рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПИФАГОР О ЧИСЛАХ

ПИФАГОР О ЧИСЛАХ - раздел Философия, Золотой канон. Фигуры эзотерики (YmnoΣ EiΣ ApiΘmon) Пифагор Продвину...

(YMNOΣ EIΣ APIΘMON)

Пифагор продвинул арифметику вперед и вывел ее за пределы обычных торговых вычислений, сравнивая вещи с числами (моделируя все вещи числами).

Пифагор, сын Мнесарха, самосец, впервые назвавший философию этим именем, считал началами числа и числовые пропорции (EYMMETPIAI), которые он называет «гармониями», а элементами — сочетания этих начал, так называемые геометрические элементы.

Он разделил числа на четные, нечетные, четно-четные, нечетно-нечетные, простые и составные, совершенные, дружеские, треугольные (1, 3, 6, 10), квадратные (1, 4, 9), пятиугольные.

Пифагор называл нечетные числа «гномонами» (ГNOMΩN), потому что при последовательном приложении к первым числам они, подобно линейным, сохраняют форму квадрата.

Пифагор открыл, что четыре кубических числа, из которых состоит Вселенная, образуются в десяти пропорциях.

Ему приписывают открытия эквивалентности (ТО ANTΙΠEIIONΘOΣ), пропорциональности, несоразмерности и иррациональности чисел.

С помощью самих чисел он делал удивительные предсказания и служил богам в соответствии с числами, считая, что подобное служение всего родственнее их природе. Пифагор изобрел числовые методы гадания.

Числам Пифагор приписывал следующие значения, часть которых составляет сокровенную тайну.

Единица(MONAΣ,- АΔОΣ) — первоначало тождества вещей самих себе и их постоянства, одна из мировых порождающих сил. Монада — начало всех чисел (АРХН TOY APIΘMOY), числа же — начала всех вещей (APXAI). Она — четно-нечетное число. Единица заключает в себе ограниченность и безграничность. Точка соответствует единице, полагал Пифагор. Монада — символ Бога.Единица — число Солнца, Космического «очага» и Тронов Зевса (Зевсова острога), Геры и Зевса-отца. Единица — священное число титанов Гипериона2 и Теи3, Гелиоса4, Селены5, Эос6, Гемеры7, Геспера8 и Нике9. Монада — символ вселенской любви — Эрота-Фанета10. Монадическая часть души — это ее мужская половина. Монада порождает воду. Она предвещает при гадании с числами взрыв страсти. Единица соответствует творящей и формальной (формообразующей) причине, т. е. уму — богу. Единица, как знак «божественного света», определяет природу света, дуба и орла.

Двоица(ΔYAΣ,- AΔOΣ) — двойственность, источник и причина противоречий, дифференциации (причина появления нетождественности) и изменения вещей как в самих себе, так и по отношению друг к другу. Двоица — первый чет, который имеет предел. Линия соответствует двоице по Пифагору. Этому началу причастна большая часть тел вещественного мира, ибо диада соответствует страдательному и материальному началу, т. е. видимому космосу, диада — число Земли и всего земного мира, Луны и мира подлунного. Диадическая часть души — женская половина. Диадической природой наделены Гея (Хтония)11, Феба12 и Атлант13, Лето14 и Астерия15, Геката16 и Артемида17, Гиады18. Двойка — «знак света». Двоица определяет природу воды, рождает воду, порождает металлы медь, серебро, золото, она же лежит в основе белого цвета, белых водных цветов (кувшинок, лилий, лотосов), из деревьев — ивы, из птиц — белых лебедей (гусей, фламинго, аистов) и белых петухов, из зверей — оленей (ланей). Двойственность — атрибут фантазии (ΦANTAΣMA) и меланхолии. Диада также символ молвы (мнения; ΔОΞА), так как она переменчива надвое; еще ее называли движением (KINΣZΣ и ЕПΙΘΣΙΣ).

Троица(TPIAΣ,-, АΔОΣ) — первое порождение Двоицы, начинающее уходящий в бесконечность ряд чисел, символизирующий недостаток и ущербность двух основных порождающих сил в этом ряду. Она же первое нечетное число, не делимое на два, которое безгранично (не имеет предела). Как говорил Пифагор, целое (ТО ПАΝ) и «все вещи» (ТА ПANTA) определены тремя: начало, середина и конец; они содержат число целого, и при этом — троицу. Плоскость соответствует тройке. Она является и основой трехмерного пространства — длины, ширины и высоты. Триада — одна из сторон эпитрита и одна из составляющих пропорции золотого сечения. Триада — «воздушный, небесный знак». Она — основа трех времен года: роста, цветения и плодоношения (Три Оры19 — Ауксо, Талло и Карпо). Троица — учебный тривиум (грамматика, риторика и поэтика). Она — символ триады верховных богов — олимпийцев (Зевс — Аид — Посейдон), символ титанов Крия20 и Дионы21, их сыновей Персая22, Палланта23 и Астрая24 и внуков — ветров, созвездий, Гекаты, Мощи, Насилия, Ревности и Победы, планеты Пироент (Марс). Триада — священное число Гермеса Триж-дывеличайшего25 и божественного слова (ΛОГОΣ), Гекаты у трех дорог, трагического треугольника — Гефеста26, Ареса27 и Афродиты28, Гармонии29. Троица — символ праведного гнева и негодования, а также скаредности и скупости. Тройка определяет природу красного цвета, красных цветов (горицвет, адонис, пион), из деревьев — мирта, из животных — барана (овна) и кабана (вепря).

Четверица(TETPAKTIΣ,- IΔOΣ) — первоначало первого квадрата и первого тела — пирамиды (объемное тело вообще соответствует четверице), одна из сторон эпитрита. Тетрактида — основа десятки, так как из суммы первых четырех чисел рождается десятка (1+2+3+4=10), основа гармонии и системы музыкальных интервалов — 2 к 1 (октава), 3 к 2 (квинта) и 4 к 3 (кварта), она — прообраз 4 стихий — огня, воздуха, воды и тверди, 4 сторон света (запад, восток, север и юг) и 4 измерений телесного мира, существующего в трехмерном пространстве и одномерном времени, 4 времен года, 4 возрастов жизни (ребенок, юноша, муж и старец), учебного квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), четырех способностей души (четырех психических энергий: познавательной, ощутительной, наития и мнения). Тетрактида — символическое обозначение планеты Стильбон (Меркурий) и ее владык (Коя30, Мнемосины31, Аполлона32 и Артемиды33). Она символ Аполлона и божественного числа (APIΘMOZ). Тетрактида — символ гордости и страха божьего. Это «воздушный, небесный знак». Она определяет природу рудо-желтого (оранжевого, золотого) цвета, из растений — гиацинта и лавра, из птиц — лебедя (или розового фламинго), из животных — оленя и мыши.

Четверица порождает алмаз и уголь, олово и свинец (ANTPAΞ, АΔАМАΣ, KAΣΣITHPOΣ, MOΛYB-ΔOΣ). Космос, или большая тетрактида,— величайшая клятва пифагорейцев — является суммой четырех первых четных и нечетных чисел (1+3+5 + 7) + (2+4+6+8)=36. Тетрактида — равностно равностное (всесторонне равное) число — признак справедливости (4=2x2).

Пятерка(IIENTAΣ,- AΔOΣ) — число, порожденное первым четом и первым нечетом (2+3=5), само рождает декаду (5+5=10). Пятерка — одна из сторон эпитрита (3, 4, 5) и одна из частей золотого сечения (3, 5, 8).

Божественная пропорция золотого сечения возникает в пятиугольных формах симметрии — Пентагоне, пятиконечной звезде, пятилепестковом цветке, которые были некогда выбраны символами пифагорейского тайного союза, а позднее присвоены другими. Пятиугольные формы симметрии, а также логарифмическая спираль, графически выражающие ряд чисел и пропорцию, дающую самое загадочное иррациональное число, отражали согласно учению Пифагора глубинные сокровенные соответствия, лежащие в основе развития и развертывания вселенной, эволюции космоса. Пентада — символ титанов Иапета34 и Фемиды35, Атланта36, Менойтия37, Прометея38 и Эпиметея39, Ор и Мойр40, Дике, планеты Фаэтон (Юпитер) и «священного брака». Пятерица — символ духовной лени и уравновешенности. Пятерка определяет природу желто-зеленого цвета и является «знаком зеленого листа».

Шестерка(ЕΞАКТΣ,- IΔOΣ) — первое число, которое приобщается ко всей числовой природе, ибо оно порождается произведением или суммой числового принципа (монады), первого четного (диады) и первого нечетного (триады) чисел (1+2+3=1x2x3=6). Будучи поделенным любым образом, получает одинаковую потенцию отнятых и остающихся (6:1=2x3; 6:2=1x3; 6:3=1x2). Это число совершенное, так как оно получается при любых комбинациях (6:2=1x3; 6—2=1+3). Произведение двух шестерок дает большую тетрактиду (6x6=36). Гексактида является «водным знаком». Она — символ титанов Океана41 и Тэтис42, Инаха43, тельца Апида44, Диониса45, Океанид46,

Нереид47, Плеяд48 (шести бессмертных), Харит49, дриад Мелий50, Афродиты Урании51 и священной телицы Ио52, планеты Фосфорос-Гесперос (Венеры). Это число определяет природу зелено-синего (лазурного) цвета, воды, из растений — ясеня, ольхи, плюща, хмеля и виноградной лозы, из птиц — сизого голубя, из животных — тельца (быка). Шестерка — символ ненасытности, невоздержанности в еде и питье, пустого тщеславия.

Семерка(ЕПТАКТΙΣ,- IΔOΣ) — не имеет одного и того же родителя (1+1=2; 2+2=4; 3+3=6; 4+4=8; 5+5=10) и не порождает других простых чисел. Она — символ надлежащего момента (рождения, зрелости и завершения), богини Афины, которая лишена матери и приснодева. Семь — число порядка Солнца в Космосе, символ титанов Крона53 и Реи54, их семи детей (Зевс, Аид, Посейдон, Гера, Гестия, Деметра и Пан), кентавра Хейрона55, Пана56 и кентавра Кротоса57, планеты Файнон (Сатурн). Семь — также «водный знак», определяет природу иссиня-черного (фиолетового) цвета, из растений — липы, из птиц — ворона, из животных — коня. Седьмица — учебный цикл из семи основных дисциплин — грамматика, риторика, поэтика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Семерка в числовом гадании предвещает насилие, похоть, зависть и уныние.

Октава(OKTAKTIΣ,- IΔOΣ) — порожденное те-трактидой число (4+4=8), сопричастно музыкальной гармонии из восьми тонов. Интервалы между 8 сферами космоса составляют октаву и гармонию. В каждой сфере сидит сирена и поет в определенной тональности. Бог небесной гармонии Аполлон. Восьмерка более всех причастна телесному миру, уступая лишь двойке. Она — одно из чисел божественной пропорции золотого сечения (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д.). Восьмерка как четно-четное число соответствует титаниде Рее и богине Деметре. При числовых гаданиях предвещает меланхолию.

Девятка(ENNEAΣ,- AΔOΣ) — равностно рав-ностное число и признак справедливости, ибо порождено одним и тем же родителем, первым нечетом (9=3x3=3+3+3). Девятка — символ титана Крия и титанидов Астрая, Палланта и Персая. При числовом гадании она означает скупость и скаредность.

Десятка(ΔЕКАΣ,- АΔОΣ) — совершенное число, заключающее в себе всю природу чисел (5+5=10). Это — символ Космоса пифагорейцев из десяти сфер. Природой числа Пифагор считал декаду, так как все эллины и все варвары считают до десяти, а, дойдя до десяти, опять сворачивают к единице. А потенция десяти, говорит он, заключается в четырех и четверице (1+2+3+4=10). Десятка — символ Мнемосины и 9 Муз, Афины, Артемиды и Гекаты. При числовом гадании — предвещает страх божий.

Пифагорейцы говорили, что нечетные числа посвящены мужским богам вследствие неделимости, обращенности (ΣТРОФН) к себе и пребывания (MONH), причем «первые нечетные» (3 и 7) посвящены более монадическим и обращенным к себе богам (Арес и Крон), а «сложные нечетные» (9 и 15) — обладающим большей производительной силой, дальше отстоящим от 1 и более склонным к эманации (ПРООΔОΣ).

Четные числа, в свою очередь, посвящены женским богам вследствие делимости и прогресса (эманации), причем из них четно-нечетные (10) посвящены мужетворным богиням, как, например, владычице Афине или владычице Гекате и Артемиде, так как они девственницы и не прогрессируют далеко, а нечетно-четные (12) — более производительным, но не прогрессирующим далеко, а в равной степени сохраняющим мужеподобность и женственность и занимающим промежуточное положение между мужеподобными и женоподобными богинями вроде Анесидоры58, которую почитали афиняне. Ее статуя была совершенно женоподобна, но ей добавляли бороду, символическое выражение мужественности. Наконец, четно-четное (4, 8) число посвящено постоянно прогрессирующим богиням, как, например, животворным Деметре и Рее: они прогрессируют далеко и постоянно.

Пифагор и его школа — первоисточник божественной пропорции золотого сечения(1:2=3:5= 5:8=8:13 и т. д.). Эта пропорция возникает в ряду чисел, в котором каждое последующее число есть сумма двух предыдущих (т. е. 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т.д.). Соотношение двух соседних чисел между собой дает иррациональное число59 (3 к 2, 5 к 3, 8 к 3, 13 к 8 и т. п.). При этом по мере возрастания чисел в ряду соотношение между ними ближе к наиболее полному значению этого отношения. Это единственное иррациональное число, квадрат которого равен ему с добавлением единицы, а рациональность его возрастает по мере увеличения чисел в пропорции.

Эта пропорция была названа Пифагором божественной, ибо она выражает сокровенные глубинные соответствия, присущие эволюции космоса. Спираль, построенная Пифагором по числам этой пропорции, есть символ движения, развития и развертывания вселенной.

Смысл эзотерической геометрии Пифагора состоял в обнаружении принципов, на которых основаны красота и порядок в природе. Божественная пропорция лежит в основании многих совершенных видимых форм вселенной — цветов, морских звезд, раковин.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Золотой канон. Фигуры эзотерики

На сайте allrefs.net читайте: Золотой канон. Фигуры эзотерики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПИФАГОР О ЧИСЛАХ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Золотой канон. Фигуры эзотерики
  Серийное оформление, дизайн книги и оформление обложки Елены Шамрай Подготовка текста, комментарии, вступительная статья А. Шапошникова Поэтические п

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Издавна европейское богословие внедряет в сознание обывателей идею о том, что никто до Иешу Амашшии1 не возвестил миру о вселенской всеобъемлющей божественной любви, через которую придет

КОММЕНТАРИИ
1 Иешу Амашшия — греч. Иисус Христос из Назарета (11 г. до н. э.— между 14 и 37 гг. н. э.) — пророк и реформатор древнееврейской религии. Иешу Ноцри поначалу присоединился

ВОПЛОЩЕНИЕ ДУШИ
Палингенесии1 (телесные воплощения) души Пифагора происходили в течение 216 лет, он достигал нового рождения, и как бы после первого цикла и возвращения куба шести, душеродного и одновре

КОММЕНТАРИИ
1 Палингенесия — возрождение, рождение снова (др.-греч.). 2 Эталид, сын Гермеса — жил еще до Девкалионова потопа. {Гомер, «Илиада». Пер. Гнеди

РОЖДЕНИЕ, ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ
Мать Пифагора, Партения (Партения — прозвище Геры1 и одно из названий о-ва Самос2), происходила из семьи и родственной филы3, ведущей свой род от Анкая4

Аполлон посылает на землю душу-спутницу для воплощения в ребенке Партениды
Мнесарх взял по любви в жены Партениду, превосходившую красой всех самиянок, и жил с ней счастливо. Богами было суждено, чтобы молодожены зачали дитя. Душа будущего Пифагора была ниспослан

Рождение Пифагора
Когда все было готово, Мнесарх с Пифаидой на торговом судне отплыли в Финикию, где она разрешилась от бремени в городе Сидоне36.   Фебу, Зевесову сыну, ро

КОММЕНТАРИИ
1 Партенида, Партения — девическое имя матери Пифагора, в переводе с др.-греч. «девственная»; совпадает с поэтическим именем о-ва Самос и эпитетом Геры. Гера — сес

СТРАНСТВИЯ: ОТ МИЛЕТА ДО КРОТОНА
В 20 лет, будучи еще эфебом, Пифагор не пожелал подчиниться зарождавшейся тирании Поликрата на Самосе, и, предвидя, что это послужит препятствием его цели и любви к знаниям, он тайно от всех вместе

Пифагор стал зрелым, приобрел достоинство, развил свои силы и выполнил свою земную обязанность — стал мужем, отцом, создал семью
Пифагор получил в наследство имущество Алкея, умершего после посольства в Лакедемон. Став состоятельным человеком и отвечая настоятельным просьбам матери, Пифагор решил жениться и обзавестись семье

КОММЕНТАРИИ
1 Милетп — богатейший ионический город, руины которого находятся близ совр. пос. Аккёй, вилайет Айдын, Турция. Город был населен эллинами с середины II тыс. до н. э., сначала крит

КОММЕНТАРИИ
1 Царство Аида — царство душ теней умерших. 2 Гесиод — один из древнейших эллинских поэтов (около 700 г. до н. э.), соперник Гомера. Жил в Беотии. Славу

ЧУДЕСА ПИФАГОРА
С юности много было чудесного в Пифагоре — совершенное тело, благородная осанка и величие, длинные золотистые волосы необычайной красоты. Немало и чудес было сотворено Пифагором в течение долгой жи

ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПИФАГОРА
Пифагор обладал множеством дивных и чудесных способностей. Многими из них он был наделен еще с детства. Пифагор умел по-разному говорить с людьми. Так, когда его просили выступить с речью

КОММЕНТАРИИ
1 Мегары Сицилийские — прежде Хюблэ, древняя греческая колония (основана в 729 г. до н. э.) близ совр. Ачи-реале, Сицилия. 2 Кавлония — др.-греч. колони

СЕМЬЯ ПИФАГОРА
Во время поездки на Крит безумная страсть критянки Теано связала самосца Пифагора, изобретшего изощренные геометрические спирали и сферу, которой окружен эфир, и поместившего весь мир в маленьком ш

СХОЛА ПИФАГОРА
В Кротоне Пифагор, его ученики и слушатели (математики и акусматики) образовали общину «совместно слушающих» пифагорейцев, которая была одновременно и тайным мужским союзом, и образовательным инсти

Залмоксис
Залмоксис-гет8 был рабом Пифагора на Самосе. Получив вольную, он сделался свободным и нажил богатое состояние. Вернувшись на родину, он соорудил и обставил себе андрон (пиршеств

КОММЕНТАРИИ
1 Акусматики — «слушатели» от др.-греч. сскотхтпхх,-атоо, «то, что слушают». Этот термин можно истолковать и как «обучаемые с помощью акусм (символов)», ибо акусматики выуч

КАТАЛОГ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Абарид с острова Гиперборейцев — гиперборейский жрец Аполлона, ставший преданным учеником и последователем Пифагора. Автохарид из Лакедемона. Агей из Кротона. Агел из Кро

КОММЕНТАРИИ
1 Парос — о-в Парос (Греция). 2 Элея — эллинская колония в Италии близ совр. Касаль-Велино, Юж. Кампания. 3 Карфаген — пуниче

УЧЕНИЕ ПИФАГОРА
Боги послали Пифагора улучшить человеческую природу при помощи воспитания и обучения. При этом каждый должен был нести бремя своего долга самостоятельно и облегчить его было нельзя. Цель п

ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ЛЮДСКОЙ ПРИРОДЫ
Пифагор первым провозгласил необходимость воцарения во вселенной всеобщей любви и согласия (ФΙΛΙА KAI APMONIA). Через утверждение всеобщей любви произойдет улучшение человеческой при

ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ДЕТОПРОИЗВОДСТВА
Пифагор заметил, что большинство людей не берут на себя никакой заботы о собственном потомстве. Они производят потомство наобум и как попало, избегая всякого разумного подхода. Да и после этого кор

ПИФАГОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(ΠAIΔEYTIKON) Было бы глупо признать разум самым главным, но не отдавать ему предпочтение перед всем остальным и не тратить на его развитие ни времени, ни усилий

ПИФАГОР О ВОСПИТАНИИ
(ΠAIΔEYTIKON) Огромное значение для улучшения человеческой природы имеет воспитание. Разумная система, основанная на правильных примерах,— вот главный путь насто

АКУСМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Акусмы (ТА AKOYΣMATA) — предназначенные для слушания и размышления высказывания Пифагора. С одной стороны, они продолжали традицию мудрых изречений Семи Мудрецов, а с другой — обогатили эллинс

КОММЕНТАРИИ
1 О-ва Блаженных — мифическая страна, где пребывают души умерших героев. 2 Эсто — глагольная форма сослагат. накл. глаг. «быть». 3

ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ. ГРАММАТИКА, ПОЭТИКА, РИТОРИКА
ПИФАГОР О ГРАММАТИКЕ(ΔΩPIKA) Пифагорейцы призывали всех эллинов, вступивших в их братство, говорить лишь на родном языке. Лучшим из диалектов они считали дорийск

КОММЕНТАРИИ
1 Хроматизм – зд.: акцент, окрашенность произношения. 2 Родословные.— Традиция составления мифологических родословных восходит к древним логографам VI в

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ. О ЧИСЛАХ ГЕОМЕТРИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ ОТ ПИФАГОРА (КВАДРИВИУМ) Считается, что математические науки1 Пифагор позаимствовал у египетских, финикийских и халдейских жрецов. Не забуд

ГЕОМЕТРИЯ ОТ ПИФАГОРА
Геометрия — это устное сообщение (IΣTOPIA) Пифагора, целиком исходившее от него. Он учился геометрии у египтян, которые занимались ею с древних времен. Пифагор считал геометрию необхо

КОММЕНТАРИИ
1 Математические науки — современное понимание этого определения значительно отличается от его первоначального значения — «науки учеников Пифагора, допущенных к прямому собеседова

АСТРОНОМИЯ ОТ ПИФАГОРА
Пифагор научился астрономическим теориям у Фалеса и Анаксимандра, халдеев и магов. Он много говорил о космосе, о всевозможных видах движения небесных сфер и светил, о заграждениях одних др

ПЕРΙ APMONIKHΣ). МУЗЫКА
Пифагор открыл законы гармонии и гармонические отношения между звуками. Пребывая однажды в состоянии озабоченности и напряженного размышления, не сможет ли он придумать для слуха какое-ниб

КОММЕНТАРИИ
1 Музыкальная гармония звучания — долгое время подвергавшееся осмеянию учение Пифагора о музыке сфер в недавнее время нашло некоторое научное подтверждение: Буданов В. Г. Р

ПИФАГОР О ВСЕОБЩЕМ
(ПЕРΙ TOY OΛOY) Название философия (ФΙΛОΣОФΙА) придумал первым Пифагор, ибо мудрость (ΣОФΙА) есть знание истины, коренящейся в истинно сущем. Истинн

КОСМОГОНИЯ ОТ ПИФАГОРА
Пифагор и пифагорейцы рассуждали о происхождении Неба. В том, что касается его частей, действий и претерпеваний, строго следовали наблюдаемым фактам. Они без остатка тратили свои начала и причины н

ФИСИОЛОГИЯ
(натурфилософия) от Пифагора(ФΥΣΙКОΝ) Пифагор считал хронос (XPONOΣ) сферой объемлющего (небосводом) (ΔIAΣTHMA OIKOYMENHΣ).

О БОГАХ. ПИФАГОР О БОГАХ
(MYΣTIKOΣ ΛОГОΣ, ΙЕГОΣ ЛОГО1, ΛОГОΣ ПЕРΙ ΘEΩN) Священное Слово, или учение о богах: «Это слово о богах принадлежит Пифагору, сыну Мне

Предписания и запреты
Из запретов Пифагора много привнесенного из мистерий: запрет есть бобы — священное растение Аполлона. «И не касаться бобов» по многим божественным, природным и имеющим отношение к душе причинам. На

Жертвоприношения
Пифагор ревностно изучал науку о жертвоприношениях и торжественных богослужениях, совершаемых в храмах. Жертвы богам Пифагор приносил необременительные, угождая им мукой, лепешками, ладано

КОММЕНТАРИИ
1 Мистерии — тайные священнодействия, таинства. 2 Символ веры от Пифагора — фундаментальное положение философии Пифагора. 3 Маг Г

О ДУШЕ. МЕТЕМПСИХОС. ПОСМЕРТНОЕ СТРАНСТВИЕ ДУШИ
ПИФАГОР О ДУШЕ (ПЕРΙ ΨΥХНΣ) Душа — осколок эфира, одновременно теплого и холодного, душа отличается от жизни тем, что наряду с теплым эфиром содержит х

МЕТЕМПСИХОС
(ПАΛΙГЕΝЕΣΙАΙ KAI METENΨYXΩΣΙΣ) Считается, что Пифагор первым высказал мнение, что душа, проходя по кругу неизбежнос

ПОСМЕРТНОЕ СТРАНСТВИЕ ДУШИ ПО ПИФАГОРУ
(AYΣΙΣ ΨΥXHΣ H KATABAΣIΣ EIΣ AIΔOY) Пифагор так говорил своим ученикам о посмертном странствии души: «Когда тебе

КОММЕНТАРИИ
1 Патрокл — сын Менетия, родом из Опунта, любимый друг Ахилла, убитый в поединке Гектором. 2 Ферсефонея — диалектный вариант имени Персефоны, супруги Аи

ЭТИКА ОТ ПИФАГОРА
(HΘIKΩN ΔOГMATΩN) Большую часть этических воззрений Пифагор заимствовал у Фемистоклеи, дельфийской жрицы. После богов, даймонов и героев более

ПРАВО ОТ ПИФАГОРА
Пифагор говорил, что одну и ту же (равную) силу имеют: в царстве Плутона — Дике1, в царстве Зевса — Фемида2, в полисах — Номос3. Поэтому тот, кто поступает несправе

ПОЛИТИКА ОТ ПИФАГОРА
(ПОΛΙΤΙКОΣ ΛОГОΣ, ΠOΛITIKON) Никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется, но всегда нужно иметь какое-ли

КОММЕНТАРИИ
1 Дике — богиня высшей Правды и высшей Справедливости в ее нравственном аспекте. С ней связана идея посмертного суда и воздаяния. 2 Фемида — богиня прав

ОЧИЩЕНИЕ И ТЕРАПЕВТИКА
(KAΘAPMOI) Здоровье — сохранение облика, болезнь — его гибель. Пифагор всегда заботился о том, как выглядит его тело, чтобы оно не худело и не толстело, так

ДИЕТА ОТ ПИФАГОРА
Из видов пищи Пифагор советовал полностью отвергнуть такие, которые вызывают беспорядок в желудке, урчание и ветры; ■ виды пищи, враждебные божественной природе (нечистые плоды и жив

О РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЕ
(КАΘАРМОΙ) Ритуальная чистота (AГNEIA) достигается очищениями, омовениями и окроплениями, а также неприкасанием к трупам, роженице и всякой скверне и воздержание

КЛЯТВА ПИФАГОРЕЙЦЕВ
(OPKOΣ) Клянусь величайшей клятвой — Космосом, Аполлоном и всеми богами и богинями олимпийскими, клянусь изобретшим тетрактиду мудрости нашей, ту, из которой течет ис

ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО УЧЕНИКА
Пифагор полагал, что хорошим окажется тот ученик, который обладает следующими качествами: 1) способностью хранить молчание (безмолвствовать; EXEMYeiA); 2) способностью хранить в т

Проверка и оценка характера ученика
Прежде чем принять кого-нибудь себе в ученики, Пифагор долго присматривался к нему, стремясь оценить его характер; 1) расспрашивая других об их поведении с родителями и остальными домашним

ПИФАГОРЕЙСКИЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ
(ΔΙАΙТН) Пифагор предписал своим последователям следующий распорядок дня: 1. Просыпаться и вставать с постели не позже восхода солнца, чтобы, заста

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИФАГОРА
Пифагору приписывалось традицией немало речей, письменная фиксация содержания которых была выполнена его учениками, развивавшими его учение. Сам Пифагор ничего не писал, кроме «Священного Слова». П

МОЛИТВЫ ОТ ПИФАГОРА
(Ιερός λόγоς в гексаметрах) От Пифагора идет традиция «Священного Слова Пифагорейцев», стихотворного изложения основоположений

КОММЕНТАРИИ
1—4: Начало «Золотых стихов» предположительно представляет собой переложение начала древнего пифагорейского стихотворения Hieros logos, приписываемого самому Пифагору. Это сочинение было завещано и

Заутренний гимн Гелиосу
(воскурение из ладана и манны) Слух свой открой для мольбы, о блаженный, чье око всезряще, Златоблестящий титан, светоч просторных небес; Неутом

Заутренний гимн Аполлону
(воскурение манной) О святочтимый, приди, лучезарный Пэан, поразивший Тития меткой стрелой, Ликорейский, Мемфисский, Мышиный, Радости светлой творец,

Книга восьмая
1. ПИФАГОР Теперь, когда мы обошли всю ионийскую философию, что вела начало от Фалеса, и упомянули в ней всех, кто достоин упоминания, перейдем к философии италийской, которой положил нача

КОММЕНТАРИИ
1 Тирренцы — этруски, считавшиеся народом, искушенным в тайных знаниях: отсюда и легенда, возводящая к ним Пифагора (еще красочнее — у Порфирия, § 10).— 307. 2

ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Почти все согласно утверждают, что Пифагор был сыном Мнесарха, но разноречиво судят о происхождении самого Мнесарха. Некоторые считают Мнесарха уроженцем Самоса. Но Клеанф (в V книге «Мифических по

КОММЕНТАРИИ
Порфирий (ок. 232 — ок. 301 гг. н. э.) — ученик Плотина, располагал для своей биографии Пифагора приблизительно теми же материалами, что и Диоген Лаэртский, но в своем изложении уже гораздо

Изданные источники о Пифагоре и его учении
1. Фрагменты Ранних Греческих Философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подгот. А. В. Лебедев.— М.: Наука, 1989.— 576 с. (О Пифагоре и пифагорейских философа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги