ПИФАГОРЕЙСКИЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ - раздел Философия, Золотой канон. Фигуры эзотерики (ΔΙаΙтн)
Пифагор Предписал Своим Пос...
(ΔΙАΙТН)
Пифагор предписал своим последователям следующий распорядок дня:
1. Просыпаться и вставать с постели не позже восхода солнца, чтобы, застав восход, помолиться ему в знак благодарности за жизнь и как видимому символу
Аполлона.
2. Не вставать из постели, пока не припомнил все происшедшее накануне и не сделал выводов из этого.
3. Совершать утреннюю прогулку в одиночестве, в тихих и безлюдных местах, в священных рощах и теменах. Не следует встречаться с кем-либо, прежде чем приведешь в порядок собственную душу и настроишь ее на соразмерный лад.
4. Вступать затем в общение с пифагорейцами, чаще всего в храмах и подобных местах (храмовых участках), для взаимного обучения, заучивания чего-либо и исправления своего собственного нрава.
5. Осуществлять уход за телом в соответствии со склонностями: натираясь маслом, участвовать в беге, заниматься борьбой, упражняться с гимнастическими гирями или вести кулачный бой с гимнастической грушей для увеличения телесной силы в рощах, садах и гимнасиях.
6. На завтрак есть только плоды, хлеб и мед (медовые соты).
7.После завтрака заниматься внутренними делами своей пифагорейской общины (ТАΣ ПОΛΙТΙКОЕ OIKONOMIAΣ) и делами внешнего мира, связанными с непосвященными согражданами и чужеземцами.
8. В полуденный зной отдыхать недолго.
9. Совершать в пополуденное время снова прогулку, но вдвоем, втроем, припоминая и обсуждая полученные утром уроки.
10. После этой прогулки совершать омовение.
11. Встречаться за совместной трапезой, причем необходимо, чтобы в андроне возлежали не более 9—10 человек. После прихода всех участников совершать возлияние, приносить в жертву богам начатки плодов и каждение ладаном. Возлияние следует совершать не закрывая глаз — то, что прекрасно, не заслуживает стыдливости. Следует совершать тройное возлияние — Зевсу-спасителю, Гераклу и Диоскурам, воспевая Зевса, прародителя и распределителя пищи, Геракла, олицетворение природной телесной силы и крепости, которую пища дает, и Диоскуров, как образец взаимной любви (ФΙΛΙА) и согласия всех вещей, круговорот веществ в природе. Затем следует приступать к обеду, так, чтобы закончить его до захода солнца. Обед должен состоять из мяса жертвенных животных, изредка — рыбы, вареных и сырых овощей, других закусок, хлеба, лепешек и вина. От пифагорейцев пошел обычай выставлять при трапезах сладкие и изысканные яства, а затем отдавать их рабам, чтобы поупражняться в обуздании вожделения к этим яствам.
12.После обеда совершать еще возлияние. Затем читать вслух для собравшихся душеспасительные писания. Самый старший из присутствующих указывал, что и как нужно читать, а читал самый младший. Читали чаще всего из гимнов Орфея, из Гомера и Гесиода, других элегиков и лириков.
13. После чтений, с наступлением ночи, когда все собирались расходиться, виночерпий должен был разливать вино для возлияния, а старший, совершающий возлияние, произносить заповеди Пифагора типа: нежному и плодоносящему растению не вредить и не губить его, равно как и живому существу, если оно не вредит человеку, не причинять вреда ему и не губить его; по отношению к роду божеств, роду даймонов и роду героев иметь благосклонное и благожелательное (благочестивое) расположение мыслей, равно как и по отношению к родителям и благодетелям; закону помогать, с беззаконием воевать.
14. Пифагор советовал своим ученикам всякий раз, когда они входят в свой дом, спросить себя: «В чем согрешил (сегодня)? Что сделал? Что должного не исполнил?»
С восходом звезд следовало отправляться в спальни. Простыни и постельная ткань должны быть из льна, как и одежда вообще, льняная, белая и чистая.
Все темы данного раздела:
Золотой канон. Фигуры эзотерики
Серийное оформление, дизайн книги и оформление обложки Елены Шамрай
Подготовка текста, комментарии, вступительная статья А. Шапошникова
Поэтические п
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Издавна европейское богословие внедряет в сознание обывателей идею о том, что никто до Иешу Амашшии1 не возвестил миру о вселенской всеобъемлющей божественной любви, через которую придет
КОММЕНТАРИИ
1 Иешу Амашшия — греч. Иисус Христос из Назарета (11 г. до н. э.— между 14 и 37 гг. н. э.) — пророк и реформатор древнееврейской религии. Иешу Ноцри поначалу присоединился
ВОПЛОЩЕНИЕ ДУШИ
Палингенесии1 (телесные воплощения) души Пифагора происходили в течение 216 лет, он достигал нового рождения, и как бы после первого цикла и возвращения куба шести, душеродного и одновре
КОММЕНТАРИИ
1 Палингенесия — возрождение, рождение снова (др.-греч.).
2 Эталид, сын Гермеса — жил еще до Девкалионова потопа. {Гомер, «Илиада». Пер. Гнеди
РОЖДЕНИЕ, ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ
Мать Пифагора, Партения (Партения — прозвище Геры1 и одно из названий о-ва Самос2), происходила из семьи и родственной филы3, ведущей свой род от Анкая4
Аполлон посылает на землю душу-спутницу для воплощения в ребенке Партениды
Мнесарх взял по любви в жены Партениду, превосходившую красой всех самиянок, и жил с ней счастливо. Богами было суждено, чтобы молодожены зачали дитя.
Душа будущего Пифагора была ниспослан
Рождение Пифагора
Когда все было готово, Мнесарх с Пифаидой на торговом судне отплыли в Финикию, где она разрешилась от бремени в городе Сидоне36.
Фебу, Зевесову сыну,
ро
КОММЕНТАРИИ
1 Партенида, Партения — девическое имя матери Пифагора, в переводе с др.-греч. «девственная»; совпадает с поэтическим именем о-ва Самос и эпитетом Геры.
Гера — сес
СТРАНСТВИЯ: ОТ МИЛЕТА ДО КРОТОНА
В 20 лет, будучи еще эфебом, Пифагор не пожелал подчиниться зарождавшейся тирании Поликрата на Самосе, и, предвидя, что это послужит препятствием его цели и любви к знаниям, он тайно от всех вместе
Пифагор стал зрелым, приобрел достоинство, развил свои силы и выполнил свою земную обязанность — стал мужем, отцом, создал семью
Пифагор получил в наследство имущество Алкея, умершего после посольства в Лакедемон. Став состоятельным человеком и отвечая настоятельным просьбам матери, Пифагор решил жениться и обзавестись семье
КОММЕНТАРИИ
1 Милетп — богатейший ионический город, руины которого находятся близ совр. пос. Аккёй, вилайет Айдын, Турция. Город был населен эллинами с середины II тыс. до н. э., сначала крит
КОММЕНТАРИИ
1 Царство Аида — царство душ теней умерших.
2 Гесиод — один из древнейших эллинских поэтов (около 700 г. до н. э.), соперник Гомера. Жил в Беотии. Славу
ЧУДЕСА ПИФАГОРА
С юности много было чудесного в Пифагоре — совершенное тело, благородная осанка и величие, длинные золотистые волосы необычайной красоты. Немало и чудес было сотворено Пифагором в течение долгой жи
ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПИФАГОРА
Пифагор обладал множеством дивных и чудесных способностей. Многими из них он был наделен еще с детства.
Пифагор умел по-разному говорить с людьми. Так, когда его просили выступить с речью
КОММЕНТАРИИ
1 Мегары Сицилийские — прежде Хюблэ, древняя греческая колония (основана в 729 г. до н. э.) близ совр. Ачи-реале, Сицилия.
2 Кавлония — др.-греч. колони
СЕМЬЯ ПИФАГОРА
Во время поездки на Крит безумная страсть критянки Теано связала самосца Пифагора, изобретшего изощренные геометрические спирали и сферу, которой окружен эфир, и поместившего весь мир в маленьком ш
СХОЛА ПИФАГОРА
В Кротоне Пифагор, его ученики и слушатели (математики и акусматики) образовали общину «совместно слушающих» пифагорейцев, которая была одновременно и тайным мужским союзом, и образовательным инсти
Залмоксис
Залмоксис-гет8 был рабом Пифагора на Самосе. Получив вольную, он сделался свободным и нажил богатое состояние.
Вернувшись на родину, он соорудил и обставил себе андрон (пиршеств
КОММЕНТАРИИ
1 Акусматики — «слушатели» от др.-греч. сскотхтпхх,-атоо, «то, что слушают». Этот термин можно истолковать и как «обучаемые с помощью акусм (символов)», ибо акусматики выуч
КАТАЛОГ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Абарид с острова Гиперборейцев — гиперборейский жрец Аполлона, ставший преданным учеником и последователем Пифагора.
Автохарид из Лакедемона.
Агей из Кротона.
Агел из Кро
КОММЕНТАРИИ
1 Парос — о-в Парос (Греция).
2 Элея — эллинская колония в Италии близ совр. Касаль-Велино, Юж. Кампания.
3 Карфаген — пуниче
УЧЕНИЕ ПИФАГОРА
Боги послали Пифагора улучшить человеческую природу при помощи воспитания и обучения. При этом каждый должен был нести бремя своего долга самостоятельно и облегчить его было нельзя.
Цель п
ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ЛЮДСКОЙ ПРИРОДЫ
Пифагор первым провозгласил необходимость воцарения во вселенной всеобщей любви и согласия (ФΙΛΙА KAI APMONIA). Через утверждение всеобщей любви произойдет улучшение человеческой при
ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ДЕТОПРОИЗВОДСТВА
Пифагор заметил, что большинство людей не берут на себя никакой заботы о собственном потомстве. Они производят потомство наобум и как попало, избегая всякого разумного подхода. Да и после этого кор
ПИФАГОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(ΠAIΔEYTIKON)
Было бы глупо признать разум самым главным, но не отдавать ему предпочтение перед всем остальным и не тратить на его развитие ни времени, ни усилий
ПИФАГОР О ВОСПИТАНИИ
(ΠAIΔEYTIKON)
Огромное значение для улучшения человеческой природы имеет воспитание. Разумная система, основанная на правильных примерах,— вот главный путь насто
АКУСМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Акусмы (ТА AKOYΣMATA) — предназначенные для слушания и размышления высказывания Пифагора. С одной стороны, они продолжали традицию мудрых изречений Семи Мудрецов, а с другой — обогатили эллинс
КОММЕНТАРИИ
1 О-ва Блаженных — мифическая страна, где пребывают души умерших героев.
2 Эсто — глагольная форма сослагат. накл. глаг. «быть».
3
ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ. ГРАММАТИКА, ПОЭТИКА, РИТОРИКА
ПИФАГОР О ГРАММАТИКЕ(ΔΩPIKA)
Пифагорейцы призывали всех эллинов, вступивших в их братство, говорить лишь на родном языке. Лучшим из диалектов они считали дорийск
КОММЕНТАРИИ
1 Хроматизм – зд.: акцент, окрашенность произношения.
2 Родословные.— Традиция составления мифологических родословных восходит к древним логографам VI в
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ. О ЧИСЛАХ ГЕОМЕТРИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ ОТ ПИФАГОРА (КВАДРИВИУМ)
Считается, что математические науки1 Пифагор позаимствовал у египетских, финикийских и халдейских жрецов. Не забуд
ПИФАГОР О ЧИСЛАХ
(YMNOΣ EIΣ APIΘMON)
Пифагор продвинул арифметику вперед и вывел ее за пределы обычных торговых вычислений, сравнивая вещи с числами (моделируя все вещи числ
ГЕОМЕТРИЯ ОТ ПИФАГОРА
Геометрия — это устное сообщение (IΣTOPIA) Пифагора, целиком исходившее от него. Он учился геометрии у египтян, которые занимались ею с древних времен.
Пифагор считал геометрию необхо
КОММЕНТАРИИ
1 Математические науки — современное понимание этого определения значительно отличается от его первоначального значения — «науки учеников Пифагора, допущенных к прямому собеседова
АСТРОНОМИЯ ОТ ПИФАГОРА
Пифагор научился астрономическим теориям у Фалеса и Анаксимандра, халдеев и магов.
Он много говорил о космосе, о всевозможных видах движения небесных сфер и светил, о заграждениях одних др
ПЕРΙ APMONIKHΣ). МУЗЫКА
Пифагор открыл законы гармонии и гармонические отношения между звуками.
Пребывая однажды в состоянии озабоченности и напряженного размышления, не сможет ли он придумать для слуха какое-ниб
КОММЕНТАРИИ
1 Музыкальная гармония звучания — долгое время подвергавшееся осмеянию учение Пифагора о музыке сфер в недавнее время нашло некоторое научное подтверждение: Буданов В. Г. Р
ПИФАГОР О ВСЕОБЩЕМ
(ПЕРΙ TOY OΛOY)
Название философия (ФΙΛОΣОФΙА) придумал первым Пифагор, ибо мудрость (ΣОФΙА) есть знание истины, коренящейся в истинно сущем. Истинн
КОСМОГОНИЯ ОТ ПИФАГОРА
Пифагор и пифагорейцы рассуждали о происхождении Неба. В том, что касается его частей, действий и претерпеваний, строго следовали наблюдаемым фактам. Они без остатка тратили свои начала и причины н
ФИСИОЛОГИЯ
(натурфилософия) от Пифагора(ФΥΣΙКОΝ)
Пифагор считал хронос (XPONOΣ) сферой объемлющего (небосводом) (ΔIAΣTHMA OIKOYMENHΣ).
О БОГАХ. ПИФАГОР О БОГАХ
(MYΣTIKOΣ ΛОГОΣ, ΙЕГОΣ ЛОГО1, ΛОГОΣ ПЕРΙ ΘEΩN)
Священное Слово, или учение о богах: «Это слово о богах принадлежит Пифагору, сыну Мне
Предписания и запреты
Из запретов Пифагора много привнесенного из мистерий: запрет есть бобы — священное растение Аполлона. «И не касаться бобов» по многим божественным, природным и имеющим отношение к душе причинам. На
Жертвоприношения
Пифагор ревностно изучал науку о жертвоприношениях и торжественных богослужениях, совершаемых в храмах.
Жертвы богам Пифагор приносил необременительные, угождая им мукой, лепешками, ладано
КОММЕНТАРИИ
1 Мистерии — тайные священнодействия, таинства.
2 Символ веры от Пифагора — фундаментальное положение философии Пифагора.
3 Маг Г
О ДУШЕ. МЕТЕМПСИХОС. ПОСМЕРТНОЕ СТРАНСТВИЕ ДУШИ
ПИФАГОР О ДУШЕ (ПЕРΙ ΨΥХНΣ)
Душа — осколок эфира, одновременно теплого и холодного, душа отличается от жизни тем, что наряду с теплым эфиром содержит х
МЕТЕМПСИХОС
(ПАΛΙГЕΝЕΣΙАΙ KAI METENΨYXΩΣΙΣ)
Считается, что Пифагор первым высказал мнение, что душа, проходя по кругу неизбежнос
ПОСМЕРТНОЕ СТРАНСТВИЕ ДУШИ ПО ПИФАГОРУ
(AYΣΙΣ ΨΥXHΣ H KATABAΣIΣ EIΣ AIΔOY)
Пифагор так говорил своим ученикам о посмертном странствии души:
«Когда тебе
КОММЕНТАРИИ
1 Патрокл — сын Менетия, родом из Опунта, любимый друг Ахилла, убитый в поединке Гектором.
2 Ферсефонея — диалектный вариант имени Персефоны, супруги Аи
ЭТИКА ОТ ПИФАГОРА
(HΘIKΩN ΔOГMATΩN)
Большую часть этических воззрений Пифагор заимствовал у Фемистоклеи, дельфийской жрицы.
После богов, даймонов и героев более
ПРАВО ОТ ПИФАГОРА
Пифагор говорил, что одну и ту же (равную) силу имеют: в царстве Плутона — Дике1, в царстве Зевса — Фемида2, в полисах — Номос3. Поэтому тот, кто поступает несправе
ПОЛИТИКА ОТ ПИФАГОРА
(ПОΛΙΤΙКОΣ ΛОГОΣ, ΠOΛITIKON)
Никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется, но всегда нужно иметь какое-ли
КОММЕНТАРИИ
1 Дике — богиня высшей Правды и высшей Справедливости в ее нравственном аспекте. С ней связана идея посмертного суда и воздаяния.
2 Фемида — богиня прав
ОЧИЩЕНИЕ И ТЕРАПЕВТИКА
(KAΘAPMOI)
Здоровье — сохранение облика, болезнь — его гибель.
Пифагор всегда заботился о том, как выглядит его тело, чтобы оно не худело и не толстело, так
ДИЕТА ОТ ПИФАГОРА
Из видов пищи Пифагор советовал полностью отвергнуть такие, которые вызывают беспорядок в желудке, урчание и ветры;
■ виды пищи, враждебные божественной природе (нечистые плоды и жив
О РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЕ
(КАΘАРМОΙ)
Ритуальная чистота (AГNEIA) достигается очищениями, омовениями и окроплениями, а также неприкасанием к трупам, роженице и всякой скверне и воздержание
КЛЯТВА ПИФАГОРЕЙЦЕВ
(OPKOΣ)
Клянусь величайшей клятвой — Космосом, Аполлоном и всеми богами и богинями олимпийскими, клянусь изобретшим тетрактиду мудрости нашей, ту, из которой течет ис
ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО УЧЕНИКА
Пифагор полагал, что хорошим окажется тот ученик, который обладает следующими качествами:
1) способностью хранить молчание (безмолвствовать; EXEMYeiA);
2) способностью хранить в т
Проверка и оценка характера ученика
Прежде чем принять кого-нибудь себе в ученики, Пифагор долго присматривался к нему, стремясь оценить его характер;
1) расспрашивая других об их поведении с родителями и остальными домашним
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИФАГОРА
Пифагору приписывалось традицией немало речей, письменная фиксация содержания которых была выполнена его учениками, развивавшими его учение. Сам Пифагор ничего не писал, кроме «Священного Слова». П
МОЛИТВЫ ОТ ПИФАГОРА
(Ιερός λόγоς в гексаметрах)
От Пифагора идет традиция «Священного Слова Пифагорейцев», стихотворного изложения основоположений
КОММЕНТАРИИ
1—4: Начало «Золотых стихов» предположительно представляет собой переложение начала древнего пифагорейского стихотворения Hieros logos, приписываемого самому Пифагору. Это сочинение было завещано и
Заутренний гимн Гелиосу
(воскурение из ладана и манны)
Слух свой открой для мольбы, о блаженный,
чье око всезряще,
Златоблестящий титан, светоч просторных небес;
Неутом
Заутренний гимн Аполлону
(воскурение манной)
О святочтимый, приди,
лучезарный Пэан, поразивший Тития меткой стрелой,
Ликорейский, Мемфисский, Мышиный, Радости светлой творец,
Книга восьмая
1. ПИФАГОР
Теперь, когда мы обошли всю ионийскую философию, что вела начало от Фалеса, и упомянули в ней всех, кто достоин упоминания, перейдем к философии италийской, которой положил нача
КОММЕНТАРИИ
1 Тирренцы — этруски, считавшиеся народом, искушенным в тайных знаниях: отсюда и легенда, возводящая к ним Пифагора (еще красочнее — у Порфирия, § 10).— 307.
2
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Почти все согласно утверждают, что Пифагор был сыном Мнесарха, но разноречиво судят о происхождении самого Мнесарха. Некоторые считают Мнесарха уроженцем Самоса. Но Клеанф (в V книге «Мифических по
КОММЕНТАРИИ
Порфирий (ок. 232 — ок. 301 гг. н. э.) — ученик Плотина, располагал для своей биографии Пифагора приблизительно теми же материалами, что и Диоген Лаэртский, но в своем изложении уже гораздо
Изданные источники о Пифагоре и его учении
1. Фрагменты Ранних Греческих Философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подгот. А. В. Лебедев.— М.: Наука, 1989.— 576 с. (О Пифагоре и пифагорейских философа
Новости и инфо для студентов