — пуниче

УЧЕНИЕ ПИФАГОРА
Боги послали Пифагора улучшить человеческую природу при помощи воспитания и обучения. При этом каждый должен был нести бремя своего долга самостоятельно и облегчить его было нельзя. Цель п

ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ЛЮДСКОЙ ПРИРОДЫ
Пифагор первым провозгласил необходимость воцарения во вселенной всеобщей любви и согласия (ФΙΛΙА KAI APMONIA). Через утверждение всеобщей любви произойдет улучшение человеческой при

ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ДЕТОПРОИЗВОДСТВА
Пифагор заметил, что большинство людей не берут на себя никакой заботы о собственном потомстве. Они производят потомство наобум и как попало, избегая всякого разумного подхода. Да и после этого кор

ПИФАГОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(ΠAIΔEYTIKON) Было бы глупо признать разум самым главным, но не отдавать ему предпочтение перед всем остальным и не тратить на его развитие ни времени, ни усилий

ПИФАГОР О ВОСПИТАНИИ
(ΠAIΔEYTIKON) Огромное значение для улучшения человеческой природы имеет воспитание. Разумная система, основанная на правильных примерах,— вот главный путь насто

КОММЕНТАРИИ
1 О-ва Блаженных — мифическая страна, где пребывают души умерших героев. 2 Эсто — глагольная форма сослагат. накл. глаг. «быть». 3

ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ. ГРАММАТИКА, ПОЭТИКА, РИТОРИКА
ПИФАГОР О ГРАММАТИКЕ(ΔΩPIKA) Пифагорейцы призывали всех эллинов, вступивших в их братство, говорить лишь на родном языке. Лучшим из диалектов они считали дорийск

КОММЕНТАРИИ
1 Хроматизм – зд.: акцент, окрашенность произношения. 2 Родословные.— Традиция составления мифологических родословных восходит к древним логографам VI в

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ. О ЧИСЛАХ ГЕОМЕТРИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ ОТ ПИФАГОРА (КВАДРИВИУМ) Считается, что математические науки1 Пифагор позаимствовал у египетских, финикийских и халдейских жрецов. Не забуд

ПИФАГОР О ЧИСЛАХ
(YMNOΣ EIΣ APIΘMON) Пифагор продвинул арифметику вперед и вывел ее за пределы обычных торговых вычислений, сравнивая вещи с числами (моделируя все вещи числ

ГЕОМЕТРИЯ ОТ ПИФАГОРА
Геометрия — это устное сообщение (IΣTOPIA) Пифагора, целиком исходившее от него. Он учился геометрии у египтян, которые занимались ею с древних времен. Пифагор считал геометрию необхо

КОММЕНТАРИИ
1 Математические науки — современное понимание этого определения значительно отличается от его первоначального значения — «науки учеников Пифагора, допущенных к прямому собеседова

АСТРОНОМИЯ ОТ ПИФАГОРА
Пифагор научился астрономическим теориям у Фалеса и Анаксимандра, халдеев и магов. Он много говорил о космосе, о всевозможных видах движения небесных сфер и светил, о заграждениях одних др

ПЕРΙ APMONIKHΣ). МУЗЫКА
Пифагор открыл законы гармонии и гармонические отношения между звуками. Пребывая однажды в состоянии озабоченности и напряженного размышления, не сможет ли он придумать для слуха какое-ниб

КОММЕНТАРИИ
1 Музыкальная гармония звучания — долгое время подвергавшееся осмеянию учение Пифагора о музыке сфер в недавнее время нашло некоторое научное подтверждение: Буданов В. Г. Р

ПИФАГОР О ВСЕОБЩЕМ
(ПЕРΙ TOY OΛOY) Название философия (ФΙΛОΣОФΙА) придумал первым Пифагор, ибо мудрость (ΣОФΙА) есть знание истины, коренящейся в истинно сущем. Истинн

КОСМОГОНИЯ ОТ ПИФАГОРА
Пифагор и пифагорейцы рассуждали о происхождении Неба. В том, что касается его частей, действий и претерпеваний, строго следовали наблюдаемым фактам. Они без остатка тратили свои начала и причины н

ФИСИОЛОГИЯ
(натурфилософия) от Пифагора(ФΥΣΙКОΝ) Пифагор считал хронос (XPONOΣ) сферой объемлющего (небосводом) (ΔIAΣTHMA OIKOYMENHΣ).

О БОГАХ. ПИФАГОР О БОГАХ
(MYΣTIKOΣ ΛОГОΣ, ΙЕГОΣ ЛОГО1, ΛОГОΣ ПЕРΙ ΘEΩN) Священное Слово, или учение о богах: «Это слово о богах принадлежит Пифагору, сыну Мне

Предписания и запреты
Из запретов Пифагора много привнесенного из мистерий: запрет есть бобы — священное растение Аполлона. «И не касаться бобов» по многим божественным, природным и имеющим отношение к душе причинам. На

Жертвоприношения
Пифагор ревностно изучал науку о жертвоприношениях и торжественных богослужениях, совершаемых в храмах. Жертвы богам Пифагор приносил необременительные, угождая им мукой, лепешками, ладано

КОММЕНТАРИИ
1 Мистерии — тайные священнодействия, таинства. 2 Символ веры от Пифагора — фундаментальное положение философии Пифагора. 3 Маг Г

О ДУШЕ. МЕТЕМПСИХОС. ПОСМЕРТНОЕ СТРАНСТВИЕ ДУШИ
ПИФАГОР О ДУШЕ (ПЕРΙ ΨΥХНΣ) Душа — осколок эфира, одновременно теплого и холодного, душа отличается от жизни тем, что наряду с теплым эфиром содержит х

МЕТЕМПСИХОС
(ПАΛΙГЕΝЕΣΙАΙ KAI METENΨYXΩΣΙΣ) Считается, что Пифагор первым высказал мнение, что душа, проходя по кругу неизбежнос

ПОСМЕРТНОЕ СТРАНСТВИЕ ДУШИ ПО ПИФАГОРУ
(AYΣΙΣ ΨΥXHΣ H KATABAΣIΣ EIΣ AIΔOY) Пифагор так говорил своим ученикам о посмертном странствии души: «Когда тебе

КОММЕНТАРИИ
1 Патрокл — сын Менетия, родом из Опунта, любимый друг Ахилла, убитый в поединке Гектором. 2 Ферсефонея — диалектный вариант имени Персефоны, супруги Аи

ЭТИКА ОТ ПИФАГОРА
(HΘIKΩN ΔOГMATΩN) Большую часть этических воззрений Пифагор заимствовал у Фемистоклеи, дельфийской жрицы. После богов, даймонов и героев более

ПРАВО ОТ ПИФАГОРА
Пифагор говорил, что одну и ту же (равную) силу имеют: в царстве Плутона — Дике1, в царстве Зевса — Фемида2, в полисах — Номос3. Поэтому тот, кто поступает несправе

ПОЛИТИКА ОТ ПИФАГОРА
(ПОΛΙΤΙКОΣ ΛОГОΣ, ΠOΛITIKON) Никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется, но всегда нужно иметь какое-ли

КОММЕНТАРИИ
1 Дике — богиня высшей Правды и высшей Справедливости в ее нравственном аспекте. С ней связана идея посмертного суда и воздаяния. 2 Фемида — богиня прав

ОЧИЩЕНИЕ И ТЕРАПЕВТИКА
(KAΘAPMOI) Здоровье — сохранение облика, болезнь — его гибель. Пифагор всегда заботился о том, как выглядит его тело, чтобы оно не худело и не толстело, так

ДИЕТА ОТ ПИФАГОРА
Из видов пищи Пифагор советовал полностью отвергнуть такие, которые вызывают беспорядок в желудке, урчание и ветры; ■ виды пищи, враждебные божественной природе (нечистые плоды и жив

О РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЕ
(КАΘАРМОΙ) Ритуальная чистота (AГNEIA) достигается очищениями, омовениями и окроплениями, а также неприкасанием к трупам, роженице и всякой скверне и воздержание

КЛЯТВА ПИФАГОРЕЙЦЕВ
(OPKOΣ) Клянусь величайшей клятвой — Космосом, Аполлоном и всеми богами и богинями олимпийскими, клянусь изобретшим тетрактиду мудрости нашей, ту, из которой течет ис

ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО УЧЕНИКА
Пифагор полагал, что хорошим окажется тот ученик, который обладает следующими качествами: 1) способностью хранить молчание (безмолвствовать; EXEMYeiA); 2) способностью хранить в т

Проверка и оценка характера ученика
Прежде чем принять кого-нибудь себе в ученики, Пифагор долго присматривался к нему, стремясь оценить его характер; 1) расспрашивая других об их поведении с родителями и остальными домашним

ПИФАГОРЕЙСКИЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ
(ΔΙАΙТН) Пифагор предписал своим последователям следующий распорядок дня: 1. Просыпаться и вставать с постели не позже восхода солнца, чтобы, заста

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИФАГОРА
Пифагору приписывалось традицией немало речей, письменная фиксация содержания которых была выполнена его учениками, развивавшими его учение. Сам Пифагор ничего не писал, кроме «Священного Слова». П

МОЛИТВЫ ОТ ПИФАГОРА
(Ιερός λόγоς в гексаметрах) От Пифагора идет традиция «Священного Слова Пифагорейцев», стихотворного изложения основоположений

КОММЕНТАРИИ
1—4: Начало «Золотых стихов» предположительно представляет собой переложение начала древнего пифагорейского стихотворения Hieros logos, приписываемого самому Пифагору. Это сочинение было завещано и

Заутренний гимн Гелиосу
(воскурение из ладана и манны) Слух свой открой для мольбы, о блаженный, чье око всезряще, Златоблестящий титан, светоч просторных небес; Неутом

Заутренний гимн Аполлону
(воскурение манной) О святочтимый, приди, лучезарный Пэан, поразивший Тития меткой стрелой, Ликорейский, Мемфисский, Мышиный, Радости светлой творец,

Книга восьмая
1. ПИФАГОР Теперь, когда мы обошли всю ионийскую философию, что вела начало от Фалеса, и упомянули в ней всех, кто достоин упоминания, перейдем к философии италийской, которой положил нача

КОММЕНТАРИИ
1 Тирренцы — этруски, считавшиеся народом, искушенным в тайных знаниях: отсюда и легенда, возводящая к ним Пифагора (еще красочнее — у Порфирия, § 10).— 307. 2

ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Почти все согласно утверждают, что Пифагор был сыном Мнесарха, но разноречиво судят о происхождении самого Мнесарха. Некоторые считают Мнесарха уроженцем Самоса. Но Клеанф (в V книге «Мифических по

КОММЕНТАРИИ
Порфирий (ок. 232 — ок. 301 гг. н. э.) — ученик Плотина, располагал для своей биографии Пифагора приблизительно теми же материалами, что и Диоген Лаэртский, но в своем изложении уже гораздо

Изданные источники о Пифагоре и его учении
1. Фрагменты Ранних Греческих Философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подгот. А. В. Лебедев.— М.: Наука, 1989.— 576 с. (О Пифагоре и пифагорейских философа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги